Опыт работы с одаренными учащимися инновационных школ Иркутска и области дает основание утверждать, что безусловно способные к углубленному изучению предметов молодые люди часто теряют к ним интерес ещё по сути и не приступив к изучению. Это происходит, с нашей точки зрения, в основном, по двум причинам.
Во-первых, школьный учитель, ориентированный на «средний» уровень класса* часто не хочет, а иногда и не может дать более сильному или более способному из своих учеников адекватные его уровню задания, что ведет к угасанию интереса со стороны школьника. И это понятно, поскольку надо ли стараться, если задания слишком просты, надо ли пытаться, если задания слишком сложны?
Во-вторых, учитель, перегруженный проверкой тетрадей и другими видами учебной работы, обычно не в силах сформулировать посильное и понятное для одаренных школьников индивидуальные, а тем более коллективные задания с элементами научного исследования.
Первая из двух сформулированных выше проблем в той или иной степени решается в большинстве инновационных средних учебных заведений г. Иркутска. В данном выступлении остановимся более подробно на второй проблеме, которая чаще всего не поддается столь успешному решению, а любые попытки порождают еще целый ряд проблем.
С одной стороны, имеющийся опыт работы в качестве экспертов по оценке работ учащихся, поданных на научно-ирактические конференции и конкурсы различного уровня, позволяет сделать следующий вывод. Учителя часто прибегают к практике подмены научно-исследовательской работы реферативной, используя в качестве источников, с их точки зрения, мало известные книги или вузовские учебники, что допустимо лишь на начальной стадии работы ученика над темой.
С другой стороны, выбор научного руководителя «на стороне», вне учебного заведения, к сожалению, также не является панацеей. Большие трудности возникают при попытках организовать научно-исследовательскую работу учащихся под руководством научных сотрудников академических институтов. Последние, плохо представляя объем знаний и возможности учащихся, как правило, не могут на популярном уровне сформулировать перспективную тему или предложить доступный для учеников аппарат исследований. Более приспособлены к такого рода деятельности преподаватели вузов, так как они имеют опыт работы со студентами, в том числе и младших курсов. Но и в этом случае при постановке задачи и ее реализации часто методика и приемы работы со студентами переносятся на школьников без учета их возрастных и социальных особенностей и возможностей. В частности, детям либо отводится роль простых исполнителей, либо, что еще хуже, «оформителей» ранее проведенных руководителем научных исследований. Такая практика наносит большой вред позитивному мышлению ребенка, отбивая у него охоту к самостоятельной работе.
Для успешной организации научно-исследовательской работы учащихся уже на этапе выборы темы безусловно должна прослеживаться связь обучения ребенка в профильном классе с тематикой планируемых исследований. Очевидно, что педагогическое взаимодействие учителя, руководителя и исполнителя должно быть как экстенсивным, то есть предполагающим расширенное изучение теоретических аспектов тематики, так и интенсивным, то есть предполагающим углубленное изучение методов исследования конкретной выбранной темы.
Поэтому указанные трудности органически связаны с проблемой выбора тематики исследований. Одним из частичных решений этой проблемы может, на наш взгляд, послужить создание «банка» тем научно- практических работ по предметам или их циклам и возможность свободного выбора учащимся руководителя и темы исследований.
Итак, исследовательская проблема тем или иным образом выбрана, нужно приступать к ее разработке. При реализации соответствующей педагогической задачи возникает еще одна, не менее важная, проблема — поиск реально доступной и желательно адаптированной к восприятию школьника современной научной литературы. Школьная библиотека в этом случае зачастую не помощник и информацию приходится искать в других местах. Однако дети не умеют работать с научной периодикой, плохо владеют основами пользования библиотечными каталогами, справочными изданиями, сетью Internet. К сожалению, все сказанное относится и к большинству учителей.
