Абрамов Ю.Ф., доктор философских наук, профессор директор научно-производственного центра «Регион» Иркутского государственного университета
Важнейшим предназначением образования в современных условиях является превращение его в механизм социального, культурного развития различных регионов, страны в целом, в ведущий фактор разностороннего развития личности. Требование обеспечения соответствия образования развитию современного общества говорит и о необходимости существенного обновления подготовки педагогических кадров, в том числе в системе среднего педагогического образования области. Данной системе, опирающейся на устоявшиеся традиции практикоориентированной, прикладной подготовки воспитателей и учителей для образовательного пространства региона не чужды инновации, творчество, стремление соответствовать новым запросам, требованиям времени. Она по-настоящему заинтересована в реальном, качественном обновлении самой себя, а через себя — и образования территорий Приангарья. Знакомый не понаслышке с работой ряда средних педагогических учебных заведений Иркутской области (прежде всего с Иркутским педколледжем № 1, Черемховским педагогическим колледжем), встречаясь с практическими работниками образования, прошедшими через хорошую и эффективную школу профессионально-личностного становления самих себя в выросшей до уровня педагогических колледжей системе, развивающейся во многом в инновационном режиме, вполне определенно могу сказать: в профессионально-педа- гогическом образовании нашего региона ставку сегодня необходимо делать на педагогические колледжи, которые по существу выполняют функции когда-то существовавших в стране учительских институтов (не хочу умалять при этом роль и значение педвуза, иных высших учебных заведений, осуществляющих подготовку учительских кадров, но высшая профессиональная, в первую очередь педагогическая школа, как ни странно, оказалась отдалена от проблем и запросов общеобразовательной школы, и эта отдаленность, по моему мнению, усиливается. Не буду пытаться проанализировать сложившуюся ситуацию всесторонне, посмотрю в корень: педагогическая, психолого-педагогическая составляющая в подготовке учителя — а это база, фундамент, глубинное, «цементирующее» основание в работе педагога — оказалась лучше, продуктивнее продумана и организована именно в педагогических колледжах. Скорее всего, это общероссийская тенденция. Как ученый — методолог, активно занимающийся проблемами образования и неравнодушный к его судьбе, хотел бы высказать соображения, свое собственное ви?дение развития и обновления стержневой части образования региона — образования педагогического.
Прежде всего хотелось бы отметить, что современные условия развития мира, государств и народов принципиально иные, нежели они были десять — пятнадцать лет назад. И иными они стали не в один момент. Они вызревали годами и десятилетиями и с особой силой проявились к началу третьего тысячелетия, получив всеохватный, планетарный, глобальный характер. От их вдумчивого осмысления напрямую зависит жизнь социума, судьба человечества. По большому счету, перед миром и нами — людьми сегодня стоит, одна главнейшая задача — выжить биологически и интеллектуально. Требуется во многом по-новому посмотреть на мир, переосмыслить устоявшееся, с большим вниманием отнестись к новой формирующейся реальности, получившей, по мнению многих видных ученых, название эколого-информационного глобализма, и отражающейся в том числе и на образовании. Действительно, у мирового педагогического сообщества сегодня много общих проблем. Они связаны прежде всего с тем, что образование должно стать отражением общенаучной картины современного мира (скорее всего, первой трети или даже первой половины XXI века). И роль педагогического образования в этом чрезвычайно важна, ибо оно в первую очередь ответственно за формирование у молодежи мировоззрения и миропонимания на основе получаемого ею прогностического мировознания о новой формирующейся цивилизации нового века. Системное научное миропонимание будущей цивилизации на основе самых современных и прогрессивных тенденций, предположений
и прогнозов призван сформировать педагог. По существу перед академической и педагогической наукой сегодня тем самым формулируется четкий социальный заказ — создать, разработать теорию, адекватно объясняющую новые образовательные реалии и пути выхода образования из кризиса.
Одним из наиболее значимых путей является регионализация образования и обеспечение действенной его адресности, доступности населению региона (области). Немаловажную роль в этом играют педагогические колледжи, в которых, как показывает статистика, более 60% всех обучающихся — это выпускники сельской школы, не располагающие в основном необходимыми как материальными возможностями для поступления в вузы (в силу увеличивающейся доли студентов, вынужденных обучаться на платной основе, а также длительного пяти-шестилетнего срока обучения, связанного со значительными материальными затратами, не всегда по карману родителям), так и уровнем образовательной подготовки. Средние педагогические учебные заведения области дают возможность именно этой категории молодежи получить среднее профессиональное образование, при необходимости сделать определенный (непродолжительный по времени) перерыв и вновь продолжить обучение уже в вузе по приемлемой форме. Как показывают социологические исследования, проводимые среди молодежи по районам области НПЦ «Регион» Иркутского госуниверситета, значительная часть опрашиваемых молодых людей (а это учащиеся 10-11-х классов общеобразовательных школ) отдает предпочтение «непрямолинейному» получению послешкольного образования по какой-либо одной специальности. Для выпускников школ оказывается важным, значимым одновременное получение двух специальностей, наличие возможности, получив образование одного уровня (среднее профессиональное), сделать «поворот» в сторону специальности другого профиля. Как показывает практика работы педагогических колледжей, они во многом удовлетворяют данные потребности, взаимодействуя в том числе и с вузами (не только педагогической направленности). Реализуя требования государственных образовательных стандартов, предусматривающих уже сегодня дополнение практикоориентированной подготовки учителей фундаментальностью в предметной области широко используют для решения новой задачи академические свободы, представляемые учебным заведениям, резерв времени в учебных планах, отводимый на самостоятельную работу и региональный компонент. В результате в учебных планах отдельных педагогических колледжей появились предметы, спецкурсы по выбору (авторские по содержанию), знакомящие студентов с сущностным содержанием ноосферной цивилизации как сферы разумной и духовной жизнедеятельности человека. В содержании данных (инновационных во многом дидактических единиц) рассматриваются идеи (а их сегодня очень много) по преобразованию отдельных сторон нашего единого мира. Однако такой подход не способен сегодня решить назревшую и коренную реконструкцию современного социума. Поэтому наставники молодежи убеждают ее в необходимости целостного подхода к миру, в том числе и проблемам образования. Может возникнуть вопрос, не является ли мысль о необходимости сегодняшней всеохватной разработки наукой учения о современном мире повторением утопических проектов преобразования общества Сен-Симоном и Фурье в первой четверти XIX века. Нет, не является. Во времена французских социалистов-утопи- стов ‘Земля не подвергалась такому опасному антропогенному воздействию как сегодня. В настоящее время жизнеспособный мир можно построить исключительно на научной основе. Поэтому в региональном компоненте Иркутского педколледжа № 1 введена дисциплина «Эколого-информацион- ная цивилизация XXI века: природа, сущность, проявления», включающая в себя 28 тем. Ученые ИГУ (кафедра регионоведения и социальной экономики) подготовили, издали соответствующее учебное пособие. И ГПК № 1, ИГУ и I лавУОПО администрации области пошли по пути создания сети экспериментальных площадок по функционированию в структуре общеобразовательных школ области лицеев эколого-информационных технологий, выпускники которых одновременно имеют возможность дальнейшего обучения в системе многоступенчатой подготовки специалистов, в том числе среднего педагогического образования. Работа преподавателей педколлед- жей в лицеях рассматривается и как профориентационная работа. Лицеи эколого-информационных технологий в нашей области являются одними из первых «ласточек» в создании профильных классов. Отрадно, что за эту работу взялись средние педагогические учебные заведения области. По большому счету, новая цивилизация формируется прежде всего в наших жизнях, и те, кто не способен увидеть ее, пытаются подавить, вытеснить ее из жизни, умертвить. Образование для новой цивилизации — путь к новой жизни. Педагогическое образование усиливает ее пульсацию в разнообразных проявлениях. Система среднего педагогического образования в этих условиях должна проявлять себя еще более многогранней и неординарней.
Де факто сложилась ситуация, когда именно из педагогических работников на местах (особенно в сельских территориях) формируется актив местных поселковых, районных администраций. Это потребовало открытия на педагогических специальностях в колледжах дополнительных подготовок в области менеджмента, социокультурной деятельности, теоретическое и практическое обучение по которым позволило формировать значимые для нашего времени социально-профессиональные качества педагогов: способность к возможно широким коммуникациям, контактам социального порядка; способность брать на себя ответственность, лучше адаптироваться и проявлять больше индивидуальности, значительно меньше зацикливаясь на самом себе, способность ставить под сомнение авторитеты и т.д. Речь идет о формировании нового социального характера человека, педагога в первую очередь. Поэтому наша задача сегодня — формировать не «мифического» современного человека, а те черты характера, которые с наибольшей вероятностью будут цениться цивилизацией завтрашнего дня. Эти общие черты характера влияют на экономическое и социальное развитие общества. Перемены затрагивают воспитание детей, образование, юность, работу и даже то, как формируется образ нашего «я». Невозможно изменить все это, не меняя весь социальный характер будущего. А формируется, прогнозируется оно и в стенах средних педагогических учебных заведений, закладывающих основы подготовки учи- теля-творца, а если смотреть шире — местной интеллектуальной элиты.
Таким образом, имея ввиду территориальные проблемы и проблемы адресности образования (а они освещаются в работах многих ученых — наших современников, в том числе О. Долженко, Л. Хазовой, Б. Бим- Бада и другими, но в наиболее развернутой формулировке они излагаются у Б. Гершунского в «Философии образования для XXI века», смысл которой, т.е. новой философии образования ученый видит в одном — формировать у обучающихся научную картину современного мира и ви?де- ние этой картины мира, ее понимания) мы выходим на необходимость изменения структуры образовательных учреждений региона, в том числе учреждений системы среднего педагогического образования. К чему могут быть сведены данные изменения?
Во-первых, актуальной становится задача формирования на базе педагогических колледжей, прежде всего «малых» городов, муниципальных образовательных комплексов как альтернативы формирования в крупных городах университетских комплексов (либо содействие педагогическими колледжами деятельности по формированию МОК, включающих в себя общеобразовательные школы, учреждения начального профессионального и дополнительного образования).
Во-вторых, активное включение в работу по профилизации общеобразовательной школы, открытие в профильной школе своих представительств педагогической направленности, а также другим направлениям, в которых научно-педагогический потенциал коллективов колледжей наиболее силен и способен его творчески, нестандартно реализовать.
В-третьих, развивая сотрудничество и интеграционные процессы с высшей школой стремиться к качественно иному уровню научно-методической работы коллектива, позволяющему педагогическим и руководящим работникам колледжей максимально приблизиться к вузу (но не стремиться стать им!); осуществлять переход к реализации профессионально- образовательных программ бакалавриата в условиях педагогического колледжа. Развивать двухсторонние связи между колледжами, вышедшими на уровень подготовки учителя — бакалавра и колледжами, работающими в режиме госстандартов СПО.
В-четвертых, включаться в работу по повышению квалификации учителей, переобучению населения, продумывание целесообразного сопряжения функционирования педколледжей с рыночным механизмом, активизируя все стороны деятельности учебных заведений.
В-пятых, активно развивать, поддерживать систему обучения по сокращенным срокам (экстернату) наиболее способных выпускников педколледжей по профильным и интегрированным с вузами учебным планам и программам.
В-шестых, выработать статус учебных заведений (на региональном и федеральном уровнях), осуществляющих подготовку учительских кадров нового уровня (или уровней).
И, наконец, в-седьмых, назрела необходимость создания в Прианга- рье областного центра педагогического образования, объединяющего не только средние педагогические учебные заведения, но и вузы, осуществляющие подготовку учительских кадров. Скорее всего, центр педагогического образования должен быть создан в структуре формирующегося университетского округа ИГУ, ибо современное педобразование не может и не должно быть замкнуто само на себе, оно должно интегрироваться в систему классического образования, составной частью которого и является.
Все вышесказанное конечно же требует дальнейшего совершенствования законодательной базы в области образования. Действительно, надо признать, что многие недостатки и проблемы в отечественной системе образования обусловлены не только объективными трудностями переходного этапа нашего общества, но и недостатками законодательного регулирования отношений в области образования. Очевидно, что только на законодательном уровне мы сумеем обеспечить условия для реализации права граждан на получение как среднего профессионального образования в целом, так и обеспечить перспективу развития средней профессионально-педагогической и высшей школы.
Можно с полной определенностью сказать, что новое качественное состояние среднего педагогического образования ГТриангарья — это новое понимание его роли в обществе, изменение функций, возможностей и условий существования и механизмов инновационного развития.
Многоступенчатая, вариативная система обучения в педагогических колледжах должна рассматриваться как «карьерный профессиональный рост», позволяющий научить распознавать «основания, свойства и цели важнейшего из всего существующего и происходящего в этом мире» (Каменский Я.Л. «Великая дидактика»). Прежде всего, в мире современного образования, развивающегося и саморазвивающегося под воздействием его научной, профессионально-педагогической части, способной аккумулировать ценные социально-педагогические традиции и современные инновации. В системе среднего педагогического образования Иркутской области это уже сегодня осуществляется удачно, творчески, с наличием своего собственного, самобытного лица.