В 20 веке было признано, что Россия особая цивилизация. Уже в 16-17 века в науке появилось деление всего мира на 2 части: — цивильная, — традиционное общество. Россия – типично традиционное общество. Также – Япония, Китай, Индия. Евроцентризм – европа центр мировой цивилизации. 3 особенности, которые повлияли на Россию: 1) природно-климатические факторы России. 90% населения мира живут в неблагоприятных климатических условиях, приходится на Россию – 7-8 месяцев – зима, поготовка. Все войны начинались против России летом и завершались летом. Т.к. запад не любит зиму. Тяжелый климат приводил к продовольственным проблемам. Слабая конкурентная способность на мировом рынке. Большая роль государства. 2) гео-политическое положение. Самая огромная страна в мире. Бердяев: историческая судьба России была несчастливой и страдальческой, т.к. Россия подвергалась нападениям. 3) духовная особенность. Запад – каталичество, Россия – православие. Богатство и собственность деформируют человека.
Социализация Личности Политическая
— включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику. Особенность сферы политического обуславливает содержание предпосылок и действительности политической социализации. К содержанию данной формы социализации следует отнести развитие политического сознания, политической культуры, политической практики или опыта, электоральное воспитание, политическое участие, субъектно-политическую деятельность и т. д. По М. Веберу, можно выделить несколько типов политической среды, которые определяют способ социализации личности: патриархальный, подданнический и активистский. Разные типы политических структур предполагают различные содержательные и формальные условия социализации. Так, патриархальная среда предполагает доскональное знание политических традиций и ритуалов. С раннего возраста политическое воспитание направлено на выработку состояния влюбленности и почитания субъектов управления и власти. В такой системе наблюдаются политические ориентации на интересы коллектива, которые концентрируются в личности представителей политической элиты. Легитимность при патриархальной социализации носит традиционный характер. Лояльность по отношению к патриарху со стороны активных в политическом отношении личностей доводится до самопожертвования. В обществе, в котором господствует подданнический тип политической культуры, основой социализации выступает абсолютизированная лояльность по отношению к любой структуре власти. В процессе социализации осуществляется нивелировка (усреднение) личности и выработка установки, что элита всегда права и что борьба с ней невозможна. Личность при такой социализации имеет низкий уровень активности, самосознания, критичности, человеческого и политического достоинства. Активистский способ социализации предполагает высокую политическую гражданскую и политическую культуру, владение системой прав и обязанностей гражданина и умение действовать эффективно в пределах закона. По поводу характера политической социализации в России нет единого мнения, поскольку она не изучена в полной мере. Многие процессы социализации находятся в сфере теневых отношений, носят парадоксальный характер. Если демократия в России получит свое развитие, то политическая социализация превратится в серьезную проблему для общества, поскольку реальная политическая культура и форма социализации носят архаизированный, недемократический характер.
Политическая социализация – это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.
На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.