Пути обновления образовательного процесса современной школы

Кузьмин О.В., Кузьмина Е.Ю., Иркутский государственный университет, МОУ «Лицей ИГУ», г. Иркутск

Многообразие и сложность социальных проблем в стране являются причинами, по которым государство предпринимает организационные меры для восстановления системы воспитания детей и молодежи. Потребность общества в гражданине и патриоте, способном созидательно трудиться и быть социально ответственным за семью и детей, сделала приоритетной задачу воспитания. Сегодня, как никогда раньше в России, важно какой человек вооружен знаниями, куда эти знания будут направлены, какое место в жизни личности занимает служение Отечеству. Понимание зависимости »национального достоинства» России с прочными устоями ее граждан определяют всю направленность воспитательной деятельности.

Культурно-образовательная среда инновационного образовательного учреждения не может быть описана четко и однозначно, поскольку она объективно обладает высокой степенью неопределенности, априори должна быть избыточной и многовариантной, что обеспечивает свободное развитие личности, а, следовательно, осуществление подлинно гуманистического образовательно-воспитательного процесса.

Культурно-образовательная среда призвана создать условия для гармоничного развития и саморазвития личности учащегося с опорой на его индивидуальность, формирования гражданского самосознания, личной ответственности, этических знаний, нравственного и правового поведения.

Современная школа, как и все наше общество, ищет пути обновления. В этой связи особую актуальность приобретает идея развития самоуправления, которая, в широком социальном контексте, представляет собой уникальный инструмент ускорения развития позитивных процессов в обществе. Неотъемлемой частью формирования культуры самоуправления в российском обществе является и самоуправление детей.

Проблемой школьного самоуправления занимались многие педагоги нашей страны. Можно отметить работы по психологии организаторской деятельности Л.И. Уманского; о теории создания детского общества С.Т. Шацкого; о развитии самоуправления школьников В.М. Коротова; о теории гражданственности молодежи Б.Т. Лихачева; об эмоциональном состоянии коллектива А.Н. Лутошкина; о воспитании личности в коллективе A.B. Мудрика; о деятельности коллектива в системе В. А. Караковского; о системе школьных советов В.И. Бочкарева; о системе самоуправления младших школьников В.Н. Чучкаловой; о коллективных творческих делах И.П. Иванова; о воспитании через принцип коммунарской методики изолированного коллектива в колониях A.C. Макаренко.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сказано: «Развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны». Сотрудничество, соуправление, самоуправление — ключевые проблемы, лежащие в русле задач модернизации современной школы. Таким образом, для формирования у учащихся активной гражданской жизненной позиции, обеспечивающей социальную адаптацию и полноценное развитие личности школьника, чрезвычайно необходимо создание школьного самоуправления.

Нужно отметить, что пока разработка проблемы самоуправления, в силу своей новизны, еще не получила широкого распространения на практике. Но уже сейчас можно со всей определенностью сказать, что, даже при детально продуманном практическом внедрении в образовательном учреждении идеи самоуправления, сразу же возникнут определенные трудности. Например, не многие нынешние педагоги готовы к сотрудничеству с детьми, ведь для такого взаимодействия необходимо быть и психологом, уметь видеть перспективу. Часто педагоги, наблюдая за неопытными и нерациональными действиями учащихся по организации коллективной и групповой деятельности, берут управленческие функции на себя, приучая тем самым своих воспитанников к иждивенчеству и пассивности. При планировании внеурочной работы учащиеся вносят лишь отдельные предложения в заранее подготовленный план мероприятий школы, поэтому они не считают его своим и не проявляют активности при его реализации. В редких случаях органы ученического самоуправления осуществляют учет-контроль, подведение итогов и анализ проделанной работы. А ведь иногда, быть может, необходимо «подвинуться» и уступить место дельному предложению, инициативе ученика, который порой на 2-3 десятка лет младше педагогов и воспитателей. Иными словами, нужно не бояться встать наравне с ним, взаимодействовать на уровне сотруднических отношений. И главное — уметь и хотеть это делать. Для чего необходимо полностью отказаться от авторитарного стиля работы с ребенком, поставить его в центр воспитательного процесса.

Сегодня много пишется и говорится о детоцентристской педагогике, личностно ориентированном образовании. Детоцентристская педагогика опирается на три принципа в понимании человека (М.А. Холодная):

  • Ценность личности. Нужно принимать ребенка таким, каков он есть, позволить учителю и учащимся быть естественными, целостными, отказаться от оценочного подхода. «Отметка — тромб в учебно- познавательной деятельности, ложный мотив в учении, чертик в праведной жизни ребенка, костыли хромой педагогики» (Ш. Амонашвили). Личность значительна сама по себе, внешние же оценки, мнения, взгляды — вещи ситуативные.
  • Уникальность личности. Признание и за учителем и за учеником неповторимости, непохожести не только во внешности, но и во внутреннем мире. Уникальность сохранится, если мы в школе организуем процесс самоорганизации, самоопределения, самореализации и идентификации.

• Непредсказуемость личности. Нужно дать ребенку право на ошибку, право жить «здесь и сейчас». Мы хотим видеть детей самостоятельными, ответственными, инициативными, но при этом их зачастую слишком опекаем.

Анализ социальной ситуации в школе показывает, что непосредственные участники образовательного процесса не воспринимают целостно друг друга, оценивают других по их личностным качествам, опираясь в основном на чувства и настроения. Учащиеся редко видят в учителе старшего друга или просто живого человека, а многие учителя, отличаясь высокой тревожностью, предпочитают формальные формы общения с учеником.

Многие проблемы современной школы порождаются отчужденностью учителя и ученика от содержания образования, в непрагматичности его целей — получение учащимися суммы знаний, умений и навыков. Общеизвестно, что умения утрачиваются через семь лет, навыки — через двадцать. Знания важны как инструмент, но они условны, устаревают, меняются и не могут определять будущее наших учеников в динамично изменяющемся современном обществе.

Преподавание в школах до сих пор ведется в основном с опорой на знаковую систему, при этом сенсорно-чувственный опыт учащихся чаще всего игнорируется. Не спасают и вводимые инновации. Ранняя профилизация, отбор в профильные классы по отметкам и жесткие рамки технологий только усиливают поляризацию на всех уровнях (учитель — ученик, учитель — учитель, администрация — учитель, учитель — родитель, ученик — ученик). Как следствие, происходит вытеснение личности, а значит, и усиливаются механизмы функционирования, исполнения и репродуцирования ситуации.

Традиционное образование — это готовые технологии, ситуации, псевдовыборы. Вот почему хорошо успевающий ученик, как правило, с учителем в классе успешен, а во время контрольной, экзамена или при выполнении домашней работы, требующей самостоятельного моделирования учебной ситуации, испытывает большие трудности, не имея навыков работы в нестандартных условиях, с творческим заданием, неадаптированным текстом.

Развитие личности вне соответствующей культурной среды не возможно. Под термином «культурная среда конкретного образовательного учреждения» (Н.Б. Крылова) понимается пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее такие основные параметры среды как отношения, ценности, символы, вещи, предметы. Сущностным является именно аспект педагогического влияния, как детерминирующего процесса развития культурной среды школы и личности в ней.

Педагогическое влияние рассматривается как принятый сообществом некоторый результат. Это могут быть помощь и поддержка ребенка в его индивидуальном развитии и саморазвитии, участие педагога в инновационной деятельности, помощь в создании школьных традиций, личностно значимых для детей. Такой результат не возможен без создания условий для коммуникативного обеспечения и интерактивного взаимодействия с учащимися и коллегами, оказания помощи в освоении правил жизнедеятельности в школе, социуме, освоения знаний, в планировании, проведении, рефлексии (анализе) собственной деятельности.

Заметим, что для формирования личности ученика важно не только овладение им культурными способностями, реализация культурного опыт педагога в процессе совместной деятельности с детьми и коллегами, участие в организации коллективной жизни и самоуправления, но и развитие новых сообществ в соответствии с культурными запросами школьников, участие в развитии информационной и знаково-символической среды школы.

Федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» предусматривает разработку и внедрение методики эффективного использования учебного, учебно- методического и информационного материала, использование телекоммуникационных систем поддержки педагогического процесса, интеграцию учебных заведений РФ в единую информационную среду, широкое использование информационных технологий в образовательном процессе. Поэтому является актуальной разработка новых личностно- ориентированных технологий, позволяющих использовать современные коммуникационные средства.

Информационно-образовательное пространство инновационного образовательного учреждения позволяет значительно повысить качество организации и управления образовательным процессом и соответственно уровень подготовки школьника, его готовность действовать в информационной среде и освоение нового образа жизни на информационной основе.

В настоящее время новые информационные технологии активно используются в высших учебных заведениях, назрела также потребность внедрения их в школьное образование. И это не случайно, компьютерные технологии позволяют сделать процесс обучения и воспитания более интересным и эффективным, кроме того, современная школа, особенно школа инновационного типа, должна работать в условиях неограниченного доступа к информации, использовать современные информационные коммуникативные технологии в качестве инструмента, расширяющего культурно-образовательную среду.

Создание в культурно-образовательной среде инновационного образовательного заведения особой области исследовательской деятельности позволит его педагогическому коллективу сформировать условия и возможности освоения учениками ценностного отношения к творческой деятельности, развития гибкости и креативности мышления. Наличие у учащихся гражданской ответственности и культурности, коммуникативных качеств, выработанных в процессе самоуправления, а также исследовательских навыков и умения эффективно пользоваться современными информационными технологиями, осознанное применение на практике теоретических знаний в изменяющихся условиях, создадут у них потребность непрерывного развития и после окончания школы.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector