Экономика и управление на предприятии

 

В течение последних десятилетий  мировая управленческая наука переживает настоящий бум. Теперь к этому процессу пытается присоединиться и наше государство.

В прошлом веке в России произошли две революции: в 1917 году и в 1992-1993 годах. Причем обе произошли с чудовищным унижением и потерями национальной интеллигенции и возвеличиванием низменных, темных сил и слоев общества. И та, и другая революции ставили задачу изменения формы собственности. Сначала меняли частную собственность на государственную, а затем – наоборот. Но ни в первый, ни во второй раз не учитывалось, что результаты труда и эффективность хозяйствования зависят прежде всего не от формы собственности, а от качества организации этого труда и от  системы управления производством.

Ряд видных западных экономистов (среди которых Джон К. Гелбрейт) совершенно обоснованно полагают, что уровень эффективности производства определяется не формой собственности, а типом организации и управления хозяйствующими субъектами.

«Мое богатство состоит в том, что я делаю, а не в том, что я имею» (Карлиль).

Сегодня во всех сферах нашей жизни  тре­бу­ется пре­ж­де все­го сме­на па­ра­диг­мы управ­лен­че­ско­го мыш­ле­ния, прин­ци­пи­аль­но­е из­ме­не­ние сис­те­мы мо­ти­ва­ции и от­но­ше­ний ме­ж­ду хозяйствующими субъ­ек­та­ми, ме­ж­ду ор­га­ни­за­ция­ми раз­лич­ных форм собственности и различной функ­цио­наль­ной спе­циа­ли­за­ции и, что, на­вер­ное, са­мое важ­ное, — ме­ж­ду самими людь­ми.

 Теперь мы все с вами об­ре­че­ны на са­мо­стоя­тель­ное це­ле­по­ла­га­ние на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве (например, открывать свое собственное дело или оставаться наемным работником), на доб­ро­воль­ное взя­тие или не взятие на се­бя со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти и на реа­ли­за­цию ос­нов­ной функ­ции вы­жи­ва­ния в условиях изменяющейся среды —  функции самоорганизаци, саморазвития  и адаптации. Отсюда со всей необходимостью  и неизбежностью встает острейший вопрос не только подготовки профессиональных менеджеров, но и формирования менеджерского мышления  у всех занятых как в сфере производства и распределения, так и в непроизводственной сфере.

В сущности речь идет о том, что должны меняться мышление руководителей,  их установки, сам подход к пониманию происходящих процессов, к оценке их влияния на общее состояние и результаты деятельности организации.

Однако не все так просто. Экономические, а главное — социальные результаты российских реформ по либерально-монетаристской модели оказались в целом негативными, а в некоторых отношениях и катастрофическими: небывалый спад производства, резкое снижение реальных доходов подавляющей части населения, потеря управляемости хозяйством и социальными процессами. Достижения рыночной экономики в России наполняют карманы только богатых. В стране уже начались процессы, о которых предупреждали специалисты:  страшна не бедность, если она преодолима в течение нескольких лет. Страшна затяжная бедность работающего населения. Она приводит к деградации вначале нации, а потом и страны.

 А как показывает мировой опыт, чем больше страна отстает в экономическом и социальном развитии, тем выше роль прямого государственного административного управления, что отчетливо видно в современной России. И вовсе не случайно наиболее популярной в последнее время стала идея усиления регулирующей функции государства. На ней сходятся как представители «партии власти», так и их оппоненты из левой оппозиции.

И тем не менее, переход к эффективному управлению на новых принципах не только возможен, но и  необходим как  главное условие и главное средство обеспечения устойчивого экономического роста. Можно сказать, что Россия сегодня стоит на пороге  революции менеджеров. Сейчас их решения влияют на нашу жизнь больше, чем чьи-либо другие. В перспективе у нас должна сформироваться особая социальная группа профессиональных управляющих современного рыночного толка, имеющая собственный этический кодекс поведения в бизнесе, и ориентирующаяся на культурные традиции, основанные как на передовом зарубежном опыте, так и на чисто российском подходе к этой проблеме.

Уже общепризнанно, что подавляющее большинство предприятий-банкротов  потерпело неудачу именно из-за ошибок (не считая сознательного криминала) в управлении. Отставание отечественной практики менеджмента от мирового уровня, а также достижений науки и образования в этой области, сейчас особенно заметно.

 Считается, что в переподготовке и дополнительном обучении в области менеджмента нуждаются сегодня в России более 4 миллионов человек.

Удовлетворение потребности в менеджменте, как в об­ще­ст­венном ин­сти­ту­те и в ме­нед­же­рах, как в фи­зи­че­ских ли­цах,  все в боль­шей сте­пе­ни ста­но­вит­ся функ­ци­ей про­фес­сио­наль­ной сис­те­мы ком­плекс­ной и, пре­ж­де все­го, уни­вер­си­тет­ской под­го­тов­ки и переподготовки кад­ров. И вовсе не случайно базовыми образовательными учреждениями для реализации крупномасштабной и многолетней общероссийской программы переподготовки управленческих кадров выбраны, прежде всего университеты, в том числе и наш, Кемеровский государственный.

Уместно вспомнить, что первая школа менеджмента  была основана при  Пенсильванском университете в 1881 году.

По оценкам специалистов, в России катастрофически не хватает подготовленных менеджеров. Конечно, есть отдельные выдающиеся личности, которые адекватно воспринимают происходящие перемены и используют самые передовые технологии менеджмента. Но в целом ситуация выглядит, конечно, удручающе.

Дисциплина «Менеджмент» предусмотрена Государственным образовательным Стандартом по специальностям 060800 – «Экономика и управление на предприятии» и 061500 – «Маркетинг».  Подготовка по первой специальности дает квалификацию экономист-менеджер. Поэтому Стандарт относит дисциплину «Менеджмент» к общепрофессиональным и требует подготовить выпускника к такой профессиональной деятельности, которая обеспечивала бы рациональное управление  экономикой, производственным и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм. Иными словами наши выпускники должны быть подготовлены к  профессиональной организационно-управленческой деятельности. Как менеджеры, выпускники должны уметь организовывать производственные и социальные процессы, разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положения о предприятиях и организациях и их структурных подразделениях, должностные инструкции и так далее, и так далее.

Сама по себе категория «менеджмент» чрезвычайно широка. Это и экономика и  социология и психология и многое, многое другое. Естественно, что она является междисциплинарной и опирается на  результаты исследований во многих отраслях знаний. К  «менеджерским» дисциплинам  учебного плана  специальности «экономика и управление на предприятии» относятся социология, деловая этика, все экономические дисциплины, маркетинг, организация производства, документирование, коммуникационный менеджмент, мотивация и стимулирование труда, логистика, организация личного труда руководителя и т.п.

Настоящая программа является авторской, но на основе Госстандарта.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h