ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЦЕННОСТЬ И ПОТЕНЦИАЛ В ОБРАЗОВАНИИ

Беляева О.В.

Аспирант, кафедра социальной философии и этнологии, Ставропольский государственный университет.

Интеллект и его понимание как ценности представляют собой достояние сознания современного человека и известны в культуре с глубокой древности. В древнегреческой философии были разработаны различные способы совершенствования и наращивания интеллекта, в частности, учения содержание образования. Интеллект умели не только сохранять, но и наращивать.

В настоящее время исследователи рассматривают интеллект поколений и степень его развития, интеллект коллектива, организации или предприятия, интеллект отрасли, региона и государства. Интеллект выступает в качестве характеристики уже не отдельных индивидов, а организованной совокупности людей, их коллективного качества. Здесь мы имеем дело с принципиально новой ситуацией, в которой интеллект «служит» потенциалом для осуществления коллективной или массовой деятельности.

Одной из проблем в рамках нашего исследования является определение «интеллекта». Значимость этого вопроса обусловлена тем, что это понятие не имеет в науке, в том числе и философской единой трактовки.

Так, согласно П.Т. де Шардену, интеллект — индивидуальная ступень мышления — возникает и формируется в начале ноогенеза как чистая способность постижения смысла действия и выражения его в общезначимых формах (словах, символах, знаках). Оперирование этими формами суть дискурсивной функции интеллекта, позволяющей субъекту ориентироваться в семантическом пространстве сообщества, которое и образует почву тонкой оболочки, земного универсума, названную П.Т.де Шарденом ноосферой[7, 178].

Огромный вклад в развитие проблемы интеллекта внес И.С. Ладенко. По его мнению, интеллект представляет собой способность приобретать и сохранять знания, обучаться на собственном или заимствованном опыте, формулировать задачи и отыскивать их решения, гибко реагировать на изменяющиеся условия, принимать решения в нестандартных ситуациях, формулировать гипотезы, проверять, уточнять или опровергать их. И.С. Ладенко выделяет следующие качества интеллекта: способность к постановке и решению различных задач; гибкое реагирование на различные ситуации; формулирование и проверка гипотез, их опровержение, подтверждение и уточнение; освоение окружающей среды, выявление ее структуры и приобретение умений и навыков быстро и адекватно ориентироваться в изменяющихся условиях; учиться на опыте (собственном или других людей) [3, 9-11].

Каждое из этих качеств интеллекта представляет собой самостоятельную ценность, которая выявляется, развивается и наращивается в процессе обучения. Все вместе взятые, они составляют то самое целое, которое традиционно определяется как интеллект.

По мнению автора, интеллект — способность к рациональному познанию и отражению действительности, к адаптации на основе рассудочной деятельности, к получению и обработке получаемой информации и использованию ее в духовной и практической деятельности.

От понятия интеллекта следует отличать понятие интеллектуального потенциала. В 70-80-е гг. словосочетание «интеллектуальный потенциал» широко употреблялось в периодической и даже научной литературе, однако его содержание не было достаточно проработано. Говоря о таком потенциале, указывали на численность специалистов с высшим образованием, численность инженеров, учителей, ученых, врачей и т.д. Но интеллектуальный потенциал измеряется далеко не только численностью специалистов: он существенно связан с особенностями используемых

средств интеллектуальной деятельности.

В отечественной литературе интеллектуальный потенциал общества обозначает то богатство, которое определяет настоящее и будущее каждой страны и народа, это «инструмент» прогресса, показатель уровня развития общества. Интеллектуальный потенциал — это не только количество образованных людей, но и уровень познавательной самостоятельности, качество умственной деятельности, как отдельных индивидов, так и всего народа, степень умственной активности различных слоёв населения. Необходимо в настоящее время разумно и бережно отнестись к интеллектуальному потенциалу, его сохранению и развитию[5, с.25].

