Математический кружок и математические соревнования

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Иркутский Независимый Центр Дополнительного Образования Одарённых Школьников

С сентября 2000 года автор данных строк ведет занятия в математиче­ских кружках для школьников 6-8 классов. Начало этой работы было, в пер­вую очередь, продиктовано тем, что большинство инновационных учебных заведений начинают целенаправленную углублённую математическую под­готовку учащихся с 9 класса. По-видимому, это вполне оправданная практика — слишком ранняя специализация, помимо того, что не будет осознанной, создаёт завышенные ожидания у самого ребёнка и его родителей и чревата большими проблемами в случае, когда в дапьнейшем обнаруживается оши­бочность сделанного выбора. Есть и другие факторы, делающие вопрос о времени, когда нужно начинать профильное обучение, весьма непростым [1]. Вместе с тем, во многих регионах налажена систематическая внешкольная факультативная работа с математически одарёнными учащимися, начиная уже с 5-6 класса. В Москве, Санкт-Петербурге, других городах России круж­ки зарекомендовали себя как очень важное и действенное звено системы ма­тематического образования школьников. Цель такой системы — создание для математически одарённых детей условий, в которых они могли бы макси­мально реализовать свой потенциал, продолжая при этом учиться в обычных классах общеобразовательных школ.

Как продолжение начатой более двух лет назад работы с одарёнными детьми, в сентябре 2002 года в Иркутске был создан Иркутский Независимый Центр Дополнительного Образования Одарённых Школьников (ИНЦДООШ). Занятия в математических кружках ИН1ДДООШ предназначе­ны в первую очередь для тех ребят, кто не только легко справляется с зада­чами школьного курса, но и получает удовольствие от решения сложных за­дач, интересуется «нешкольными» разделами математики. Школьный учи­тель, ориентирующийся на общий уровень класса, при всём желании не в со­стоянии уделить таким детям достаточно времени и внимания. К сожалению, привыкнув к тому, что пятёрки даются им легко и без усилий, способные ре­бята зачастую теряют мотивацию, интерес к предмету, не получают навыка напряжённой умственной работы и впоследствии в ситуации, когда требуется сосредоточенный и упорный труд, оказываются к этому не готовы3. Видимо, именно с этим, не в последнюю очередь, связан хорошо известный феномен, когда из последних сил бившийся за четвёрку троечник оказывается в даль­нейшем куда успешнее записного отличника.

Другой момент, снижающий иитерес к предмету, связан с исторически сложившейся структурой школьного курса математики. Даже в классах с уг­лублённым изучением математики школьники в 6-8 классах изучают то, что было предметом исследования 400-500 лет назад, если речь идёт об алгебре, не говоря уже о геометрии, где счёт идёт на тысячелетия. В лучшем случае к концу 11 класса дело доходит до вопросов, занимавших учёных в конце 18 — начале 19 веков. При этом у школьников создается впечатление, что все су­щественное в математике уже давным-давно сделано, а современная матема­тика — это что-то заумное, малопонятное и не имеющее практической ценно­сти. В силу неизбежной консервативности школьной программы, новые об­ласти математики, получившие развитие в 20 веке, не находят в ней отраже­ния. Между тем задачи, стоящие ныне, например, перед специалистами по математическому анализу или дифференциальным уравнениям, не в состоя­нии понять даже очень хорошо подготовленный одиннадцатиклассник.

Кружок дает гораздо больше свободы в выборе как методов работы, так и изучаемых тем. Не входящие в состав школьного курса: комбинаторика, теория вероятностей, теория чисел, комбинаторная геометрия, теория алго­ритмов, теория игр, теория графов, — дают возможность при сравнительно небольшом количестве исходного материала ставить перед ребятами понятно формулируемые содержательные задачи, идейно близкие тем, что были ре­шены совсем недавно, либо до сих пор остаются открытыми. Рассказ о нере­шённых проблемах, формулировка и содержание которых доступны школь­нику, даёт преподавателю прекрасную возможность увлечь ребят предметом.

