МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ УЧАЩЕГОСЯ

Реформирование экономической, политической, социальной жизни российского общества привело к распаду традиционной системы воспитания подрастающего поколения. Серьезные изменения произошли во всех воспитательных институтах. Особенно пострадала семья, наблюдается резкое снижение ее воспитательного потенциала, се роли я социализации детей.

Актуальная потребность педагогической поддержки семьи, коренного Преобразования педагогаческого взаимодействия двух ведущих воспитательных систем: образовательного учреждения и семьи, требует подготовки классных руководителей на качественно новом уровне, способных эффективно реагировать на социально-педагогические запросы семей разного типа.

Об актуальности проблемы формирования профессиональной готовности классного руководителя к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося говорят и противоречия, выявленные учеными в процессе педагогического образования в вузе: между изменившимся характером взаимодействия классного руководителя с семьей учащегося и традиционной системой подготовки; между требованиями к профессиональной готовности специалиста, работающего с современной семьей, и содержанием и уровнем профессиональной подготовки; между традиционной организацией педагогического процесса в вузе и задачами подготовки активного, творческого, обладающего профессиональной индивидуальностью классного руководителя, способного работать с семьей учащегося в сложных условиях реформирования общества.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме педагогического взаимодействия классного руководителя с семьей учащегося, позволяет сделать вывод о том, что педагогическое взаимодействие классного руководителя с семьей учащегося в современных условиях — это качественно новый процесс, отличающийся своими функциями, содержанием, направлениями, средствами. Он представляет собой систему взаимосвязанных действий в триаде «классный руководитель — ученик — родитель», направленную на образование, развитие, формирование личности учащегося и родителей.

Демократизация общества и системы образования требует осуществления педагогического взаимодействия классного руководителя с семьей учащегося на основе принципа гуманизации взаимодействия с семьей, принципа целеустремленности, принципа систематичности и последовательности; принципа учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей и родителей.

Качественно (в плане гуманизации) изменились функции классного руководителя: просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, исследовательская, информационная, корректирующая, прогностическая, организационная, координирующая.

Ведущей идеей нашего подхода к подготовке студентов к работе с семьей является предложенная Т.А. Стефановской идея ангииерархической модели формирования профессиональной готовности студентов к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося, способствующая профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию студентов управлению формированием собственной профессиональной готовности’ развитию высокого уровня творческой активности.

В ходе эксперимента по подготовке студентов Иркутского государственного университета к работе с семьей была разработана модель профессиональной готовности студентов — будущих классных руководителей — к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося.

Теоретические труды отечественных ученых о сущности и компонентах профессиональной готовности к педагогической деятельности (В.А.Сластенина, А.А.Воротниковой, Э.П. Бронниковой, C.B. Кульневич, А.Н. Антоновой, А.И. Мищенко, М.И. Дьяченко, B.III. Масленниковой, Т.Ю. Гущиной, В.А Адольфа, H.H. Ершовой и др.) позволили определить профессиональную готовность будущего классного руководителя к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося как сложное интегративное новообразование личности, являющееся целью и результатом формирования, отражающее единство ценностно — смыслового, когнитивного, технологического, исследовательского компонентов и проявляющееся в профессиональной активности.

Содержание компонентов профессиональной готовности классного руководителя с семьей учащегося определило теоретический анализ таких педагогических явлений, как педагогическое взаимодействие с семьей учащегося и семья как педагогическая система. Показателями сформированное™ каждого компонента и, в целом, профессиональной готовности являются знания, умения, отношения.

Показателями ценностно — смыслового компонента являются: признание ценности семьи как педагогической системы, признание ценности педагогического взаимодействия с семьей учащегося, признание ценности собственной профессиональной готовности к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося, признание ценности изучения педагогического потенциала семьи.

Когнитивный компонент включает следующие показатели: знание научных подходов к изучению семьи и взаимодействия с ней, знание теоретических основ семьи как педагогической системы, знание содержания педагогического взаимодействия с семьей, знание методов изучения семьи как педагогической системы и процесса педагогического взаимодействия с ней.

Технологический компонент включает показатели: умение выбрать адекватные содержание, формы, методы педагогического взаимодействия с семьей учащегося; умение разработать проект педагогического взаимодействия с семьей учащегося; умение организовать педагогическое взаимодействие с семьей учащегося; умение рефлексировать педагогическое взаимодействие с семьей учащегося.

Исследовательский компонент: умение изучать педагогический потенциал семьи, умение изучать процесс и результат педагогического взаимодействия с семьей учащегося, умение анализировать собственную позицию и собственный опыт педагогического взаимодействия с семьей учащегося, умение осуществлять мониторинг педагогического взаимодействия с семьей учащегося.

Для определения уровня подготовки студентов, основываясь на исследованиях АЛ1. Леонтьева, А.Г. Асмолова, В А. Перовского, Э. Фромма, нами были выделены уровни профессиональной готовности (творческая активность, продуктивная активность, отчужденная активность) со следующими характеристиками:

творческая активность: самостоятельное осуществление целепола! ания (мотив — цель — задача); интеллектуальная инициатива, стремление найти новое, оригинальное решение учебных и профессиональных задач; стремление апробировать приобретенные знания и умения в практическом взаимодействии с семьей учащегося, высокий уровень самостоятельности и коммуникабельности;

—     продуктивная активность: осознание целей, факторов, условий, механизмов профессионального становления; целевая установка на педагогическое взаимодействие с семьей учащегося, стремление выполнить максимальное количество задач, принять участие в различных видах профессиональной деятельности;

—        отчужденная активность: внешняя мотивация, фиксированная установка на работу с семьей, ориентация на готовый образец деятельности, выполнение минимально допустимого количества задач, сохранение социальной дистанции во взаимодействии с семьей.

Диагностика и экспертиза индивидуальной динамики развития профессиональной готовности студентов осуществляется с помощью разработанной карты педагогического мониторинга, которая заполняется на каждою студента в ходе реализации технологии формирования профессиональной готовности студентов и самомониторинга студентов.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h