Следующей, пятой, проблемой является организация презентации уже завершенной работы на различных конференциях и конкурсах студентов и школьников. Даже просто подготовка к предстоящему соревнованию в форме публичной защиты вызывает у большинства ребят неизбежный стресс. А если к этому добавить еще и необходимость последующего выступления на олимпиаде по специальности, то трудности ребенка, да и его учителя и научного руководителя, многократно возрастают. Для участия в таком «двоеборье» кроме безусловно высокого уровня предметной подготовки необходимы и свободное владение устной речью, и соответствующая психологическая подготовка.
Даже поверхностный анализ сформулированных проблем заставляет задуматься над, пожалуй, основным вопросом: а для чего, собственно, нужна НИР учащихся инновационных школ? Тем более, что приобретенные школьником навыки научной работы могут оказаться не востребованными: на первых двух курсах подавляющего большинства вузов НИР студентов не ведется, а в остальных — организована чисто формально.
С нашей точки зрения в этого рода работе есть и несомненные плюсы. Остановимся лишь на некоторых из них.
В первую очередь НИР заставляет учителя быть в постоянном поиске и соответствовать ожиданиям учащихся. А значит, совершенствовать педагогические технологии образовательного процесса, работать над научно- методическим обеспечением преподаваемых учебных дисциплин, поддерживать свой профессиональный уровень на должной высоте, вести систематическую плановую внеклассную и внеурочную деятельность.
С другой стороны, деятельность педагога по организации научной работы учащихся не должна являться самоцелью. Не мене важно, что организация НИР служит и воспитательным целям. Будучи направленной на ребенка, она, в числе прочего, способствует формированию и развитию у детей:
- умения выбора адекватной цели и способов ее достижения;
- умения работать с литературой;
- умения самостоятельно находить решение и формулировать выводы;
- первоначальных навыков ведения научных исследований;
- элементарных приемов самообразования;
- осознанных профессиональных навыков.
Все это чрезвычайно важно для повышения мотивации к обучению в школе, успешному поступлению и учебе в вузе, а также дальнейшей адаптации выпускников в условиях современной реальности.
Также нельзя не отметить, что по нашему мнению, работа над исследовательской темой позволяет, кроме интеллектуального соперничества возникновению между школьниками дружбы, общности цели, взаимопомощи, т.е., по сути, может родиться временный (?!) творческий коллектив, способный к получению самостоятельных творческих результатов.
Современные требования, предъявляемые к научным проектам детей, предполагают в процессе выполнения наличие у исполнителей целого комплекса культурных и интеллектуальных качеств, без которых получение успешного результата весьма проблематично. Тем самым мы выходим на осознание еще одной проблемы — интеграции знаний школьников по различным предметным областям. Для успешного написания и оформления работы необходимо свободное владение русским языком и знание хотя бы одного иностранного языка, хороший литературный стиль, свободное владение современными информационными технологиями.
Появление современных информационных и компьютерных технологий не только привело к оригинальным трактовкам известных и формулировке ряда новых, ранее просто принципиально не возможных, как «чисто теоретических», так и «прикладных» научных задач, но и к созданию или возрождению целых областей наук, таких как «компьтер сайнс» или «дискретная математика».
На наш взгляд, возможно различное использование компьютера при выполнении (и не только школьниками!) исследовательских работ из различных научных областей: либо ставится чисто теоретическая проблема, а ПК отводится лишь вспомогательная или иллюстративная роль; либо задача, имеющая самостоятельный интерес, решается методами информатики и программирования; либо (и это, пожалуй, самое перспективное) первоначальная формулировка итеративно усложняется, исполнителем выдвигаются различные гипотезы, ставится «численный эксперимент», а полученные в итоге утверждения доказываются средствами конкретной области науки. При этом у исполнителей резко возрастает мотивация к обучению и не только на уроках информатики.
И в заключение отметим, что решение перечисленных проблем ставят перед учебным заведением, на наш взгляд, следующие задачи:
- создание системы воспитания учащихся;
- создание системы научно-методического обеспечения деятельности педагогов при организации НИРУ;
- создание системы внеклассной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование не только узко предметных, но и общекультурных умений и качеств;
- создание современно материально-технической базы.
Все это может способствовать решению еще одной важной цели обучения в инновационной школе — формированию творческой личности, способной к саморазвитию и адаптации к современной реальности.