РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУПЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИГУ

В соответствии с действующим учебным стандартом в образова­тельных программах исторических факультетов университетов изуче­нию отечественной культуры уделяется больше внимания, чем прежде. Так, студенты 3-го курса исторического факультета ИГУ слушают об­щий лекционный курс «История русской литературы«, а студенты 4-го курса — межкафедральный лекционный курс — История мировой культу­ры-. Вместе с тем, в рамках общих курсов невозможно рассмотреть региональные особенности развития отечественной культуры и тре­буются специальные курсы но истории культуры Сибири. В течение последних 8 лет на историческом факультете ИГУ читается спецкурс — Культурная жизнь Сибири в XIX — начале XX в.* (32 часа) для студен тов но курса, специализирующихся по кафедре истории России

Учитывая дискуссионный характер многих базисных понятий культурологии, при определении методологической основы спец­курса было избрано наиболее функциональное, с нашей точки зре­ния, определение культуры как саморазви тия человека через деятель­ность. Это определение объединяет ценностный и деятельностный подход к понятию «культура», причем «человек выступает одновре­менно и как субъект культуры, творен своего собственного разви­тия, и как объект ее воздействия- (Келле И.Ж., Ковальзон М.Я., 1981). Это определение можно использовать в педагогической практике, поскольку оно указывает на цель воспитания — формирование сти­мулов к саморазвитию, что важно для подготовки преподавателей.

Культура в рамках спецкурса рассматривается как система и может быть структурирована но разным основаниям. Наиболее важ­ным представляется выделение таких подсистем культуры как по­знавательная, эстетическая, этическая, политическая. Учитывается также разделение культуры на традиционную и профессиональную.

Для изучения культуры как процесса саморазвития человека че­рез деятельность необходимо исходить из того, ч то эта деятельность обусловлена уровнем культ уры, созданным предшествующими поко­лениями, т.е. культурной средой. Культурная среда рассматривает ся как совокупность материальных и духовных элементов, с которой взаимо­действует человек в процессе создания и освоения духовных ценнос­тей. Н социологии выделяют следующие элементы культурной среды: система образования и воспитания, система средств информации и пропаганды, система культурно-просветительных учреждений, сис­тема торговли продукцией культурного назначения. 11рименительно к историческому прошлому мы также может выделить тс обществен ные институты, которые целенаправленно формировали личность человека, его культуру Л В Сибири XIX — начала XX вв. — это семья и об шина, церковь и школа, культурно-просветительные учреждения (библиотеки, музеи, театры, народные дома, кинематограф), перио­дическая печать. Таким образом, культурная жизнь рассматривается через формы взаимодействия человека с каждым из элементов куль турной среды. Принимается во внимание, что в условиях отсутствия средств массовой информации Сибирь в XIX — начале XX в. сохраня­ла региональные особенности культурной среды и культурной жиз­ни.

Цель спецкурса — показать механизм формирования познава­тельной, эстетической, этической, политической культуры в процес­се взаимодействия представителей различных сословий с: указанны­ми элементами культурной среды и, таким образом, выявить обще- русские черты и региональные особенности культурной жизни Си бири. При этом учитываются изменения народной культуры славян ского населения Сибири в условиях начавшейся «модернизации, взаи модействие традиционной и профессиональной культуры в сибирс­кой деревне, роль правительственной политики в различных облас­тях культурной жизни, взаимодействие и конфликты государства и общества в сфере культуры, роль общественной и частной инициа­тивы в культурной жизни. В итоге у студентов должно сформиро­ваться представление об источниках культурной инициативы и раз­нообразии культурной жизни Сибири. За рамками спецкурса остает­ся культура коренного населения Сибири, требующая самостоятель­ного изучения.

Программа спецкурса предполагает анализ историографии си­бирской культуры, с характеристикой научных центров и исследова­телей, работающих но этой проблематике. Рассматриваются совре­менные методологические подходы и дискуссии по истории отече­ственной культуры. Кратко характеризуются региональные особен­ности развития культурной среды в Сибири под влиянием географи­ческих, демографических, социально-экономических факторов в XIX -начале XX вв. Достаточно подробно рассматривается роль семьи и крестьянской общины в трансляции знаний, умений, художествен­ных и нравственных ценностей традиционного общества. Через ха­рактеристику хозяйственного и праздничного народного календаря, форм межноколепного и внутришжоленного общения показывают­ся механизмы формирования культуры и методы контроля общины за результатами ее освоения. Основная цель данного раздела спец­курса — показат ь, что народная культура славянского населения Си­бири, как и России в целом, имела отлаженный механизм хранения и передачи культуры, основанной на относительной стабитьности жизни крестьян и господстве коллективистской системы ценностей. При усилении динамики жизни мот ивация освоения культуры и ме­ханизм контроля со стороны обшины ослабевают. Таким образом, сторонники возрождения народной культуры в наши дни должны видеть существующие трудност и при отсутствии механизма ее транс­ляции.

Не менее акт уально изучение роли православной церкви в фор­мировании духовной культуры сибиряков и культурной жизни Сиби­ри. При этом обращается внимание на обеспеченность сибирского населения храмами, уровень подготовки священнослужителей, мно­гообразие форм их деятельности. Результаты деятельности церкви рассматриваются на основе источников, вышедших из-под пера са­мого сибирского духовенства, Знание материалов этой части спец­курса позволит студентам выработать собственную позицию в поле­мике о степени религиозности сибирского крестьянства и роли цер­кви в формировании нравственной культуры народа.

Достаточно традиционно обращение в рамках спецкурса к ис­тории развития сибирской школы. Акцентируется роль педагогичес­ких кадров как активного меньшинства, влияющего на инт енсивность культурной хизни в сибирских городах и особенно в селах. Рассмат­ривается взаимодействие и конфликты общины, школы и церкви в вопросах о народных праздниках, обычаях, формах досуга.

Отдельными объектами изучения являются культурно-просве­тительные учреждения. Кроме сведений о численности, условиях и формах деятельности библиотек, театров, музеев в губернских цент­рах, малых городах и селениях, рассматривается роль общест венной инициативы в их создании. Выделяется вопрос о роли ак тивного мень­шинства в организации различных культурно-просветительных и научных обществ. Рассматривается динамика и направленность куль­турной инициативы, их внутрисибирские особенности. Соотноше­ние форм культурной жизни, связанных с деятельностью обществ, помогает увидеть уровень культурных запросов, интересы и художе­ствен! пае вкусы сибиряков. Изучение научной жизни Сибири как |х> зультата взаимодействия представителей сибирской администрации и общественности помогает осмыслению современных проблем.

Периодическая печать Сибири второй половины XIX — начала XX ив. используется в рамках спецкурсов в двух качествах. Во-пер­вых, на лекциях рассматривается история возникновения газетного дела в Сибири, характеризуются основные издательские центры и наиболее известные издания Во-вторых, в качестве зачетной рабо­ты студенты составляют хронику культурной жизни Сибири по годо­вой иодшивкс имеющийся в научной библиотеке ИГУ любой сибирс­кой газеты второй половины XIX — начала XX вв. Это дает им возмож­ность ближе познакомиться с проблемами сибирской жизни, почув­ствовать живые подробности, увидеть конкретных людей и много­образие кулыуриой жизни.

Спецкурс «Культурная жизнь Сибири в XIX — начале XX вв.* по­зволяет восполнить пробелы общих курсов но истории русской куль­туры и истории Сибири и способствует подготовке специалистов по историческому краеведению и регионоведенпю.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector