СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — ЭТО УДАЧНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абрамов Ю.Ф., доктор философских наук, профессор директор научно-производственного центра «Регион» Иркутского государственного университета

Важнейшим предназначением образования в современных условиях является превращение его в механизм социального, культурного развития различных регионов, страны в целом, в ведущий фактор разностороннего развития личности. Требование обеспечения соответствия образования развитию современного общества говорит и о необходимости существен­ного обновления подготовки педагогических кадров, в том числе в систе­ме среднего педагогического образования области. Данной системе, опи­рающейся на устоявшиеся традиции практикоориентированной, приклад­ной подготовки воспитателей и учителей для образовательного простран­ства региона не чужды инновации, творчество, стремление соответство­вать новым запросам, требованиям времени. Она по-настоящему заинте­ресована в реальном, качественном обновлении самой себя, а через себя — и образования территорий Приангарья. Знакомый не понаслышке с ра­ботой ряда средних педагогических учебных заведений Иркутской облас­ти (прежде всего с Иркутским педколледжем № 1, Черемховским педаго­гическим колледжем), встречаясь с практическими работниками образо­вания, прошедшими через хорошую и эффективную школу профессионально-личностного становления самих себя в выросшей до уровня педа­гогических колледжей системе, развивающейся во многом в инновацион­ном режиме, вполне определенно могу сказать: в профессионально-педа- гогическом образовании нашего региона ставку сегодня необходимо де­лать на педагогические колледжи, которые по существу выполняют функ­ции когда-то существовавших в стране учительских институтов (не хочу умалять при этом роль и значение педвуза, иных высших учебных заведе­ний, осуществляющих подготовку учительских кадров, но высшая про­фессиональная, в первую очередь педагогическая школа, как ни странно, оказалась отдалена от проблем и запросов общеобразовательной школы, и эта отдаленность, по моему мнению, усиливается. Не буду пытаться проанализировать сложившуюся ситуацию всесторонне, посмотрю в ко­рень: педагогическая, психолого-педагогическая составляющая в подго­товке учителя — а это база, фундамент, глубинное, «цементирующее» ос­нование в работе педагога — оказалась лучше, продуктивнее продумана и организована именно в педагогических колледжах. Скорее всего, это об­щероссийская тенденция. Как ученый — методолог, активно занимающий­ся проблемами образования и неравнодушный к его судьбе, хотел бы высказать соображения, свое собственное ви?дение развития и обновле­ния стержневой части образования региона — образования педагогичес­кого.

Прежде всего хотелось бы отметить, что современные условия раз­вития мира, государств и народов принципиально иные, нежели они были десять — пятнадцать лет назад. И иными они стали не в один момент. Они вызревали годами и десятилетиями и с особой силой проявились к началу третьего тысячелетия, получив всеохватный, планетарный, глобальный характер. От их вдумчивого осмысления напрямую зависит жизнь социу­ма, судьба человечества. По большому счету, перед миром и нами — людь­ми сегодня стоит, одна главнейшая задача — выжить биологически и интел­лектуально. Требуется во многом по-новому посмотреть на мир, переос­мыслить устоявшееся, с большим вниманием отнестись к новой форми­рующейся реальности, получившей, по мнению многих видных ученых, название эколого-информационного глобализма, и отражающейся в том числе и на образовании. Действительно, у мирового педагогического со­общества сегодня много общих проблем. Они связаны прежде всего с тем, что образование должно стать отражением общенаучной картины современного мира (скорее всего, первой трети или даже первой полови­ны XXI века). И роль педагогического образования в этом чрезвычайно важна, ибо оно в первую очередь ответственно за формирование у моло­дежи мировоззрения и миропонимания на основе получаемого ею про­гностического мировознания о новой формирующейся цивилизации но­вого века. Системное научное миропонимание будущей цивилизации на основе самых современных и прогрессивных тенденций, предположений

и прогнозов призван сформировать педагог. По существу перед академи­ческой и педагогической наукой сегодня тем самым формулируется чет­кий социальный заказ — создать, разработать теорию, адекватно объясня­ющую новые образовательные реалии и пути выхода образования из кри­зиса.

