ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пыльцина И. Ю.

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета

Общественные преобразования, осуществляемые в нашей стране во всех сферах политической и социально-экономической жизни, обусловили деформацию институтов социализации. В этих условиях возникают серьёзные предпосылки для зарождения у подростков девиантного поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления девиантного поведения также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.

Особое беспокойство вызывает снижение «возрастных границ» детской преступности в сторону омоложения. Опасные тенденции к возрастанию детской преступности характерны для Волгоградского региона. Анализируя состояние правонарушений и преступности, несовершеннолетних в г. Волгограде приводятся факты снижения среднего возраста несовершеннолетних правонарушителей до 11 лет, и отмечается необходимость организации целенаправленной системы работы по охране детства, важным функциональным звеном которой выступает предупреждение и преодоление девиантного поведения подрастающего поколения.

Анализируя девиантное поведение подростков, опираясь на концепции возрастных кризисов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна и др., мы можем констатировать тот факт, что возрастной кризис влияет на формирование девиантного поведения, так как увеличение доли подростков с девиантным поведением совпадает с началом подросткового кризиса. Это увеличение связано с проявлением особого типа трансформаций самой подростковой субкультуры. Чувство взрослости, занимающее одно из существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого, прибегая к девиантным формам поведения (алкоголь, наркотики, курение) как к особому «способу разрешения» кризисной ситуации.

Несмотря на многочисленность научных исследований по проблеме девиаций среди подростков, между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики девинтного поведения. Процесс преодоления девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса в массовой практике системы образования решается пока не совсем эффективно, во многом он протекает как стихийный процесс, оставляя данную проблему исключительно актуальной.

Проведённые нами исследования в образовательных учреждениях г. Волгограда и полученные результаты стали основой для выработки стратегии социально-педагогической деятельности по преодолению и профилактики девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса.

При организации социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса, мы выделили следующие направления по преодолению и профилактики девиантного поведения подростков: средовое и личностно-ориентированное.

Средовое направление объясняет причины поведения подростков их включённостью в социальные общности и взаимодействием с социальной средой (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарёва, А.Е. Личко, Б.Н. Алмазов, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг и др.) Таким образом, воздействуя на среду жизнедеятельности подростка можно предотвратить девиантное поведение на этапе возрастного кризиса. Сущность средового направления состоит в организации социально- педагогической деятельности с семьёй подростка девиантного поведения на этапе возрастного кризиса и общеобразовательном учреждении.

Выделение личносто-ориентированного направления в рамках социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса является необходимым, для работы с самой личностью подростка, формирование у него навыков самостоятельного принятия решений, умение решать возникающие проблемные ситуации, вести себя в различных ситуациях со сверстниками, противостоять влиянию группы. (Б.С. Братусь, М.И. Буянов, И.П. Крохин, В.Г. Степанов, Р.В. Овчарова и др.)

Каждое из направлений рассматривается с двух различных позиций: с позиции объекта, на преобразование которого направлена данная ситуация и с позиции субъекта, который осуществляет действия преобразующего характера.

Основные направления социально-педагогической деятельности при работе с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса, которая предстаёт как ряд последовательных этапов: (мотивационно- координационный, реконструктивный и интеграционный) представляет собой деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростка, посредством его личностного развития; деятельность по профилактике — с использованием творческих технологий, направленная на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения; деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи при помощи социально- педагогического патронажа и организации родительских собраний, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами; посредническую деятельность между подростком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации; социально-педагогическое сопровождение — деятельность организованная социальным педагогом, направленная на индивидуальную поддержку и помощь.

Цель мотивационно-координационного этапа состояла в первую очередь в установлении эмоционального контакта между педагогами, психологом, социальным педагогом, родителями и их подготовке к взаимодействию для решения задач преодоления и профилактики девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса.

В качестве основных социально-педагогических средств на данном этапе выступали групповые и индивидуальные беседы, консультации.

Организация работы с педагогами осуществлялась на тематических педагогических советах и в индивидуальных беседах с педагогами, испытывающими наибольшие затруднения во взаимодействии с подростками девиантного поведения.

