Способы общения пользователя персонального компьютера при управлении системными и прикладными программами называется пользовательским интерфейсом.
Приступая к работе с персональным компьютером (ПК), пользователь вначале загружает операционную систему (ОС) и другие системные программы, которые позволяют выполнять вспомогательные операции и прикладные программы. При этом в зависимости от типа ОС реализуется тот либо иной системный интерфейс. Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой.
Прикладной интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется прикладной программой.
Рассмотрим разновидности системного интерфейса (см. рис.).
Современные ОС поддерживают командный, WIMP- и SILK-интерфейсы. В настоящее время решается проблема создания общественного интерфейса (socialinterface).
Командный интерфейс – самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в ОС MS-DOS приглашение выглядит следующим образом: C:\>, а в ОС UNIX – это знак доллара США $.
В WIMP — интерфейсеWIMPпредставляет собой аббревиатуру следующих ключевых слов: Window(s) (окно/окна), Image (образ), Menu (меню) и Pointer (указатель).
На экране высвечивается окно (окна), содержащие образы программ и папок с документами и меню действий (которое можно включить дополнительно, например, правой клавишей мыши). Для выбора нужной программы используется указатель мыши. Поместив указатель на выбранный образ, щелкают левой клавишей мыши, тем самым активизируют образ.
В SILK – интерфейсSILKпредставляет собой аббревиатуру следующих ключевых слов: Speech– речь (компьютер выполняет голосовые команды), Image– образ (речь идет о голосовых образах команд, папок с файлами и самих файлов), Language– язык (команды могут произноситься на разных языках, поэтому надо настраивать компьютер на тот язык, на котором говорит пользователь компьютера), knowledge– знания (прежде чем данный интерфейс заработает в полную силу в компьютере надо создать базу данных голосовых образов, соответствующих командам и названиям папок и файлов).
При использовании SILK— интерфейса на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым связям.
SILK— интерфейс требует для нормальной работы компьютер с микропроцессором, обладающим достаточно высокой производительностью, и большой оперативной памятью. Это связано с тем, что помимо операционной системы в оперативную память необходимо загружать базу данных со звуковыми образами команд. Эта база данных формируется на начальном этапе работы с SILK— интерфейсом, поскольку данный интерфейс является самообучающейся системой. Самым сложным при реализации данного интерфейса является понимание компьютером речи человека. В процессе самообучения компьютер запоминает команды, произносимые работающим с ним человеком. Человек отслеживает правильность понимания компьютером произнесенных названий команд и папок, при необходимости поправляет компьютер. После нескольких месяцев самообучения компьютер не только понимает человека, но может также набирать текст с голоса с темпом, соответствующим одновременной работе двух-трех машинисток.