Однако очень долгое время в сфере образования не происходило никаких существенных изменений. В текущем состоянии она практически не использует возможности, открываемые современными информационными технологиями. Например, возможность доступа к огромным объёмам информации в любое время и из любой точки мира, богатые возможности для обеспечения связи и групповой работы людей по всему миру, а также автоматизация многих рутинных процессов, позволяющая экономить время квалифицированному специалисту для решения более сложных и творческих задач. Перечисленные возможности могли бы значительно повысить эффективность образовательного процесса.
В целях непрерывного повышения качества образовательного процесса и поддержания его на уровне, диктуемом современными достижениями в различных областях науки и техники, в образовательных центрах создаются научно-исследовательские подразделения.
Деятельность таких подразделений направлена на разработку и отслеживание результатов реализации программ и проектов развития и инновационной деятельности образовательного учреждения. способствует формированию и утверждению личностно-ориентированной развивающей педагогики, формирует с помощью новых инновационно-образовательных технологий новый тип массовой практики и одновременно может являться экспериментальной площадкой для подготовки педагогов-исследователей, учителей-экспериментаторов.
Основными задачами деятельности лаборатории инновационно-образовательных исследований являются:
-изучение инновационных процессов, происходящих в образовательном центре и вне его, научно-методическое обеспечение перевода их в режим экспериментальной работы по развитию образовательного учреждения;
— проведение диагностических исследований состояния образовательно-развивающихся процессов и их влияния на формирование личности учащегося и педагога;
— участие в учебном процессе, использование результатов инновационных исследований для подготовки учебных пособий;
— разработка экспериментальных образовательных программ (в том числе авторских), научных гипотез и концепций развития содержания учебных предметов, рациональных режимов обучения, новых педагогических теорий и практик, методов и приемов образовательных техник и технологий, а также программ исследовательских мониторинговых работ;
— разработка концепций (концептуальных моделей) и программ научно-исследовательского эксперимента и оказание практической помощи педагогическим работникам в разработке и проведении индивидуальных экспериментально-исследовательских работ, моделирование уроков, учебно-познавательных ситуаций и др.;
— организация и проведение конкурсов, олимпиад, научно-методических семинаров, научно-практических конференций по инновационно-исследовательской работе в рамках образовательного центра и совместно с вузами;
— осуществление издательской деятельности по научно-исследовательским материалам в рамках образовательного центра и совместно с вузами;
— формирование и накопление базы данных по образовательным нововведениям;
— привлечение одаренных учащихся к научно-исследовательской работе вуза с целью профессиональной мотивации на основе метапредметного, надпредметного и интегрированного знания в условиях компетентностного подхода;
— развитие международных связей через совместную научную деятельность на основании заключенных договоров о сотрудничестве, участие в международных программах и фондах.
С целью автоматизации некоторых аспектов деятельности такой лаборатории создано ПО, которому посвящена данная работа. Сначала кратко опишем основные потребности пользователей систем поддержки образовательного процесса, а затем подробно остановимся на функциональности, необходимой лаборатории инновационно-образовательных исследований.