Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Иркутский Независимый Центр Дополнительного Образования Одарённых Школьников
С сентября 2000 года автор данных строк ведет занятия в математических кружках для школьников 6-8 классов. Начало этой работы было, в первую очередь, продиктовано тем, что большинство инновационных учебных заведений начинают целенаправленную углублённую математическую подготовку учащихся с 9 класса. По-видимому, это вполне оправданная практика — слишком ранняя специализация, помимо того, что не будет осознанной, создаёт завышенные ожидания у самого ребёнка и его родителей и чревата большими проблемами в случае, когда в дапьнейшем обнаруживается ошибочность сделанного выбора. Есть и другие факторы, делающие вопрос о времени, когда нужно начинать профильное обучение, весьма непростым [1]. Вместе с тем, во многих регионах налажена систематическая внешкольная факультативная работа с математически одарёнными учащимися, начиная уже с 5-6 класса. В Москве, Санкт-Петербурге, других городах России кружки зарекомендовали себя как очень важное и действенное звено системы математического образования школьников. Цель такой системы — создание для математически одарённых детей условий, в которых они могли бы максимально реализовать свой потенциал, продолжая при этом учиться в обычных классах общеобразовательных школ.
Как продолжение начатой более двух лет назад работы с одарёнными детьми, в сентябре 2002 года в Иркутске был создан Иркутский Независимый Центр Дополнительного Образования Одарённых Школьников (ИНЦДООШ). Занятия в математических кружках ИН1ДДООШ предназначены в первую очередь для тех ребят, кто не только легко справляется с задачами школьного курса, но и получает удовольствие от решения сложных задач, интересуется «нешкольными» разделами математики. Школьный учитель, ориентирующийся на общий уровень класса, при всём желании не в состоянии уделить таким детям достаточно времени и внимания. К сожалению, привыкнув к тому, что пятёрки даются им легко и без усилий, способные ребята зачастую теряют мотивацию, интерес к предмету, не получают навыка напряжённой умственной работы и впоследствии в ситуации, когда требуется сосредоточенный и упорный труд, оказываются к этому не готовы3. Видимо, именно с этим, не в последнюю очередь, связан хорошо известный феномен, когда из последних сил бившийся за четвёрку троечник оказывается в дальнейшем куда успешнее записного отличника.
Другой момент, снижающий иитерес к предмету, связан с исторически сложившейся структурой школьного курса математики. Даже в классах с углублённым изучением математики школьники в 6-8 классах изучают то, что было предметом исследования 400-500 лет назад, если речь идёт об алгебре, не говоря уже о геометрии, где счёт идёт на тысячелетия. В лучшем случае к концу 11 класса дело доходит до вопросов, занимавших учёных в конце 18 — начале 19 веков. При этом у школьников создается впечатление, что все существенное в математике уже давным-давно сделано, а современная математика — это что-то заумное, малопонятное и не имеющее практической ценности. В силу неизбежной консервативности школьной программы, новые области математики, получившие развитие в 20 веке, не находят в ней отражения. Между тем задачи, стоящие ныне, например, перед специалистами по математическому анализу или дифференциальным уравнениям, не в состоянии понять даже очень хорошо подготовленный одиннадцатиклассник.
Кружок дает гораздо больше свободы в выборе как методов работы, так и изучаемых тем. Не входящие в состав школьного курса: комбинаторика, теория вероятностей, теория чисел, комбинаторная геометрия, теория алгоритмов, теория игр, теория графов, — дают возможность при сравнительно небольшом количестве исходного материала ставить перед ребятами понятно формулируемые содержательные задачи, идейно близкие тем, что были решены совсем недавно, либо до сих пор остаются открытыми. Рассказ о нерешённых проблемах, формулировка и содержание которых доступны школьнику, даёт преподавателю прекрасную возможность увлечь ребят предметом.
Стремительное развитие компьютерных технологий сделало многие из этих задач актуальными с точки зрения практического применения. Так, после изучения на занятии, посвященном теории чисел, теоремы Эйлера, ребятам весьма интересно узнать, что она составляет математическую основу алгоритма RSA, разработанного всего 20 лет назад для криптографической защиты информации.
Помимо этого кружок позволяет совершенно по-другому организовать учебный процесс, поставив во главу угла развитие математического мышления, создание среды, способствующей раскрытию способностей, побуждение школьников к самостоятельным занятиям. При этом математика понимается в первую очередь, как искусство решения задач, и в этом смысле её рамки существенно шире того, что обычно понимается под математикой в рамках школьной программы. Раскрытие одарённости не сводится к углублённому обучению, усвоению дополнительного объема информации. Овладение новыми знаниями подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Одна из основных задач — развитие навыков математических рассуждений, построения грамотных, полных и строгих доказательств, отыскания слабостей и неточностей в предлагаемых рассуждениях. Предпочтительно «самостоятельное» получение важных теоретических фактов в процессе решения разумно составленной последовательности задач. Многие теоремы могут быть разбиты на ряд достаточно простых задач, последовательно решая которые, школьник «как бы самостоятельно» получает доказательство. Некоторая потеря во времени компенсируется гораздо более глубоким проникновением в суть вопроса. Кроме того, немаловажным является и эмоциональный момент — сделанное самостоятельно открытие куда важнее преподнесённых учителем фактов.
Руководитель кружка при этом выступает в совершенно другом качестве. Здесь его роль уже не столько в том, чтобы рассказывать и объяснять, а в том, чтобы помогать ученику в его самостоятельном продвижении, внимательно и заинтересованно обсуждая с ним возникающие трудности. Естественно, такая организация занятий требует гораздо больших затрат времени на каждого школьника. Опыт показывает, что для качественного проведения занятия один преподаватель должен «обслуживать» не более 8-9 учащихся. Только так можно добиться необходимой глубины изучения материала. Прекрасно, когда в эту работу вовлекаются действующие профессиональные математики, способные увидеть изучаемый материал «сверху», в контексте формирования у школьников общей математической культуры. Именно участие в кружковой деятельности профессионалов позволяет поддерживать славные традиции санкт-петербургской или московской математической школы [2].
