ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Киселев Ю. П.

Студент-магистрант, Волгоградский государственный педагогический университет

Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире. Толерантность является характеристикой идеальных отношений между людьми и может входить в культурный арсенал того или иного сообщества в качестве культурной нормы и моральной ценности. Толерантность выступает в первую очередь как проблема этическая, проблема взаимодействия людей в контексте современной культуры, в соответствии с моральными нормами и этическими установками, предъявляемыми современной культурой и формируемыми ею.

Педагогический аспект проблемы особенно значим в контексте «стратегической задачи» воспитания толерантности. В наших исследованиях мы опирались на логику становления толерантности, рассматриваемого в исследованиях (Н.М.Борытко, А.М.Байбакова и др.) как динамического процесса восхождения от случайно-ситуативного проявления толерантности через освоение толерантного взаимодействия в типовых ситуациях при участии воспитателя к принятию стратегии толерантного поведения как ценности и нормы социальной жизнедеятельности человека [1, 35].

Современная образовательная практика, опираясь на теоретические исследования толерантности, актуализирует поиск эффективных приемов, форм, методов стимулирующих воспитание толерантности современной молодежи. Поэтому мы в своем исследовании проанализировали потенциал православной педагогики в воспитании толерантности и возможности его использования в условиях современной школы. Раскрыть педагогические возможности православного воспитания целесообразнее в сравнении со светским. Для решения обозначенной проблемы мы обратились к трудам отечественных педагогов (В.А.Сластёнина, Н.М.Борытко, А.М.Байбакова, Е.В.Бондаревской ) и представителям светской педагогики (протоиерея Е. Шестуна, сиархимандрита Иоанна(Маслова), В.В.Зеньковского, Э.А.Чурсиной, Н.Г.Лыковой). Мы обратились к деятельности конкретного образовательного учреждения и выявили потенциал православной педагогики в решении современных проблем воспитания, ключевым направлением которого является воспитание толерантности.

Наши исследования, где работает автор, являются составной частью исследования, педагогического коллектива школы искусств «Воскресение». В течение 12 лет Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детской школой искусств «Воскресение»», ведётся активная работа по возрождению традиций православной школы, решает ряд проблем современного воспитания, используя достижения православной педагогики, но, не отвергая достижений отечественной педагогики.

Толерантность как педагогический феномен имеет сложную структуру, различные модели которой обоснованы исследователями. Толерантности как система состоит из следующих компонентов [3, 15]: а) самооценка (своего места в системе межличностных отношений на основе оценивания возможности и результатов деятельности других); б) самосознание (как принятие необходимости реально проявлять толерантность в межличностных отношениях при взаимодействии и общении); в) саморегуляция (владение в различных ситуациях своими чувствами и настроениями, сдерживание непосредственных побуждений, недопущение импульсивных действий и воздерживание от ненужных и вредных поступков в данных условиях); г) самоопределение (как обретение нравственного идеала и ценностей толерантности — человеческое достоинство, справедливость, ненасилие, соперничество).

Мы предположили, что для развития самооценки как компонента толерантности эффективными приемами, формами, методами будут интерактивные методы обучения — это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Для самосознания как компонента толерантности, проявляющееся в понимание друг друга, умении признавать точку зрения другого, умении выходить из конфликтной ситуации, раскрытии интереса к другим народам, нациям эффективным будет, педагогика поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций. Вовлечение детей к самостоятельной подготовки отчетных мероприятий, а так же равноправное сотрудничество с учителями и учащимися, реализующими общую деятельность, — на этом фоне постоянно развивается внутренний самоконтроль и саморегуляция.

Данное предположение проверялось нами в процессе опытно- экспериментальной работы, которая проводилась нами на базе МОУ ДОД «ДШИ «Воскресение». В исследованиях принимали участие ученики 7 — 9 классов общеобразовательных школ города Волгограда, которые являлись слушателями элективных курсов в данной школе. Общее количество участников эксперимента 78 человек. Основным механизмом, позволяющим решать обозначенные проблемы явились разработанные нами совместно с методистами данной школы, два курса: «Мировидение» и «Русская словесность».

Цель курса «Мировидение» заключалась в том, что через содержание курса познакомить слушателей с разнообразием окружающего мира, раскрыть многообразие жизни, дать ощутить свободу выбора человека, ответственность его за свои дела; и, наконец, ввести ребенка в духовную проблематику, объяснить основные догматические положения Православной Церкви, связать и с каждодневной жизнью ребенка, что является основой для формирования умений сформулировать жизненную цель, стратегию самовоспитания, корректировки взаимоотношений с окружающими, что дает основание для дальнейшего самоопределения ребенка.

Второй этап эксперимента длился в течение 3 и 4 четвертей. На этом этапе преподавался курс «Русская словесность», который был направлен на ознакомление с историей русского языка, роли в мировой культуре. Знакомство на основе истории словесности с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации, а также особенности формирования нашей культуры под влиянием различных групп, населяющих Россию.

Результаты опытно-экспериментальной работы в процессе преподавания курсов «Мировидение» и «Русская словесность» позволили сделать вывод об их эффективности в формировании у школьников духовно- нравственных ценностей, как основы для самоопределения, адекватной самооценки, сформированного самосознания, эффективной саморегуляции, которые подтвердили предположение о потенциале православной педагогики в решении проблемы воспитания толерантности учащихся.

Литература

  1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. — Волгоград, Перемена, 2001.
  2. Зеньковский В. В., протоиерей Педагогика. — Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002. — 224 с.
  3. К толерантности — через образование. Материалы круглого стола. ВГПУ от конференции 2005г., выпуск №7 Актуальные проблемы современного воспитания, составитель И.А.Соловцова/ под редакцией Н.М.Борытко. — Волгоград: Перемена, 2006.
  4. Шестун, Е., протоиерей Православная педагогика. — М.: Про-Пресс, 2001. 576 с.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h