В.Ж. Келле утверждает, интеллектуальный потенциал это интегративное понятие, объединяющее науку, образование, технологию, все виды интеллектуальной деятельности и ее субъектов. Интеллектуальный потенциал России это ее национальное достояние, открывающее перед ней возможности инновационной динамики и поддержания должного уровня цивилизационного развития[1, с.13].

Следует отметить, что в тех публикациях, где речь шла об интеллектуальном потенциале, отсутствовало понимание и рассмотрение интеллекта как ценности. Это обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами: во-первых, почти полным игнорированием аксиологических представлений философами, исследователями других дисциплин и специалистами-практиками; во-вторых, слабым практическим осознанием аксиологического содержания многих реалий широкими кругами населения. Интеллект, как и многое другое, не осознавался в качестве ценности. Обращение к аксиологической проблематике — свидетельство того, что в приобретение, сохранение и наращивание каких-то ресурсов активно включаются личности и социальные группы. Без аксиологического взгляда такая активизация невозможна, и этот тезис полностью справедлив для понимания интеллекта как ценности [3, с.7].

Изучая динамику ценностей, можно адекватно объяснить практические ориентации людей в образовательной деятельности и прогнозировать эту деятельность. Очевидно, что устойчивое интеллектуальное развитие общества, представляющее собой наращивание интеллекта, непосредственно связано с соответствующей динамикой ценностей в образовательной деятельности населения. Однако содержание понятия интеллекта и, соответственно, его характеристика как ценности изменялись в истории культуры и представлены в своем современном состоянии.

Аксиологическое измерение интеллекта заключается в рассмотрении интеллекта как специфического явления, обладающего положительной значимостью для человека и общества в целом. Интеллект может быть представлен как внутреннее личностное качество человека, это нацеливает на рассмотрение интеллекта как ценности с позиции субъективной ценности и как способа созидающей деятельности.

Ценность интеллекта связана с качествами, которые он выполняет. Существуют следующие качества интеллекта: способность к постановке и решению различных задач; гибкое реагирование на различные ситуации; формулирование и проверка гипотез, их опровержение, подтверждение и уточнение; освоение окружающей среды, выявление ее структуры и приобретение умений и навыков быстро и адекватно ориентироваться в изменяющихся условиях; учиться на опыте (собственном или других людей).

Ценность интеллекта проявляется во влиянии его на культуру общества. В настоящее время ученые говорят о новом типе культуры — интеллектуальной культуре. Интеллектуальная культура общества есть социальное явление, которому присущи следующие свойства: существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации и знаний; владение известными человеческой цивилизации способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами [4, с. 266].

Становление интеллектуальной культуры и интеллектуального потенциала происходит в различных пространствах, объективных и субъективных, зависит от множества различных факторов. Одним из факторов воспроизводства интеллектуального потенциала является высшая школа.

Изменения в современном мире весьма ощутимо воздействуют на высшее образование во всех странах мира и в России. Сейчас можно говорить о кристаллизации нового «идеального типа» университетского образования, преобразующего все составные компоненты университетской структуры. Идет процесс создания единого европейского пространства высшего образования на основе Болонской декларации.

Развитие новой парадигмы образования, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человек, требует достижения нового качества образования, качества, которое соответствуй требованиям новой системы общественных отношений и ценностей. Это заставляет переосмыслить цели среднего и высшего образования, по-новому сформулировать и планируемые результаты в обучении. В материалах для разработки документов по обновлению общего образования в качестве главного результата, рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивая школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

В этой связи, основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом многомерные, многофункциональные компетентности, требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критичности мышления и других показателей. Достижение компетентности требует включения различных умственных (интеллектуальных) процессов и интеллектуальных умений (аналитических, критических, коммуникативных и др. [6, с.4]

Помимо компетентностного подхода для повышения качества образования и развития интеллекта важную роль играет процесс интеллектуализации                        образования.                                            Интеллектуализация                                            это

целенаправленный, систематический процесс, направленный на формирование интеллектуальной культуры личности и приводящий к значительному изменению в жизнедеятельности человека, общества, социума[6, с.13].

По высказыванию Ю.Я. Клехо, интеллектуализация рассматривается как императив выживаемости человечества XXI века. Лидирующей нацией будет та, которая создаст наиболее эффективную систему школ, колледжей, чтобы максимально развить интеллектуальный потенциал своих молодых сограждан. При этом конечной стратегической целью образовательной реформы России, в отношении высшего образования, должно стать создание системы и подготовки интеллектуальной элиты страны [2, с.160]. Ученый поясняет, почему такая формулировка наиболее полно подходит как цель реформы высшего образования и выделяет три аспекта.

Во-первых, задача подготовки интеллектуального потенциала, определяет весь дальнейший путь развития многих стран. «…Будущее принадлежит интеллектуалам. Базой подготовки интеллектуалов является общее среднее образование, создающее ту основу, на которой проявляется талант. Высшая школа выделяется как система, в рамках которой эти таланты получают окончательную доводку [2, с.178.]

Во-вторых, эффективный и качественный уровень подготовки интеллектуального потенциала в большей степени зависит от действующих систем организации этой подготовки, т.е. от механизма формирования интеллектуальной элиты.

В- третьих, необходимо, чтобы стратегическая цель реформы была одна и имела ключевой характер.

Все указанные цели являются актуальными. Создание ментального Российского общества и формирование нового поколения и интеграция Российской высшей школы в мировое образовательное пространство реализуется в случае создания действенной системы отбора и подготовки интеллектуальной элиты[2, с.180].

Проблема интеллектуализации имеет не только социальные аспекты, но имеет глобальный характер в Российском образовании. Интеллектуализация и образование два взаимосвязанных процесса. Через призму их единства можно правильно осознать ключевую роль образования как важнейшего механизма для интеллектуального развития, наращивания интеллектуального потенциала.

Таким образом, роль интеллектуального начала в обществе постоянно возрастает, происходит углубление интеллектуализации и всех других сфер человеческой жизнедеятельности. Это знаменует наступление цивилизации одухотворенного интеллекта, если знания создаются и используются только на благо человека. Интеллектуальные, творческие способности, знания становятся незаменимой ценностью.

Как ценность интеллект выступает в ситуациях накопления, наращивания для последующего возможного использования. Устойчивое интеллектуальное развитие общества, представляющее собой наращивание интеллекта, непосредственно связано с соответствующей динамикой ценностей в образовательной деятельности населения.

Обращаясь к практике образования, целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования. Здесь интеллект необходимо рассматривать в качестве ценности, выявлять пути и этапы формирования интеллектуального потенциала и формировать отношение к нему как к ценности у самих учащихся. Такая система образования будет способствовать формированию интеллектуального потенциала и наращиванию интеллекта общества.

Литература

  1. Келле В. Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. // В диапазоне гуманитарного знания.- 2001. — № 4. — С. 1-13.
  2. Клехо Ю.Я. Образовательный императив.— М.: Изд-во исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. 1998.— 368с.
  3. Ладенко И.С., Волкова Г.П. Развитие интеллекта в образовании и освоение интеллектуальных технологий. — Новосибирск: ИФиПр СО РАН, 1994.— 43с.
  4. Перцовская Р.Ф Особенности формирования интеллектуальной культуры в российском обществе./ Румянцевские чтения: материалы международной конференции (10-12 апреля 2007г.) — М.: Пашков дом, 2007. — С. 264-267.
  5. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. — СПб.: ПАНИЛ 1999. — 827с.
  6. Суртаева Н.Н., Егорова Г.И., Пандерина Н.А. Интеллектуальная компетентность при подготовке специалиста в вузе. Учебное пособие. — СПб: ИОВ РАО, 2003.— 64с.
  7. Шарден П.Т.де. Феномен человека.- М.: Прогресс, 1987. — 240с.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector