ПОНЯТИЕ «АНТРОПОЛОГИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Пичугина В.К.

Аспирант, Волгоградский государственный педагогический университет

На современном этапе тенденция гуманитаризации российского образования, закрепленная в последних нормативных документах, понимается как необходимость дальнейшей разработки антропологических основ педагогики. Современная педагогическая мысль, убедившись в условности возрастных и временных рамок образовательного процесса, переключилась с педоцентризма на антропоцентризм. Вместе с тем, обращение к проблемам человека и его внутреннему миру, требующее глубокого научного знания о нем, привело к изменению в структуре естественных и гуманитарных дисциплин. Рост числа исследований, находящихся на стыке нескольких антропологических наук, стал катализатором создания единого антропологического пространства. Его необходимость обусловлена тем, что переместив человека в центр современной науки, можно преодолеть проблему разобщенности антропологических наук при их очевидном предметном единстве.

В результате усиления интеграционных процессов возник ряд новых антропологических дисциплин, одной из которых стала педагогическая антропология. Ее появление в структуре педагогики обусловлено тем, что в современном обществе человек должен быть активным, творческим, оптимистичным, ответственным за себя и результаты своей деятельности. Задача современного воспитания заключается не только в сохранении целостного взгляда на человека, но и в создании условий для полного раскрытия через собственную противоречивость. В данной связи особый интерес и значимость представляет обращение к различным трактовкам понятия «антропология», анализ которых позволит через определение структуры антропологии установить место педагогической антропологии в современном научном знании.

Анализ трактовок термина «антропология» в России показал, что сравнительно рано в произведениях русских мыслителей укоренилось двойственное понимание антропологии: с одной стороны, как науке о душе, а с другой — о телесности. Одно из первых определений антропологии, закрепившее данное двойственное понимание, дает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля (1880 г.): «Антропология — греческая наука о человеке; учение о человеке, как о животном и о духе; по плоти человека, это анатомия и физиология; по духу его, психология, наука о теле и о духе, душе» [6, 18].

По определенным идеологическим причинам с середины ХХ в. «душа» стала запретным словом в гуманитарных науках, и антропология сосредоточилась на изучении вариаций физического типа человека во времени и в пространстве. Словари и учебные пособия советского периода приравнивали антропологию к естественной истории человека, которая посвящена изучению наружных признаков и отличий различных человеческих племен и рас, доисторического человека и остатков его культуры [3, 107; 11, 66]. Большинство ученых были убеждены, что антропология представляет собой отрасль естествознания (В.В. Бунак, М.Г. Левин, М.Ф. Нестурх, Я.Я. Рогинский и др.), не обращая внимание на то, что «тип естественнонаучного антропологического учения, которое видит в человеке продукт эволюции животного мира» Н.А. Бердяев считал самым несостоятельным [1, 57], а Ф. Энгельс считал антропологию наукой, опосредствующей «переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» [13, 158].

Большинство словарей и учебных пособий постсоветского периода, несмотря на значительное расширение предметного поля антропологии, как бы по инерции, трактовали ее в рамках естественной истории человека [9, 26;

7, 24; 12, 3]. Однако единичные случаи понимания антропологии как науки, изучающая не только физическую, но и психическую организацию человека, в конечном итоге переместили антропологию из сферы естественных в сферу гуманитарных наук [2, 87; 5, 5; 10, 10]. Более того, в учебном пособии «Педагогическая антропология» Г.М. Коджаспировой и в «Большом психологическом словаре» зафиксировано, что антропология может представлять собой либо комплекс наук о человеке, либо отдельную науку о нем [4, 598; 8, 280].

Таким образом, дефинитивный анализ показал, что понятие «антропология» было подвергнуто серьезному научному анализу и имеет множество трактовок, которые существенно повлияли на структуру антропологии и понимание места педагогической антропологии в системе научного знания. На сегодняшний день антропология рассматривается как самостоятельная наука (моноантропологический подход) или как комплекс наук о человеке (полиантропологический подход). Сторонники моноантропологического подхода (Б.М. Бим-Бад, В.В. Бочаров, В.В.Кузин, Б.А. Никитюк и др.) считают педагогическую антропологию одним из нескольких десятков разделов единой науки антропологии наряду с психологической, философской, физической и другими антропологиями. Сторонники полиантропологического подхода (И.А. Старцев, Г.М. Коджаспирова) включают педагогику в комплекс антропологических наук и рассматривают педагогическую антропологию как необходимый элемент ее структуры. Философская, биологическая, психологическая и религиозная и другие антропологии находятся в структуре соответствующих антропологических наук: философии, биологии, психологии, теологии и т.д. На наш взгляд, рассмотрение антропологии в педагогическом контексте способствует дальнейшему уточнению термина «антропология», а также развитию полиантропологического похода, который не только ограждает

антропологию от превращения в меганауку современности, но и

способствует созданию единого антропологического пространства.

Литература

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — 383 с.
  2. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ отв. ред. С.Л. Кравец. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. -Т.2. — 766 с.
  3. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т.2. -632 с.
  4. Большой психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 672 с.
  5. Бочаров В.В. Антропология возраста: учеб. пособие. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. -196с.
  6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. — М.: Русский язык, 1978.
  7. Естествознание: Энциклопедический словарь / сост.: В.Д. Шолле. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -543 с.
  8. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. -287 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  10. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г.Кузнецова. — М.: ИНФРА, 2004. -731 с.
  11. Советский энциклопедический словарь / пред. научно-ред. совета А.М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1981. -1600с.
  12. Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Антропология: учеб. пособие. — Ростов н/ Д: Феникс, 2006. -384 с.

13. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М.: Издательство политической литературы, 1987. — 349с.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h