Привлечение родителей к участию в социально-педагогической деятельности, их заинтересованность осуществлялась при помощи родительских собраний. Данный вид работы позволил нам с одной стороны использовать этот вид социально-педагогической деятельности как одну из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Мы получили возможность оценить ситуацию в семьях, уточнить социальный заказ, утвердиться в намерениях в отношении участия в образовательных социально-педагогических проектах. С другой стороны, мы использовали родительское собрание как орган, обеспечивающий реализацию определённого законом права родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Следующим направлением работы на мотивационно- координационном этапе социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса явилось социально-педагогическое патронирование.

Мы организовывали социально-педагогическое патронирование, которое рассматривали как систему социально-педагогической помощи и поддержки семей и подростков, направленную на предупреждение осложнений, рецидивных проявлений в процессе активной работы человека над собой по самосовершенствованию, преодолению социально- педагогических проблем. Посредством социально-педагогического патронажа нами осуществлялось ряд функций. Во-первых, изучение особенности семьи, подростков, условия их жизни, степени и направленности влияний на них микросреды; выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтов детско-родительских отношений. Таким образом, путем социально-педагогического патронажа нами выполнялась и диагностическая задача. Кроме того, социально- педагогический патронаж предусматривает посреднический компонент. В этом случае посредничество предполагало помощь, которая направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем семьи, подростка в ней.

Цель реконструктивного этапа состояла в развитии позитивного самовосприятия подростка и адекватной самооценке, в формировании стойкого негативного отношения у подростка к проявлениям различного рода девиаций; в развитии в самовыражении, самоактуализации.

В качестве основных педагогических средств, применяемых на данном этапе использовались ситуации успеха, игры, мини-дискуссии, тренинги, метод дневниковых записей.

Родительские собрания организованные после проведения мероприятий, на реконструктивном этапе, а также беседы с родителями во время социально-педагогического патронирования показывают, что в 41% случае родители отмечают положительную динамику, изменение отношения с подростками в сторону улучшения, а также возникновения собственной педагогической позиции «вместе с подростком».

Цель интеграционного этапа, заключалась в развитии навыков социально-нормативного поведения.

Основными социально-педагогическими средствами, применяемыми на данном этапе были тематические тренинги, техника коллаж.

В рамках социально-педагогической деятельности в качестве креативного направления с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса мы разработали и организовали программу дискотеки- тренинга «No smoking!»

Техника творческих технологий «Коллаж» позволила преодолеть негативные проявления, стрессовых ситуаций и усилить слабые стороны развития личности подростков. Воображение и эмоциональное переживание позволило подросткам создавать что-либо новое, оригинальное, нестандартное, проецировать свое видение проблемы на листе, ориентироваться в ситуациях, решать задачи.

В рамках реализации социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса нами при участии подростков был «опубликован» альманах под названием «Тинэйджер», куда вошли стихотворения, рассказы, фотографии рабочей обстановки с тренингов и различных мероприятий организованных нами, интересные коллажи выполненные подростками их сочинения, памятки.

Анализ результатов контрольного этапа исследования свидетельствует о позитивных изменениях в процессе организации социально-педагогической деятельности у подростков девиантного поведения на этапе возрастного кризиса: уменьшилась степень импульсивности и агрессивности в поведении подростков на этапе возрастного кризиса; разрешая проблемные ситуации, подростки осознали важность и значимость представлений о нормах и правилах социально-нравственного поведения; создание атмосферы доверительного взаимодействия между подростками, их родителями и педагогами; уменьшилась конфликтность подростков; подростки стали меньше пропускать школьные занятия беспричинно; Повышение эффективности профилактики возможно:

во-первых, при своевременной диагностике асоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и осуществлении дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции девинтного поведения;

во-вторых, при выявлении неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности подростков, и своевременной нейтрализации этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Перечисленные направления повышения эффективности профилактики девиантного поведения предполагают решение задач: развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим; научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения; привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе; пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов; оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образы поведения.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector