ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ИРКУТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ивенина В.К.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В текущем году кафедра экономической и социальной географии Иркутского университета отмечает 85-летие, начав путь с 1920 года (два года спустя после открытия университета), когда под руководством К.Н. Миротворцева была создана кафедра экономической географии и стати­стики, (в 1948 году она переименована в кафедру экономической, а в 1995 году — в кафедру эко­номической и социальной географии). Руководили кафедрой последовательно: доцент К.Н. Миро­творцев, профессор В.А. Кротов, доцент Г.А. Сацюк, доцент В.М. Бояркин, доцент В.И. Быков, профессор В.П. Шоцкий и с 1988 года — профессор В.К. Ивенина

Сотрудники кафедры всех поколений разрабатывали учебные, научные, методические проблемы, связанные с подготовкой специалистов для народного хозяйства страны, продолжате­лей развития экономико-географической науки. В современный период — период коренных соци­ально-экономических преобразований, в условиях становления рыночных отношений в России, потребность в экономических и социальных знаниях стала особенно осгро ощущаться. Усиление экономико-географической подготовки молодых специалистов осознано на всех уровнях. Так, УМО по экономико-географическим наукам приняло решение (подготовлены государственные стандарты и учебные планы) на открытие в университетах специальности «Экономическая и соци­альная география». Перед региональными университетами стоит задача принятия согласованных решений на местах по внедрению этого проекта в жизнь. Сложно будет, видимо, решать эту про­блему, т.к. из-за финансовых затруднений, сокращения штатов на нашем географическом факуль­тете в 2000 году были устранены все специализации в рамках специальности «География», в т.ч. и по экономической и социальной географии, что в нынешних условиях вряд ли оправдано. Эконо­мико-географическая ориентация будущих специалистов в настоящем продолжается в рамках спе­циальности чтением отдельных курсов в усеченном варианте (региональный компонент, курсы по выбору).

Последнее десятилетие кафедра работала по нескольким образовательным стандартам, не­скольким учебным планам: было снято до десяти ранее читаемых курсов и почти столько же вве­дено новых. Новые дисциплины были ориентированы на усиление экономической и экономико- географической подготовки, связанной с концепцией регионализации образования (региональная экономика, основы регионоведения, социально-экономические проблемы региона, региональный менеджмент, краеведение, «Налоговая система и налоговая политика», «Политический маркетинг» и т.п.).

За годы работы кафедры подготовлено до тысячи экономико-географов, которые сегодня трудятся во многих структурах: в академических институтах, вузах, банках, таможне, страховых компаниях, в коммерческих, центре занятости, статуправлении, областной администрации, мэри­ях, казначействах, школах, лицеях, учреждениях дополнительного образования, турфирмах и пр.). Качество их подготовки (по заключению ГАК и организаций) достаточно высокое. Тесный кон­такт на протяжении всех лет работы кафедры с академическими институтами (в настоящем более половины ее сотрудников — ведущие ученые Института географии СО РАН) позволяет вести под­готовку специалистов в условиях, приближенных к исследовательской деятельности, на достаточ­но высоком общенаучном и методическом уровне. Однако, несмотря на профессиональную готов­ность к деятельности, адаптация выпускников в последние годы на рынке труда снизилась. Мы считаем, что это противоречие заложено в самой системе подготовки кадров. В государственных образовательных стандартах последнего поколения и учебных планах специальности «География» (012500) сильна профессиональная составляющая, а на формирование личностных качеств спе­циалиста (таких, как мобильность, конкурентоспособность, коммуникативная компетентность, важных для сегодняшнего ранка) уделено мало внимания. Более того, в стандартах последнего поколения (2000 г.) снята, ранее имевшая место, квалификация «Преподаватель», которая давала возможность большей мобильности в выборе варианта деятельности. Закрытие приема на заочное обучение в эти же годы осложнило вопросы профессионального совершенствования и трудоуст­ройства молодежи, работающей по специальности.

Для разрешения имеющихся противоречий, заложенных в стандарте специальности, нами проведено исследование (совместно с кафедрой педагогики и гуманитарных технолог ий ИГУ) на предмет адаптации молодых специалистов и соответствия личностной подготовки требованиям современной практики. Результаты исследования нацелили на корректировку учебных планов, в отдельные годы были введены курсы: «Социология и психология управления», «Деловое обще­ние», «Управление персоналом», «Коммуникативная культура личности», «Этика деловых отно­шений с иностранными партнерами» и др., позволившие получить позитивные сдвиги в формиро­вании и развитии личностных качеств выпускников.

Главной трудностью подготовки специалиста в переходный период явилась, естественно, проблема разработки содержательной стороны предметной области знаний. В условиях разбалан- сированности хозяйственно- управленческого механизма страны, становления рыночных отноше­ний, внедрения новых форм территориальной организации производства, разрушения отраслевых, экономических, территориальных и иных типов и видов связей традиционной классической эко­номической и социальной географии, потребовалось глубокое переосмысление теоретических по­зиций, понятийного аппарата, критического анализа накопленных ранее знаний, наработка кон­кретного материала, т.е., по сути, шло освоение новой экономико-социально-политической гео­графии. Дефицит литературы, противоречивость информации, отсутствие достоверного банка данных как отраслевого, так и регионального плана явились сложными моментами в переосмыс­лении ранее изучаемых и освоении новых учебных дисциплин, потребовали огромных затрат вре­мени как сотрудников, так и студентов на их разработку и освоение (в противовес учебным дис­циплинам других областей знаний).

Для своего разрешения эта проблема требовала оперативного повышения квалификации преподавателей кафедры, но это оказалось затруднительным в силу перехода централизованных образовательных структур (ИГ1К, ФПК) на коммерческую основу и отсутствия финансирования на местах.

Несмотря на имевшие место трудности в работе кафедры этого переходного периода, ос­новными принципами развития и обновления экономико-географической и социальной подготов­ки специалистов явились фундаментальность и качество образования, дифференциация и индиви­дуализация процесса обучения, осмысление и внедрение инновационных идей, сохранение педа­гогических традиций, стимулирование новаторского поиска, совершенствование педагогического мастерства, т.е. шел процесс модернизации всей системы научно-методических, психолого- педагогических и организационных подходов в вузовской деятельности. Становление и развитие глобального информационного процесса способствовало внедрению новых информационных тех­нологий в практику образования, позволяющих не только оперативно получить знания, но и осво­ить принципы и методы деятельности.

Методологическим основанием деятельности кафедры был и остается системный, лично- стно-ориентированный и гуманистический подходы к построению содержания и организации об­разовательного процесса, а также претворение в жизнь концепции непрерывного педагогического образования. Последнему направлению кафедра всегда уделяла большое внимание и сформирова­ла достаточно стройную систему профориентационной деятельности, охватывающей такие ее на­правления и формы, как профессиональную пропаганду, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональную подготовку специалиста, изучение и контроль за адаптацией молодого специалиста к реальной трудовой деятельности. Отслеживание этого процесса позволяло своевременно вносить коррективы и совершенствовать работу.

Д&аьнейшая работа кафедры будет строиться на основе нормативных и правовых докумен­тов, определяющих направление модернизации российского образования: национальной доктрины образования, федеральной программы развития образования и концепции модернизации россий­ского образования на период до 2010 года.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h