Концепция биологизаторства: её недостатки

 

Бесконечное множество вопросов, возникающих в процессе развития генетики, порождают попытки философского анализа сущности наследственности и её научного познания.

Многие человеческие ценности, качества личности, проблемы войны и  мира, природа психики и интеллект, политика и культура, нравственность и т.д. подвергаются биологизаторскому толкованию. Так, например, американский натуралист А.Оллэнд приписывает основную роль в формировании психики и в поведении человека биологическим факторам. Он говорит о культуре как о продукте биологии, механизме приспособления, аналогичном адаптациогенезу животных. На тех же позициях стоит и другой американский учёный Р.Добо. Он абсолютизирует генетическую устойчивость человечества в историческом процессе и утверждает, что социальные конфликты генетически детерминированы естественной природой человека. Он развивает мысль о том, что причиной основного противоречия между «взаимодействиями среды и биологическими эффектами» является то, что среда, в которой живёт современный человек, сильно изменилась в отличии от той, в которой зарождалась и в ходе эволюции совершенствовалась его биологическая конституция. На чисто биологическом подходе к человеку настаивают также Тайджер и Фокс, которые задались целью «низвергнуть с престола человека» как особого существа, находящегося за пределами биологических законов и им не подчиняющегося. Но очевидно, что биологизаторская трактовка истории человечества явно ошибочна. Так, к примеру, сторонники этой концепции  напрасно пытаются найти общественные отношения в мире животных. С биологизаторских позиций они подходят и к оценке политических институтов, функция которых состоит якобы в том, чтобы эффективно обеспечивать доступ к средствам существования и осуществлять генетический контроль над размножением людей.

Положив в основу объяснения поведения человека генетическую программу и методологию биологизаторства, Тайджер и Фокс в полном соответствии с биологизаторской позицией приходят к заключению, что человек является только животным, хотя и может обладать определённой политической властью и придерживаться определённых нравственных норм. Пытаясь найти основы морали в органической природе, многие авторы (Уилсон, Ардри, Лоренц, Моррис, Сторр и др.) приходят к выводу, что и идеалы и человеческие преступления запрограммированы в генетики человека. Но такой подход к данному вопросу является очень ограниченным, т.к. исключает социальную детерминацию жизнедеятельности людей.

Аналогично решается и проблема природы человеческих потребностей. Здесь следует отметить справедливость того, что из верной посылки о первичности генетически запрограммированных потребностей, коренящихся в инстинктах, делается неверный вывод о том, что они являются основными и определяют остальные (психологические и социальные) потребности в процессе исторического развития человека. Таким образом, нормы морали ставятся в тесную зависимость от биологических и психических потребностей как основы, способствующей возникновению и ограничению нравственных принципов. Следует отметить тот факт, что усилившаяся тенденция использования так называемого коэффициента умственных способностей (IQ) приводит к тому, что генетические данные всё более абсолютизируются. Так, по мнению А.Дженсена, умственные способности человека на 80% детерминированы наследственностью, а социальная среда играет очень незначительную роль. Исходя из этого пропагандируются неверные идеи о неизбежном делении общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, о том, что уровень интеллектуального развития различных классов генетически предопределён и поднять его невозможно ни путём воспитания, ни с помощью образования. Очевидно, что именно на такой «теоретической» основе возникли расистские концепции интеллектуальной неполноценности негров.

В выше изложенных концепциях биологизаторства можно выделить большую долю справедливости и научной обоснованности изложенных суждений. Несмотря на то, что наследственность играет значительную роль в развитии человека и реализации его особенностей, категорически нельзя согласиться с тем, что этот фактор является единственным и всё определяющим. В настоящее время справедливо обосновано и доказано немаловажное влияние социальной среды на реализацию генетического материала. Самая главная ошибка, которая здесь допущена – это обособленное рассмотрение биологического фактора без учёта влияния социальной среды, определяющее значение которой никак нельзя проигнорировать. Именно непонимание роли общественной формы движения легло в основу биологизации личности человека, попыток представить появление человека лишь как количественное развитие особенностей, существовавших у его животных предков. 

Непонимание роли социального наследования как элемента, являющегося одним из центральных в процессе становления человека, ведёт к непрекращающимся попыткам биологизировать социальную сущность человека. Совершенно очевидно, что на основании этих попыток появились различные концепции социал – дарвинизма и евгеники, требующих биологической переделки человека, которые утверждают, что вечная и неизменная «человеческая природа» коренится в ДНК, будучи якобы записанной в генах. Во всех этих ошибочных концепциях полагается, что социальные формы поведения не есть следствие социальной программы, воспринимаемой при воспитании, а что они представлены специальными генами, отобранными в процессе эволюции человека. В частности, пропагандируется мысль, что мораль – это не социальная форма понимания значения личности человека, смысла его жизни и его соотношения с обществом, разная для каждой исторической эпохи, а якобы вечно присущее человеку качество, записанное в его генах. Мутации генов этики якобы ведут к бессердечию, чем обусловлены порок и преступление и т.д. Таким образом, эта точка зрения не признаёт основополагающего значения социального наследования. Однако сейчас мы можем сказать, что она опровергнута не только множеством косвенных данных, но и прямыми наблюдениями над людьми, которые при рождении были лишены общества человека. А.Гезелл в книге «Дети волков и человеческие дети» проанализировал случаи, когда дети сразу после рождения попадали к диким животным и воспитывались среди них. У всех этих детей, росших вне социальной среды, не развивались человеческие психические функции, они не имели даже навыков прямохождения. Таким образом, недостатки концепции биологизаторства можно компенсировать в результате дополнения и сопоставления с данными других теорий и научных направлений.       

Не правильно делать вывод на основании рассмотрения только одной концепции, поэтому, чтобы прийти к какому-нибудь справедливому заключению необходимо проанализировать и сопоставить другие концепции.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h