Реформирование экономической, политической, социальной жизни российского общества привело к распаду традиционной системы воспитания подрастающего поколения. Серьезные изменения произошли во всех воспитательных институтах. Особенно пострадала семья, наблюдается резкое снижение ее воспитательного потенциала, се роли я социализации детей.
Актуальная потребность педагогической поддержки семьи, коренного Преобразования педагогаческого взаимодействия двух ведущих воспитательных систем: образовательного учреждения и семьи, требует подготовки классных руководителей на качественно новом уровне, способных эффективно реагировать на социально-педагогические запросы семей разного типа.
Об актуальности проблемы формирования профессиональной готовности классного руководителя к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося говорят и противоречия, выявленные учеными в процессе педагогического образования в вузе: между изменившимся характером взаимодействия классного руководителя с семьей учащегося и традиционной системой подготовки; между требованиями к профессиональной готовности специалиста, работающего с современной семьей, и содержанием и уровнем профессиональной подготовки; между традиционной организацией педагогического процесса в вузе и задачами подготовки активного, творческого, обладающего профессиональной индивидуальностью классного руководителя, способного работать с семьей учащегося в сложных условиях реформирования общества.
Анализ научной литературы, посвященной проблеме педагогического взаимодействия классного руководителя с семьей учащегося, позволяет сделать вывод о том, что педагогическое взаимодействие классного руководителя с семьей учащегося в современных условиях — это качественно новый процесс, отличающийся своими функциями, содержанием, направлениями, средствами. Он представляет собой систему взаимосвязанных действий в триаде «классный руководитель — ученик — родитель», направленную на образование, развитие, формирование личности учащегося и родителей.
Демократизация общества и системы образования требует осуществления педагогического взаимодействия классного руководителя с семьей учащегося на основе принципа гуманизации взаимодействия с семьей, принципа целеустремленности, принципа систематичности и последовательности; принципа учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей и родителей.
Качественно (в плане гуманизации) изменились функции классного руководителя: просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, исследовательская, информационная, корректирующая, прогностическая, организационная, координирующая.
Ведущей идеей нашего подхода к подготовке студентов к работе с семьей является предложенная Т.А. Стефановской идея ангииерархической модели формирования профессиональной готовности студентов к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося, способствующая профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию студентов управлению формированием собственной профессиональной готовности’ развитию высокого уровня творческой активности.
В ходе эксперимента по подготовке студентов Иркутского государственного университета к работе с семьей была разработана модель профессиональной готовности студентов — будущих классных руководителей — к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося.
Теоретические труды отечественных ученых о сущности и компонентах профессиональной готовности к педагогической деятельности (В.А.Сластенина, А.А.Воротниковой, Э.П. Бронниковой, C.B. Кульневич, А.Н. Антоновой, А.И. Мищенко, М.И. Дьяченко, B.III. Масленниковой, Т.Ю. Гущиной, В.А Адольфа, H.H. Ершовой и др.) позволили определить профессиональную готовность будущего классного руководителя к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося как сложное интегративное новообразование личности, являющееся целью и результатом формирования, отражающее единство ценностно — смыслового, когнитивного, технологического, исследовательского компонентов и проявляющееся в профессиональной активности.
Содержание компонентов профессиональной готовности классного руководителя с семьей учащегося определило теоретический анализ таких педагогических явлений, как педагогическое взаимодействие с семьей учащегося и семья как педагогическая система. Показателями сформированное™ каждого компонента и, в целом, профессиональной готовности являются знания, умения, отношения.
Показателями ценностно — смыслового компонента являются: признание ценности семьи как педагогической системы, признание ценности педагогического взаимодействия с семьей учащегося, признание ценности собственной профессиональной готовности к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося, признание ценности изучения педагогического потенциала семьи.
Когнитивный компонент включает следующие показатели: знание научных подходов к изучению семьи и взаимодействия с ней, знание теоретических основ семьи как педагогической системы, знание содержания педагогического взаимодействия с семьей, знание методов изучения семьи как педагогической системы и процесса педагогического взаимодействия с ней.
Технологический компонент включает показатели: умение выбрать адекватные содержание, формы, методы педагогического взаимодействия с семьей учащегося; умение разработать проект педагогического взаимодействия с семьей учащегося; умение организовать педагогическое взаимодействие с семьей учащегося; умение рефлексировать педагогическое взаимодействие с семьей учащегося.
Исследовательский компонент: умение изучать педагогический потенциал семьи, умение изучать процесс и результат педагогического взаимодействия с семьей учащегося, умение анализировать собственную позицию и собственный опыт педагогического взаимодействия с семьей учащегося, умение осуществлять мониторинг педагогического взаимодействия с семьей учащегося.
Для определения уровня подготовки студентов, основываясь на исследованиях АЛ1. Леонтьева, А.Г. Асмолова, В А. Перовского, Э. Фромма, нами были выделены уровни профессиональной готовности (творческая активность, продуктивная активность, отчужденная активность) со следующими характеристиками:
творческая активность: самостоятельное осуществление целепола! ания (мотив — цель — задача); интеллектуальная инициатива, стремление найти новое, оригинальное решение учебных и профессиональных задач; стремление апробировать приобретенные знания и умения в практическом взаимодействии с семьей учащегося, высокий уровень самостоятельности и коммуникабельности;
— продуктивная активность: осознание целей, факторов, условий, механизмов профессионального становления; целевая установка на педагогическое взаимодействие с семьей учащегося, стремление выполнить максимальное количество задач, принять участие в различных видах профессиональной деятельности;
— отчужденная активность: внешняя мотивация, фиксированная установка на работу с семьей, ориентация на готовый образец деятельности, выполнение минимально допустимого количества задач, сохранение социальной дистанции во взаимодействии с семьей.
Диагностика и экспертиза индивидуальной динамики развития профессиональной готовности студентов осуществляется с помощью разработанной карты педагогического мониторинга, которая заполняется на каждою студента в ходе реализации технологии формирования профессиональной готовности студентов и самомониторинга студентов.