Стремительное развитие компьютерных технологий сделало многие из этих задач актуальными с точки зрения практического применения. Так, по­сле изучения на занятии, посвященном теории чисел, теоремы Эйлера, ребя­там весьма интересно узнать, что она составляет математическую основу ал­горитма RSA, разработанного всего 20 лет назад для криптографической за­щиты информации.

Помимо этого кружок позволяет совершенно по-другому организовать учебный процесс, поставив во главу угла развитие математического мышле­ния, создание среды, способствующей раскрытию способностей, побуждение школьников к самостоятельным занятиям. При этом математика понимается в первую очередь, как искусство решения задач, и в этом смысле её рамки существенно шире того, что обычно понимается под математикой в рамках школьной программы. Раскрытие одарённости не сводится к углублённому обучению, усвоению дополнительного объема информации. Овладение но­выми знаниями подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Одна из основных задач — развитие навыков математических рассуждений, построения грамотных, полных и строгих доказательств, оты­скания слабостей и неточностей в предлагаемых рассуждениях. Предпочти­тельно «самостоятельное» получение важных теоретических фактов в про­цессе решения разумно составленной последовательности задач. Многие теоремы могут быть разбиты на ряд достаточно простых задач, последова­тельно решая которые, школьник «как бы самостоятельно» получает доказа­тельство. Некоторая потеря во времени компенсируется гораздо более глубо­ким проникновением в суть вопроса. Кроме того, немаловажным является и эмоциональный момент — сделанное самостоятельно открытие куда важнее преподнесённых учителем фактов.

Руководитель кружка при этом выступает в совершенно другом качест­ве. Здесь его роль уже не столько в том, чтобы рассказывать и объяснять, а в том, чтобы помогать ученику в его самостоятельном продвижении, внима­тельно и заинтересованно обсуждая с ним возникающие трудности. Естест­венно, такая организация занятий требует гораздо больших затрат времени на каждого школьника. Опыт показывает, что для качественного проведения за­нятия один преподаватель должен «обслуживать» не более 8-9 учащихся. Только так можно добиться необходимой глубины изучения материала. Пре­красно, когда в эту работу вовлекаются действующие профессиональные ма­тематики, способные увидеть изучаемый материал «сверху», в контексте формирования у школьников общей математической культуры. Именно уча­стие в кружковой деятельности профессионалов позволяет поддерживать славные традиции санкт-петербургской или московской математической школы [2].

Ещё один важный вопрос, возникающий в процессе работы — мотива­ция. На наш взгляд, самый действенный стимул к напряжённой творческой работе — неподдельная личная увлечённость преподавателя изучаемым пред­метом. Очень важно научить ребят находить удовольствие в самом процессе решения задач. Однако дети остаются детьми, им очень нравятся различные игры и соревнования. Умелое и осторожное использование соревнователь­ных приемов способно разнообразить работу кружка, сделать ее более живой и раскрепощённой. Свою роль способны сыграть также математические олимпиады и турниры. И здесь хочется сказать несколько слов о сложившей­ся системе предметных олимпиад, в частности о Всероссийской математиче­ской олимпиаде.

Математические олимпиады появились первыми среди предметных олимпиад еще в 30-е годы. В то время основная идея состояла в том, чтобы выявить способных в математическом отношении школьников для организа­ции их дальнейшего обучения и, насколько это возможно, более раннего привлечения к научной работе. На самых первых олимпиадах даже действо­вало правило, в соответствии с которым победители не имели права прини­мать участие в последующих олимпиадах. По-видимому, родоначальники олимпиадного движения уже тогда сознавали опасность «профессионализа­ции» соревновательной деятельности, превращения ее в своего рода интел­лектуальный спорт. Сейчас Всероссийская математическая олимпиада вы­росла в грандиозное мероприятие, включающее в себя целый ряд этапов, на­чиная со школьного и заканчивая финальным, с последующим формировани­ем российской команды для участия в международной математической олимпиаде. По результатам, показанным на её различных этапах, зачастую оценивается работа учителей, учебных заведений и органов управления обра­зованием. Школьников, успешно выступивших на олимпиаде, с большим удовольствием принимают многие престижные ВУЗы. Всё это приводит по­рой к излишнему ажиотажу и эмоциональным перегрузкам, требует от ре­бенка проявления не только знаний, но и «бойцовских» качеств.

