(отзыв официального оппонента о диссертации Е.С. Меркулова, представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук)
Диссертация Е.С. Меркулова посвящена конституционно-правовому исследованию актуальных теоретических и прикладные проблем организации и функционирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В последние годы в российской конституционно-правовой науке возрос интерес к проблематике построения эффективно функционирующей системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. С одной стороны, это связано с последовательно проводимым на федеральном уровне ограничением самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов организации региональной государственной власти. В настоящее время субъекты Российской Федерации фактически лишены возможности проявлять широкую инициативу в вопросах построения собственных систем государственных органов. Данное обстоятельство нуждается в критическом научном осмыслении. С другой стороны, интерес к отмеченной проблематике обусловливается происходящим в настоящее время изменением субъектного состава российского федеративного государства в связи с объединением целого ряда субъектов Российской Федерации.
Как справедливо отмечается исследователями, в науке российского конституционного права до сих пор не выработана стройная и непротиворечивая концепция системы государственной власти субъекта Российской Федерации, а качество нормативно-правового регулирования вопросов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации находится на недостаточно высоком уровне. Изложенным и объясняется актуальность темы диссертационного исследования Е.С. Меркулова.
Целью диссертационной работы Е.С. Меркулова является выработка на основе изучения действующего законодательства и конституционно-судебной практики целостного представления о системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации от теоретико-правовых аспектов ее организации до анализа системных взаимоотношений различных органов государственной власти. Для достижения этой исследовательской цели автором были поставлены следующие творческие задачи:
— раскрыть содержание и проследить значение базовых принципов российского федерализма, оказывающих непосредственное влияние на организацию системы государственной власти в субъектах Российской Федерации;
— рассмотреть и проанализировать систему общих принципов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных на федеральном уровне;
— исследовать различные модели (схемы) организации системы органов государственной власти, закрепленные в конституциях (уставах) и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
— изучить региональное законодательство, посвященное непосредственному порядку формирования органов государственной власти, выявить общие подходы и уникальный опыт субъектов Российской Федерации;
— обозначить основные формы внутрисистемных отношений органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
— выявить особенности построения системы органов государственной власти в условиях образования нового субъекта Российской Федерации.
Изучение диссертационной работы показывает, что автор успешно справился с поставленными исследовательскими задачами.
В первой главе диссертации рассматриваются конституционно-правовые основы организации и осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации.
В этой части работы соискатель подробно рассматривает концептуальные вопросы организации государственной власти на региональном уровне. Достаточно глубоко исследованы теоретико-правовые аспекты организации и осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации на современном этапе развития российского федерализма.
Большой интерес вызывают положения диссертационного исследования, посвященные анализу основных моделей организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Автор убедительно показывает, что до сих пор учеными не предложено четких и бесспорных критериев разграничения органов государственной власти и иных государственных органов. С одной стороны, существенным разграничительным признаком исследователи называют осуществление органами государственной власти функций государства и наличие у них государственно-властных полномочий. С другой стороны, весомым является аргумент о том, что эти органы выполняют определенные государственные функции и наделены властными полномочиями.
В диссертации детально аргументируется тезис о том, что существующее конституционное разделение государственной власти на три ветви отражает весьма приблизительную схему устройства властных органов, поскольку в современном государстве существует множество органов и должностных лиц, которых просто не было во времена, когда формулировалась концепция разделения властей.
Следует согласиться с предложенной автором трактовкой сущности органа государственной власти через акцент на следующие характеристики: 1) этот орган является относительно обособленным элементом государственного аппарата; 2) его учреждение связано с непосредственной организационно-юридической трансформацией и практической реализацией определенной функции государственной власти (осуществление определенного объема властных полномочий при реализации какой- либо функции). При этом любой орган государственной власти самостоятелен в осуществлении своих полномочий и осуществляет свою деятельность независимо от других органов, что не исключает возможности «внешнего» контроля и надзора.
На основе анализа действующего законодательства соискатель вполне обоснованно выделяет три основных организационных модели высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, отражающие его положение в региональной системе исполнительной власти: 1) учреждение высшего и единственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в составе которого формируются структурные подразделения (по сути, являющиеся отраслевыми органами специальной компетенции); 2) учреждение высшего коллегиального исполнительного органа, возглавляющего систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) учреждение высшего органа исполнительной власти, возглавляющего систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в структуру которого, в свою очередь, входят иные органы как структурные подразделения (с. 56).
