СКОРОЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Среди вопросов, связанных с научной организацией труда, выделяется задача обучения специалистов таким приемам чтения, которые позволили бы им в условиях бурного роста печатной информации и при остром дефиците времени быст­ро и на должном уровне воспринимать и перерабатывать профессионально значимые сведения и быть в курсе новейших публикаций по своему профилю.

В связи с этим все большее значение приобретает овладе­ние навыками скоростного восприятия и осмысления текста, т. е. овладение методикой скорочтения, цель которой — не лю­бование языком автора, а выделение и усвоение нового знания, определение продуктивных целей и творческий поиск реше­ния какой-либо проблемы.

Согласно традиционной точке зрения, тот, кто читает бы­стро, воспринимает содержание текста лишь поверхностно, и только при медленном аналитическом чтении можно доско­нально понять читаемое. Но это не совсем верно. Как устано­вили ученые, при медленном чтении, сопровождаемом зачас­тую проговариванием вслух или шепотом, происходит много­ступенчатая обработка текстовой информации с помощью трех блоков — зрительного, речедвигательного и речеслухового, что не обеспечивает лучшего усвоения прочитанного, а только тормозит процесс чтения1. При этом воспринимаемое дробит­ся на мельчайшие оттенки смысла, впечатления множатся, не складываются в единую картину. И, наоборот, при скоростном чтении происходит быстрое, почти мгновенное осознание смысла текста, благодаря подавлению внешней артикуляции и свертыванию внутренней речи и активизации работы подсоз­нания у читателя складывается наиболее полная картина чи­таемого.

Чтобы овладеть методом скорочтения, важно осознать, по­чему мы читаем медленно, что мешает нам увеличить скорость чтения. Обычно выделяют четыре причины медленного чтения.

Первая — артикуляция при чтении. Чем меньше развит навык чтения «про себя» и чем сложнее текст, тем ярче выра­жена артикуляция. Ряд ученых высказывают даже предполо­жение, что при сверхскоростном чтении артикуляция исчезает и читающий оперирует при чтении не словами, а образами.

Вторая причина замедленного чтения — малое поле зре­ния. Под полем зрения понимается участок текста, восприни­маемый глазами при одной фиксации взгляда. Читающие бы­стро воспринимают одномоментно 5-6 слов, а читающие мед­ленно — лишь 1-2 слова.

Третья причина — регрессии при чтении, т. е. возвратные движения глаз к непонятным фразам, словам. В большинстве случаев, однако, читателю только кажется, что он не понял текст. Ведь текст — всегда избыточен, и повторы информации обеспечивают понимание. Кстати, современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты об­ладают избыточностью, которая достигает 75 %. Практически только 25 % объема несут основной смысл.

Четвертая причина замедленного чтения — это отсутствие гибкой стратегии чтения. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы. Скорость чтения должна меняться в зависимости от трудности текста, от значимости читаемого для понимания авторской концепции, новизны текста. Профессионально чи­тающий часто и гибко меняет стратегию чтения.

Итак, для повышения скорости чтения необходимо ней­трализовать артикуляцию, избавиться от регрессий, увеличить поле зрения, иметь четкую программу чтения и уметь управ­лять своим вниманием.

За последние 10-20 лет появился целый ряд учебников по скорочтению. Особого внимания заслуживает учебно-мето­дический комплекс, разработанный группой Пермских мето­дистов и рекомендованный для работы со студентами вузов и техникумов. Он включает оригинальную методику скоростно­го восприятия и осмысления текста по шкале аналитического синтеза (ШАНС). В нем также содержатся рекомендации, как задействовать подсознание при решении сложных задач. Раз- дичают 5 ступеней глубины осмысления текста. На каждой ступени ШАНС своя техника осмысления и интерпретации соответствующего аспекта текста.

Согласно ШАНС, на первой ступени внимание концентри­руют на имени автора, названии, источнике и выходных дан­ных, на фактах и на субъектах, которые представлены в тексте, на теме и на особенностях текста.

На второй ступени проводится комплексная интерпрета­ция текста, внимание концентрируется на сути проблемной ситуации и способе ее решения.

Третья ступень ШАНС — это оценочная ступень. Идет вы­деление основных, с точки зрения самого автора, и второсте­пенных проблем, главной и второстепенных идей, главных и второстепенных фактов.

Четвертая ступень ШАНС — также оценочная ступень, на­правленная на осознание своего представления о личности ав­тора, его мировоззрении.

Пятая ступень — ступень определения значимости всей той информации, которую читатель воспринял и осмыслил при скоростном чтении текста.

Каждая из ступеней ШАНС важна для формирования у чи­тающего собственного представления о тексте. Поэтому авто­ры данной методики предлагают использовать рисунок-схему ШАНС с целью систематизации считываемой и осмысляемой информации в своей профессиональной деятельности.

Суть работы с образным представлением заключается в том, что считываемая информация мысленно вносится в соот­ветствующие блоки. При ежедневной тренировке навык сис­тематизации автоматизируется и, как следствие, увеличивается объем запоминаемой информации. Кроме того, регулярное использование данной схемы при чтении литературы различ­ного характера приведет, как утверждают авторы методики, к овладению более сложными техниками скорочтения — сколь­зящей, зигзагообразной, вертикальной и фотографической.

С целью повышения эффективности чтения, в УМК вклю­чены: комплекс тестов для отслеживания динамики освоения гибкого скорочтения по ШАНС, рекомендации по оптималь­ному использованию приемов саморегуляции, а также система разнообразных увлекательных упражнений в скоростном вос­приятии и осмыслении текста, которые способствуют выра­ботке навыков и умений ориентироваться в структуре текста; ориентироваться в логике повествования; воспринимать ин­формацию блоками; определять содержание по началу текста, по концу, по заголовку; читать по алгоритмам; использовать периферическое поле зрения; сдерживать регрессию и блоки­ровать артикуляцию.

Уже на начальном этапе нашего исследования можно су­дить об эффективности выбранной нами методики скорочте­ния по ШАНС, обеспечивающей интенсификацию обучения, поскольку за короткий срок (2 месяца) у студентов были сфор­мированы основные навыки и умения скоростного чтения. Обучающиеся приобрели способность полно, точно и глубоко понимать аутентичные тексты по специальности. Опытное обучение показало, что все студенты без исключения могут значительно увеличить скорость чтения, овладев в процессе целенаправленных тренировок необходимыми для этого на­выками.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h