К сожалению, нередко ребята склонны воспринимать работу в кружке, факультативные школьные занятия как подготовку к олимпиадам. Еще при­скорбнее, когда подобные настроения поддерживаются, а то и провоцируют­ся охваченными спортивным азартом взрослыми. При всех многочисленных плюсах, у олимпиад есть один весьма существенный минус — победители на каждом из этапов составляют меньшинство, а значит, практически каждый из участников, рано или поздно, оказывается в роли проигравшего. Школьник, целый год готовившийся к олимпиаде и не добившийся победы, неизбежно получает психологическую травму. Преподаватель, акцентирующий внима­ние школьника на «подготовке к олимпиаде», поощряющий его спортивные наклонности, собственными руками взращивает у ребёнка целый букет ком­плексов. Мы разделяем распространённое среди учителей, занимающихся с одарёнными школьниками, убеждение, что не следует специально готовить учеников к выступлениям на олимпиадах. Как отметил в статье ле­гендарный учитель и организатор математического просвещения H.H. Кон­стантинов: «Хорошее выступление на олимпиаде должно быть побочным следствием достигнутого математического уровня, а не результатом специ­ального изучения известных типов задач и методов их решения. Это, конеч­но, не означает, что не нужно изучать поучительные олимпиадные задачи, содержащие полезные методы и идеи, но их нужно изучать не ради олимпи­ад. Сильные школьники — слишком драгоценное национальное достояние, чтобы тратить их силы и время на такую безделицу, как престиж города или страны».

Все эти проблемы, с нашей точки зрения, могут быть если и не разре­шены, то существенно сглажены. В первую очередь, олимпиада, несмотря на всю её значимость для учителей и администрации школы, должна восприни­маться как не более чем одна из форм обучения. Опыт показывает, что хоро­шо составленная олимпиада, сопровождённая грамотным и заинтересован­ным разбором задач, вызывает у школьников всплеск интереса к математике, выражающийся, в частности, в притоке новых участников в кружок. Пони­мание этого естественным образом приводит к мысли о полезности органи­зации других соревнований, насколько это возможно, свободных от психоло­гических издержек. Лучше всего, на наш взгляд, соответствуют этим требо­ваниям командные соревнования, проводимые как непосредственно на заня­тиях, так и отдельно, для более широкого круга детей. Работая в команде, помимо умения решать задачи, ребята приобретают навыки слаженной кол­лективной работы, умение ясно и последовательно излагать свои мысли, по­нимать логику рассуждений оппонента. Формы проведения таких соревнова­ний могут быть самыми разными. В этом отношении в различных регионах накоплен большой и разнообразный опыт. Определённые наработки имеются и у нас. Уже два года подряд в феврале-марте в Иркутске проводятся турни­ры юных математиков, включающие в себя командную олимпиаду, матема­тическую карусель, турнир математических боев. Во втором турнире, прохо­дившем с 25 по 29 марта 2002 года в гимназии № 3 города Иркутска, приняли участие 24 команды учащихся 6-8 классов городов Иркутска, Ангарска и Шелехова. 29 сентября, также в гимназии №3, был проведён математиче­ский праздник, собравший более 200 школьников, входивших в состав 32 ко­манд. Думается, дальнейшее развитие этой деятельности способно принести ощутимую пользу.

Иркутск, как один из крупнейших научных центров нашей страны, располагает огромными возможностями по развитию внешкольного матема­тического обучения. В нынешней ситуации заметного роста престижа каче­ственного образования, нам кажется неизбежным дальнейшее развитие сис­темы городских математических кружков, которые могут стать органичным дополнением к уже имеющимся инновационным и профильным образова­тельным учреждениям, а также формирование насыщенного и сбалансиро­ванного календаря математических соревнований.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h