Автор диссертации делает правильный вывод о том, что при решении вопроса об организационном оформлении системы государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации, несмотря на наличие жестких требований федерального законодательства, допускается определенный уровень «регионального усмотрения», которое проявляется: 1) при организации законодательных органов в возможности реализации идеи бикамерализма при формировании региональных органов законодательной власти; 2) при формировании системы исполнительной власти — в выборе наиболее приемлемой модели высшего исполнительного органа и использовании различных схем организации системы органов исполнительной власти (допускающие создание отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти). При этом абсолютной свободой субъекты Российской Федерации обладают при решении вопроса об организации «факультативных» органов государственной власти: конституционных или уставных судов, контрольно-счетных палат, уполномоченных по правам человека, конституционных или уставных собраний.
Во второй главе диссертации рассматриваются особенности формирования и функционирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В этой части работы соискателем подробно проанализирован порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Большой интерес вызывают положения диссертационного исследования об анализе правовых особенностей наделения гражданина полномочиями президентов и губернаторов региональным законодательным органом по представлению Президента Российской Федерации.
Достаточно глубоко соискателем изучен процесс организационного оформления судебной ветви государственной власти субъекта Российской Федерации, представленной мировыми судьями и региональными конституционными (уставными) судами. В работе подробно проанализированы принципы и формы взаимоотношений органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Достаточно подробно в диссертации освещен вопрос об особенностях формирования и функционирования системы органов государственной власти в переходный период образования нового субъекта в составе Российской Федерации.
Диссертация Е.С. Меркулова характеризуется достаточно высоким уровнем апробации результатов исследования. В числе научных результатов диссертационного исследования Е.С. Меркулова также следует выделить выработанные соискателем предложения по дальнейшему совершенствованию законодатель — ной основы построения и функционирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, при всех отмеченных достоинствах, диссертационная работа Е.С. Меркулова не лишена недостатков и положений, которые нуждаются в дополнительном обосновании.
- Как представляется, в диссертации недостаточное внимание уделено анализу общих принципов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации как категории российского конституционного права. Объем соответствующего параграфа диссертации (1.3) составляет лишь 13 страниц текста, следствием чего является беглое рассмотрение содержания указанных принципов. Между тем рассмотрение и анализ данных принципов указаны диссертантом в качестве одной из самостоятельный исследовательских задач.
- Не вполне понятно, почему автор рассматривает модели организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед рассмотрением общих принципов организации и деятельности указанных органов. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации действительно может быть организована по-разному, но в любом случае выбор конкретного способа (модели) ее организации должен делаться в рамках общих принципов, вытекающих из Конституции Российской Федерации и конкретизированных в федеральном законодательстве.
- Говоря о возможности расширения системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации за счет включения в нее учредительных, контрольных и избирательных органов, диссертанту следовало бы уделить определенное внимание рассмотрению критериев системности региональные органов власти. Как представляется, это позволило бы более аргументированно отстаивать точку зрения о выделении новых ветвей (ответвлений) государственной власти.
- Диссертант указывает в качестве отдельной модели организации исполнительной власти в субъекте Российской Федерации учреждение высшего исполнительного органа как единого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации со сложной структурой, включающего в себя все иные органы исполнительной власти. В таком случае возникает закономерный вопрос: каким должен быть порядок реализации региональным законодательным органом предусмо- тренныга Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по определению системы исполнительных органов и структуры высшего исполнительного органа, если учитывать, что по закону у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также есть полномочие по определению структуры исполнительных органов. В этой связи представляется, что в соответствии с упомянутым Федеральным законом иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут входить в состав высшего регионального исполнительного органа государственной власти. Если диссертант считает иначе, то ему необходимо более четко и последовательно обосновать свою позицию по этому вопросу.
5. Несмотря на высокую оценку стиля изложения научного материала, следует отметить, что исследование целого ряда важных теоретических и прикладных вопросов автором неоправданно переносится в подстрочные сноски. Из-за этого нередко прерывается нить рассуждений в основном тексте, что существенно усложняет его восприятие.
Однако высказанные замечания не влияют на общую положительную оценку диссертационного исследования.
Диссертация Е.С. Меркулова на тему «Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации (конституционно-правовое исследование)» представляет собой завершенное научное исследование, полностью соответствующее требованиям Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий. Основные ее положения опубликованы в научных трудах соискателя. Автореферат диссертации отражает содержание представленной к защите работы.
В.В. Игнатенко, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации