Среди вопросов, связанных с научной организацией труда, выделяется задача обучения специалистов таким приемам чтения, которые позволили бы им в условиях бурного роста печатной информации и при остром дефиците времени быстро и на должном уровне воспринимать и перерабатывать профессионально значимые сведения и быть в курсе новейших публикаций по своему профилю.
В связи с этим все большее значение приобретает овладение навыками скоростного восприятия и осмысления текста, т. е. овладение методикой скорочтения, цель которой — не любование языком автора, а выделение и усвоение нового знания, определение продуктивных целей и творческий поиск решения какой-либо проблемы.
Согласно традиционной точке зрения, тот, кто читает быстро, воспринимает содержание текста лишь поверхностно, и только при медленном аналитическом чтении можно досконально понять читаемое. Но это не совсем верно. Как установили ученые, при медленном чтении, сопровождаемом зачастую проговариванием вслух или шепотом, происходит многоступенчатая обработка текстовой информации с помощью трех блоков — зрительного, речедвигательного и речеслухового, что не обеспечивает лучшего усвоения прочитанного, а только тормозит процесс чтения1. При этом воспринимаемое дробится на мельчайшие оттенки смысла, впечатления множатся, не складываются в единую картину. И, наоборот, при скоростном чтении происходит быстрое, почти мгновенное осознание смысла текста, благодаря подавлению внешней артикуляции и свертыванию внутренней речи и активизации работы подсознания у читателя складывается наиболее полная картина читаемого.
Чтобы овладеть методом скорочтения, важно осознать, почему мы читаем медленно, что мешает нам увеличить скорость чтения. Обычно выделяют четыре причины медленного чтения.
Первая — артикуляция при чтении. Чем меньше развит навык чтения «про себя» и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция. Ряд ученых высказывают даже предположение, что при сверхскоростном чтении артикуляция исчезает и читающий оперирует при чтении не словами, а образами.
Вторая причина замедленного чтения — малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Читающие быстро воспринимают одномоментно 5-6 слов, а читающие медленно — лишь 1-2 слова.
Третья причина — регрессии при чтении, т. е. возвратные движения глаз к непонятным фразам, словам. В большинстве случаев, однако, читателю только кажется, что он не понял текст. Ведь текст — всегда избыточен, и повторы информации обеспечивают понимание. Кстати, современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты обладают избыточностью, которая достигает 75 %. Практически только 25 % объема несут основной смысл.
Четвертая причина замедленного чтения — это отсутствие гибкой стратегии чтения. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы. Скорость чтения должна меняться в зависимости от трудности текста, от значимости читаемого для понимания авторской концепции, новизны текста. Профессионально читающий часто и гибко меняет стратегию чтения.
Итак, для повышения скорости чтения необходимо нейтрализовать артикуляцию, избавиться от регрессий, увеличить поле зрения, иметь четкую программу чтения и уметь управлять своим вниманием.
За последние 10-20 лет появился целый ряд учебников по скорочтению. Особого внимания заслуживает учебно-методический комплекс, разработанный группой Пермских методистов и рекомендованный для работы со студентами вузов и техникумов. Он включает оригинальную методику скоростного восприятия и осмысления текста по шкале аналитического синтеза (ШАНС). В нем также содержатся рекомендации, как задействовать подсознание при решении сложных задач. Раз- дичают 5 ступеней глубины осмысления текста. На каждой ступени ШАНС своя техника осмысления и интерпретации соответствующего аспекта текста.
Согласно ШАНС, на первой ступени внимание концентрируют на имени автора, названии, источнике и выходных данных, на фактах и на субъектах, которые представлены в тексте, на теме и на особенностях текста.
На второй ступени проводится комплексная интерпретация текста, внимание концентрируется на сути проблемной ситуации и способе ее решения.
Третья ступень ШАНС — это оценочная ступень. Идет выделение основных, с точки зрения самого автора, и второстепенных проблем, главной и второстепенных идей, главных и второстепенных фактов.
Четвертая ступень ШАНС — также оценочная ступень, направленная на осознание своего представления о личности автора, его мировоззрении.
Пятая ступень — ступень определения значимости всей той информации, которую читатель воспринял и осмыслил при скоростном чтении текста.
Каждая из ступеней ШАНС важна для формирования у читающего собственного представления о тексте. Поэтому авторы данной методики предлагают использовать рисунок-схему ШАНС с целью систематизации считываемой и осмысляемой информации в своей профессиональной деятельности.
Суть работы с образным представлением заключается в том, что считываемая информация мысленно вносится в соответствующие блоки. При ежедневной тренировке навык систематизации автоматизируется и, как следствие, увеличивается объем запоминаемой информации. Кроме того, регулярное использование данной схемы при чтении литературы различного характера приведет, как утверждают авторы методики, к овладению более сложными техниками скорочтения — скользящей, зигзагообразной, вертикальной и фотографической.
С целью повышения эффективности чтения, в УМК включены: комплекс тестов для отслеживания динамики освоения гибкого скорочтения по ШАНС, рекомендации по оптимальному использованию приемов саморегуляции, а также система разнообразных увлекательных упражнений в скоростном восприятии и осмыслении текста, которые способствуют выработке навыков и умений ориентироваться в структуре текста; ориентироваться в логике повествования; воспринимать информацию блоками; определять содержание по началу текста, по концу, по заголовку; читать по алгоритмам; использовать периферическое поле зрения; сдерживать регрессию и блокировать артикуляцию.
Уже на начальном этапе нашего исследования можно судить об эффективности выбранной нами методики скорочтения по ШАНС, обеспечивающей интенсификацию обучения, поскольку за короткий срок (2 месяца) у студентов были сформированы основные навыки и умения скоростного чтения. Обучающиеся приобрели способность полно, точно и глубоко понимать аутентичные тексты по специальности. Опытное обучение показало, что все студенты без исключения могут значительно увеличить скорость чтения, овладев в процессе целенаправленных тренировок необходимыми для этого навыками.