ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников

 

. Подготовка перехода современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связана с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования.  В ФГОС второго поколения явно учитывается реальность и тенденции современного образования:  ИКТ- технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции)», как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Формирование у учащихся информационных компетенций совместно с учебно — познавательными направлено на достижение и осуществление предметных результатов.

В  связи с принятием новых образовательных стандартов, большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности школьников. Новые программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, поэтому каждый ученик должен быть обучен данному виду деятельности.  Основное применение ИКТ находят в проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности, способные организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.  

Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «проектная деятельность».

 

2. Слово «проект»   толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование понимается как процесс создания проекта».

3. Проектная учебная деятельность обучающихся – компонент проектного обучения, связанного с развитием творческих способностей ребёнка и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной.   В проектной деятельности конечная цель, результат работы известен заранее.

4. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта.

5. Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации. Так, мы можем взять микроскоп или лупу и рассмотреть снежинку, и окажется, что снег совсем не такой, каким мы видим его в повседневной жизни, а именно, через лупу мы увидим уже не кучу снега, а множество уникальных искрящихся снежинок. Мы можем понаблюдать за домашним питомцем, проанализировать полученную информацию и выявить неизвестные нам ранее закономерности в его поведении. Мы можем провести опрос одноклассников и узнать то, что даже не могли предположить раннее.

Несмотря на определённое сходство, учебное и научное исследования имеют существенные различия. Главным отличием исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимся навыка исследования как универсального способа познания действительности.

6.   Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.   Таким образом, понятия   «учебная проектная деятельность», «проектно-исследовательская деятельность» взаимосвязаны, и являются компонентами проектного обучения.

7.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: 

Преимущества средств ИКТ

1) самостоятельно приобретают недостающие  знания из разных источников;

 

— быстрый подбор необходимой информации в Интернет

-работа с различными современными источниками информации

В процессе работы с электронными энциклопедиями, ресурсами Интернета формируются умения:

использовать справочные издания;

работать с информацией, извлекать главное ;

• самостоятельно искать дополнительную информацию;

• давать оценку сайтам с точки зрения качества представленной информации;

• систематизировать полученную информацию;

• корректно ссылаться на использованные источники.

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных  и практических задач;

-возможность сопоставления  различных путей решения познавательных  и практических задач

8.  3) приобретают коммуникативные умения

 

-дистанционное общение по электронной почте

 -быстрый обмен необходимой информацией,

 -координация действий членов группы,

-выступление с опорой на презентацию способствует развитию речи и мышления

-выступление  на научно-практических конференциях  повышает самооценку и мотивацию к дальнейшему обучению

4) развивают у себя исследовательские умения 

 

-обмен исследовательским опытом 

 -обсуждения результатов исследования,

-распространение опыта исследовательской работы

5) развивают системное мышление

 

-распространение опыта исследовательской работы

-участие в научно-практических конференциях

-системный подход к обучению

 

Специфика современных обучающих информационно-коммуникационных средств  такова, что предоставляет неограниченные возможности для развития критического мышления школьников, формирования навыков самообразования и самостоятельной исследовательской деятельности. Учителю важно не упустить все предоставляемые интернет-ресурсами и предметным содержанием школьного курса физики  пути для развития ученика-исследователя.   Можно  использовать  следующие формы работы со следующими типами интернет — ресурсов:

9-10.

1.  Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 

2.  Информационные источники образовательных порталов.

3.  Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах. 

11. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или ЦОРы, представлены видеофрагментами,   иллюстрациями, звуковыми фрагментами, интерактивными заданиями. Работа с ЦОРами предполагает следующие варианты исследовательских заданий:

12. 1.  создание учащимися информационного проекта на основе материалов ЦОР.

Этот тип задания формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации;

2. решение поставленной проблемы, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы. Результатом становится межпредметное,  интегрированное знание, формируется умение критически, многогранно смотреть на мир;

13. Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содер­жат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения пе­дагогов и учащихся. Интернет-сайты предлагают достаточное количество разработанных учащимися или преподавателями презентаций. Варианты применения такого типа ресурсов следующие:

1. средство постановки исследовательского задания: найди ошибки в  представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы)

2.  средство отработки исследовательских навыков и умений: на основе представленной презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов; сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой.

14. Что касается применения интернет-ресурсов для организации проектной деятельности: типы проектов вы видите на слайде.  Проекты бывают разные по времени  краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные информационные проекты ученики готовят для выступления на уроке (5-7 минут). 

В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при  выполнении  учебных проектов различных типов. 

 

15. Этапы работы над проектом  вы видите на слайде:

1 этап    подготовка: определение темы и целей проекта

2 этап    планирование: определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Внимание учащихся обращается на необходимость учета «достоверности» используемых источников, их грамотного цитирования; рекомендуется определить сферу деятельности, за которую отвечает каждый участник проекта; учесть временные рамки выполнения работы. 

4 этап   собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала. 

5 этап   оформление работы. Необходимо предусмотреть формы оформления проекта (доклад, схема, тезисы, цитаты и их анализ, презентация и др.). 

6 этап   представление результата работы (может быть проведено непосредственно на данном учебном занятии или следующим за ним). 

7 этап – подведение итогов. Рефлексия.

 

16. Использование ИКТ — технологий целесообразно на всех этапах исследовательской деятельности.    технологии и интернет-ресурсы несут большой информационный, энерго- и времясберегающий потенциал, и применение их в процессе обучения является эффективным средством повышения мотивации и повышения качества знаний. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Работа над учебными проектами и формированием  исследовательских навыков средствами ИКТ –технологий способствует развитию компетенций гражданина XXI века: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.  

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h