Ещё один важный вопрос, возникающий в процессе работы — мотивация. На наш взгляд, самый действенный стимул к напряжённой творческой работе — неподдельная личная увлечённость преподавателя изучаемым предметом. Очень важно научить ребят находить удовольствие в самом процессе решения задач. Однако дети остаются детьми, им очень нравятся различные игры и соревнования. Умелое и осторожное использование соревновательных приемов способно разнообразить работу кружка, сделать ее более живой и раскрепощённой. Свою роль способны сыграть также математические олимпиады и турниры. И здесь хочется сказать несколько слов о сложившейся системе предметных олимпиад, в частности о Всероссийской математической олимпиаде.
Математические олимпиады появились первыми среди предметных олимпиад еще в 30-е годы. В то время основная идея состояла в том, чтобы выявить способных в математическом отношении школьников для организации их дальнейшего обучения и, насколько это возможно, более раннего привлечения к научной работе. На самых первых олимпиадах даже действовало правило, в соответствии с которым победители не имели права принимать участие в последующих олимпиадах. По-видимому, родоначальники олимпиадного движения уже тогда сознавали опасность «профессионализации» соревновательной деятельности, превращения ее в своего рода интеллектуальный спорт. Сейчас Всероссийская математическая олимпиада выросла в грандиозное мероприятие, включающее в себя целый ряд этапов, начиная со школьного и заканчивая финальным, с последующим формированием российской команды для участия в международной математической олимпиаде. По результатам, показанным на её различных этапах, зачастую оценивается работа учителей, учебных заведений и органов управления образованием. Школьников, успешно выступивших на олимпиаде, с большим удовольствием принимают многие престижные ВУЗы. Всё это приводит порой к излишнему ажиотажу и эмоциональным перегрузкам, требует от ребенка проявления не только знаний, но и «бойцовских» качеств.
К сожалению, нередко ребята склонны воспринимать работу в кружке, факультативные школьные занятия как подготовку к олимпиадам. Еще прискорбнее, когда подобные настроения поддерживаются, а то и провоцируются охваченными спортивным азартом взрослыми. При всех многочисленных плюсах, у олимпиад есть один весьма существенный минус — победители на каждом из этапов составляют меньшинство, а значит, практически каждый из участников, рано или поздно, оказывается в роли проигравшего. Школьник, целый год готовившийся к олимпиаде и не добившийся победы, неизбежно получает психологическую травму. Преподаватель, акцентирующий внимание школьника на «подготовке к олимпиаде», поощряющий его спортивные наклонности, собственными руками взращивает у ребёнка целый букет комплексов. Мы разделяем распространённое среди учителей, занимающихся с одарёнными школьниками, убеждение, что не следует специально готовить учеников к выступлениям на олимпиадах. Как отметил в статье легендарный учитель и организатор математического просвещения H.H. Константинов: «Хорошее выступление на олимпиаде должно быть побочным следствием достигнутого математического уровня, а не результатом специального изучения известных типов задач и методов их решения. Это, конечно, не означает, что не нужно изучать поучительные олимпиадные задачи, содержащие полезные методы и идеи, но их нужно изучать не ради олимпиад. Сильные школьники — слишком драгоценное национальное достояние, чтобы тратить их силы и время на такую безделицу, как престиж города или страны».
Все эти проблемы, с нашей точки зрения, могут быть если и не разрешены, то существенно сглажены. В первую очередь, олимпиада, несмотря на всю её значимость для учителей и администрации школы, должна восприниматься как не более чем одна из форм обучения. Опыт показывает, что хорошо составленная олимпиада, сопровождённая грамотным и заинтересованным разбором задач, вызывает у школьников всплеск интереса к математике, выражающийся, в частности, в притоке новых участников в кружок. Понимание этого естественным образом приводит к мысли о полезности организации других соревнований, насколько это возможно, свободных от психологических издержек. Лучше всего, на наш взгляд, соответствуют этим требованиям командные соревнования, проводимые как непосредственно на занятиях, так и отдельно, для более широкого круга детей. Работая в команде, помимо умения решать задачи, ребята приобретают навыки слаженной коллективной работы, умение ясно и последовательно излагать свои мысли, понимать логику рассуждений оппонента. Формы проведения таких соревнований могут быть самыми разными. В этом отношении в различных регионах накоплен большой и разнообразный опыт. Определённые наработки имеются и у нас. Уже два года подряд в феврале-марте в Иркутске проводятся турниры юных математиков, включающие в себя командную олимпиаду, математическую карусель, турнир математических боев. Во втором турнире, проходившем с 25 по 29 марта 2002 года в гимназии № 3 города Иркутска, приняли участие 24 команды учащихся 6-8 классов городов Иркутска, Ангарска и Шелехова. 29 сентября, также в гимназии №3, был проведён математический праздник, собравший более 200 школьников, входивших в состав 32 команд. Думается, дальнейшее развитие этой деятельности способно принести ощутимую пользу.
Иркутск, как один из крупнейших научных центров нашей страны, располагает огромными возможностями по развитию внешкольного математического обучения. В нынешней ситуации заметного роста престижа качественного образования, нам кажется неизбежным дальнейшее развитие системы городских математических кружков, которые могут стать органичным дополнением к уже имеющимся инновационным и профильным образовательным учреждениям, а также формирование насыщенного и сбалансированного календаря математических соревнований.