Концептуальные основы современного учебного заведения
В настоящее время в связи с созданием довольно многочисленных и различных по своей сути инновационных учебных заведений сложилась
противоречивая ситуация: разнообразие как самих учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи, различные экспериментальные школы, площадки и пр.), так и специализация (более или менее ранняя) внутри самих этих учебных заведений, с одной стороны, активизируют и способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся этих учебных заведений, что, несомненно, является положительной стороной происходящего процесса, — с другой стороны — подобная специализация, разнообразие форм обучения, образовательных программ, используемых преподавателями этих учебных заведений, практически никак не учитывают движения (по желанию — смена интереса, ориентации, — или вынужденно — переезды, отсутствие способностей и пр.) учащихся (как переходы между различными специализированными классами внутри одного учебного заведения, так и между разными учебными заведениями), а также неизбежно приводят к перекосам в общей системе образования в сторону профильных дисциплин за счет увеличения учебных часов, насыщения программ и/или повышения нагрузки учащихся, что, естественно не может не затронуть уровня обучения и качества знаний по остальным, непрофильным для данного класса (учебного заведения, группы учащихся) предмета. Сказанное в той или иной степени проявляется в любом учебном заведении. Для решения возникающих проблем реализуется весь спектр путей, от абсолютного их игнорирования, до создания сети спецкурсов, факультативов, консультаций, несущих, кроме развивающих также адаптивные и корректирующие функции.
Часть возникших проблем может решить введение на законодательном уровне государственных и региональных образовательных Стандартов по всем учебным дисциплинам, регламентирующих обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Для адекватного практического воплощения в каждом конкретном учебном заведении идей всестороннего, гармонично сбалансированного, развивающего обучения, построенного с ¿максимальным учетом интересов и способностей учащихся, очевидна необходимость создания комплекса, состоящего из следующих, равноценных по важности компонентов:
А
- единая образовательная концепция;
- рациональные учебные планы как обязательных, так и факультативных дисциплин;
- реализация концепции в программах учебных курсов;
- удобное, физиологически и психологически обусловленное расписание занятий.
Б
- соответствующая материальная база (помещения, мебель, учебные пособия, компьютерные классы, учебные мастерские и т.п.);
- информационная база (учебная, справочная литература, возможность пользоваться современными информационными сетями).
В
- библиотека художественной литературы;
- музыкальные, художественные (репродукции) коллекции; возможность посещения концертов, театральных представлений, музеев и
Г
- наличие высокообразованных и обладающих педагогическими способностями, заинтересованных в результатах образовательно- воспитательного процесса специалистов;
- психологическое, медицинское обеспечение.
Каждый из выделенных пунктов требует подробной детализации и конкретизации, чего не позволяют сделать краткие тезисы.