Одним из наиболее значимых путей является регионализация обра­зования и обеспечение действенной его адресности, доступности населе­нию региона (области). Немаловажную роль в этом играют педагогичес­кие колледжи, в которых, как показывает статистика, более 60% всех обу­чающихся — это выпускники сельской школы, не располагающие в основ­ном необходимыми как материальными возможностями для поступле­ния в вузы (в силу увеличивающейся доли студентов, вынужденных обу­чаться на платной основе, а также длительного пяти-шестилетнего срока обучения, связанного со значительными материальными затратами, не всегда по карману родителям), так и уровнем образовательной подготов­ки. Средние педагогические учебные заведения области дают возмож­ность именно этой категории молодежи получить среднее профессио­нальное образование, при необходимости сделать определенный (непро­должительный по времени) перерыв и вновь продолжить обучение уже в вузе по приемлемой форме. Как показывают социологические исследо­вания, проводимые среди молодежи по районам области НПЦ «Регион» Иркутского госуниверситета, значительная часть опрашиваемых молодых людей (а это учащиеся 10-11-х классов общеобразовательных школ) отдает предпочтение «непрямолинейному» получению послешкольного обра­зования по какой-либо одной специальности. Для выпускников школ ока­зывается важным, значимым одновременное получение двух специаль­ностей, наличие возможности, получив образование одного уровня (сред­нее профессиональное), сделать «поворот» в сторону специальности дру­гого профиля. Как показывает практика работы педагогических коллед­жей, они во многом удовлетворяют данные потребности, взаимодействуя в том числе и с вузами (не только педагогической направленности). Реали­зуя требования государственных образовательных стандартов, предусмат­ривающих уже сегодня дополнение практикоориентированной подготов­ки учителей фундаментальностью в предметной области широко исполь­зуют для решения новой задачи академические свободы, представляемые учебным заведениям, резерв времени в учебных планах, отводимый на самостоятельную работу и региональный компонент. В результате в учеб­ных планах отдельных педагогических колледжей появились предметы, спецкурсы по выбору (авторские по содержанию), знакомящие студентов с сущностным содержанием ноосферной цивилизации как сферы разум­ной и духовной жизнедеятельности человека. В содержании данных (ин­новационных во многом дидактических единиц) рассматриваются идеи (а их сегодня очень много) по преобразованию отдельных сторон нашего единого мира. Однако такой подход не способен сегодня решить назрев­шую и коренную реконструкцию современного социума. Поэтому на­ставники молодежи убеждают ее в необходимости целостного подхода к миру, в том числе и проблемам образования. Может возникнуть вопрос, не является ли мысль о необходимости сегодняшней всеохватной разра­ботки наукой учения о современном мире повторением утопических про­ектов преобразования общества Сен-Симоном и Фурье в первой четвер­ти XIX века. Нет, не является. Во времена французских социалистов-утопи- стов ‘Земля не подвергалась такому опасному антропогенному воздействию как сегодня. В настоящее время жизнеспособный мир можно построить исключительно на научной основе. Поэтому в региональном компоненте Иркутского педколледжа № 1 введена дисциплина «Эколого-информацион- ная цивилизация XXI века: природа, сущность, проявления», включающая в себя 28 тем. Ученые ИГУ (кафедра регионоведения и социальной эконо­мики) подготовили, издали соответствующее учебное пособие. И ГПК № 1, ИГУ и I лавУОПО администрации области пошли по пути создания сети экспериментальных площадок по функционированию в структуре обще­образовательных школ области лицеев эколого-информационных техноло­гий, выпускники которых одновременно имеют возможность дальнейшего обучения в системе многоступенчатой подготовки специалистов, в том числе среднего педагогического образования. Работа преподавателей педколлед- жей в лицеях рассматривается и как профориентационная работа. Лицеи эколого-информационных технологий в нашей области являются одними из первых «ласточек» в создании профильных классов. Отрадно, что за эту работу взялись средние педагогические учебные заведения области. По большому счету, новая цивилизация формируется прежде всего в наших жизнях, и те, кто не способен увидеть ее, пытаются подавить, вытеснить ее из жизни, умертвить. Образование для новой цивилизации — путь к новой жизни. Педагогическое образование усиливает ее пульсацию в разнообраз­ных проявлениях. Система среднего педагогического образования в этих условиях должна проявлять себя еще более многогранней и неординарней.

Де факто сложилась ситуация, когда именно из педагогических ра­ботников на местах (особенно в сельских территориях) формируется ак­тив местных поселковых, районных администраций. Это потребовало от­крытия на педагогических специальностях в колледжах дополнительных подготовок в области менеджмента, социокультурной деятельности, тео­ретическое и практическое обучение по которым позволило формиро­вать значимые для нашего времени социально-профессиональные каче­ства педагогов: способность к возможно широким коммуникациям, кон­тактам социального порядка; способность брать на себя ответственность, лучше адаптироваться и проявлять больше индивидуальности, значитель­но меньше зацикливаясь на самом себе, способность ставить под сомне­ние авторитеты и т.д. Речь идет о формировании нового социального характера человека, педагога в первую очередь. Поэтому наша задача сегод­ня — формировать не «мифического» современного человека, а те черты характера, которые с наибольшей вероятностью будут цениться цивилиза­цией завтрашнего дня. Эти общие черты характера влияют на экономичес­кое и социальное развитие общества. Перемены затрагивают воспитание детей, образование, юность, работу и даже то, как формируется образ на­шего «я». Невозможно изменить все это, не меняя весь социальный харак­тер будущего. А формируется, прогнозируется оно и в стенах средних пе­дагогических учебных заведений, закладывающих основы подготовки учи- теля-творца, а если смотреть шире — местной интеллектуальной элиты.

Таким образом, имея ввиду территориальные проблемы и пробле­мы адресности образования (а они освещаются в работах многих ученых — наших современников, в том числе О. Долженко, Л. Хазовой, Б. Бим- Бада и другими, но в наиболее развернутой формулировке они излагают­ся у Б. Гершунского в «Философии образования для XXI века», смысл которой, т.е. новой философии образования ученый видит в одном — фор­мировать у обучающихся научную картину современного мира и ви?де- ние этой картины мира, ее понимания) мы выходим на необходимость изменения структуры образовательных учреждений региона, в том числе учреждений системы среднего педагогического образования. К чему могут быть сведены данные изменения?

Во-первых, актуальной становится задача формирования на базе пе­дагогических колледжей, прежде всего «малых» городов, муниципальных образовательных комплексов как альтернативы формирования в крупных городах университетских комплексов (либо содействие педагогическими колледжами деятельности по формированию МОК, включающих в себя общеобразовательные школы, учреждения начального профессиональ­ного и дополнительного образования).

Во-вторых, активное включение в работу по профилизации общеоб­разовательной школы, открытие в профильной школе своих представи­тельств педагогической направленности, а также другим направлениям, в которых научно-педагогический потенциал коллективов колледжей наи­более силен и способен его творчески, нестандартно реализовать.

В-третьих, развивая сотрудничество и интеграционные процессы с высшей школой стремиться к качественно иному уровню научно-методи­ческой работы коллектива, позволяющему педагогическим и руководя­щим работникам колледжей максимально приблизиться к вузу (но не стре­миться стать им!); осуществлять переход к реализации профессионально- образовательных программ бакалавриата в условиях педагогического кол­леджа. Развивать двухсторонние связи между колледжами, вышедшими на уровень подготовки учителя — бакалавра и колледжами, работающими в режиме госстандартов СПО.

В-четвертых, включаться в работу по повышению квалификации учи­телей, переобучению населения, продумывание целесообразного сопря­жения функционирования педколледжей с рыночным механизмом, акти­визируя все стороны деятельности учебных заведений.

В-пятых, активно развивать, поддерживать систему обучения по со­кращенным срокам (экстернату) наиболее способных выпускников пед­колледжей по профильным и интегрированным с вузами учебным пла­нам и программам.

В-шестых, выработать статус учебных заведений (на региональном и федеральном уровнях), осуществляющих подготовку учительских кад­ров нового уровня (или уровней).

И, наконец, в-седьмых, назрела необходимость создания в Прианга- рье областного центра педагогического образования, объединяющего не только средние педагогические учебные заведения, но и вузы, осуществля­ющие подготовку учительских кадров. Скорее всего, центр педагогического образования должен быть создан в структуре формирующегося универси­тетского округа ИГУ, ибо современное педобразование не может и не дол­жно быть замкнуто само на себе, оно должно интегрироваться в систему классического образования, составной частью которого и является.

Все вышесказанное конечно же требует дальнейшего совершенство­вания законодательной базы в области образования. Действительно, надо признать, что многие недостатки и проблемы в отечественной системе образования обусловлены не только объективными трудностями пере­ходного этапа нашего общества, но и недостатками законодательного ре­гулирования отношений в области образования. Очевидно, что только на законодательном уровне мы сумеем обеспечить условия для реализации права граждан на получение как среднего профессионального образова­ния в целом, так и обеспечить перспективу развития средней профессио­нально-педагогической и высшей школы.

Можно с полной определенностью сказать, что новое качественное состояние среднего педагогического образования ГТриангарья — это но­вое понимание его роли в обществе, изменение функций, возможностей и условий существования и механизмов инновационного развития.

Многоступенчатая, вариативная система обучения в педагогических колледжах должна рассматриваться как «карьерный профессиональный рост», позволяющий научить распознавать «основания, свойства и цели важнейшего из всего существующего и происходящего в этом мире» (Ка­менский Я.Л. «Великая дидактика»). Прежде всего, в мире современного образования, развивающегося и саморазвивающегося под воздействием его научной, профессионально-педагогической части, способной акку­мулировать ценные социально-педагогические традиции и современные инновации. В системе среднего педагогического образования Иркутской области это уже сегодня осуществляется удачно, творчески, с наличием своего собственного, самобытного лица.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h