РАБОЧИЙ КЛАСС


«Советском энциклопедическом Словаре» (изд. «Сов. Энциклопедия», 1980) написано: «Рабочий класс — один из основных классов современного общества, главная движущая сила исторического процесса перехода от капитализма к социализму и коммунизму… При социализме рабочий класс — класс тружеников общенародных социалистических предприятий, владеющий средствами производства — самая передовая и организованная сила общества».

В 80-е годы прошлого столетия эти слова были чуть ли не аксиомой, в них нельзя было не верить. Но наступили 90-е годы, начал отсчет новый век, а рабочий класс в «историческом процессе перехода к социализму и коммунизму» как-то не виден. Куда все делось?

Хочу поделиться с Вами своими наблюдениями и размышлениями в этом немаловажном вопросе.

До войны мы жили с родителями в селе Пены Курской области. Отец работал сменным инженером на сахарном заводе им. Карла Либкнехта. Перед самой войной жизнь была радостной. Помню праздник 1-го мая 1940 года. Весь коллектив завода, инженеры, рабочие с семьями праздновали в лесу (там была первомайская поляна). Много осталось прекрасных воспоминаний. И очень хотелось все это повторить через год. Но, к нашему разочарованию, как сказал отец, объявили борьбу с панибратством, и повторения не произошло. Не думаю, что эта борьба была объявлена в масштабе отдельно взятого завода. Видимо, проблема имела общесоюзный размах. Откуда же взялось непочтительное, фамильярное отношение со старшим, с начальником? И страна была на подъеме, и рабочие проявляли чудеса производственного героизма, а вот получилось так, что чрезмерное сближение стало отрицательно сказываться на рабочих отношениях и, конечно, на результатах работы.

В этой связи мне вспоминается рассказ одной моей знакомой, которая в советское время в течение нескольких лет жила в Японии в пределах поселения посольства СССР. Рядом жили колонисты из капстран. И к тем и к другим на работу ходили местные японцы. Было отмечено, что японцы у колонистов капстран вели себя сдержанно, не позволяли никаких вольностей, тогда как в советских помещениях они могли себе позволить рассиживаться на диванах, в креслах, вели себя, мягко говоря, свободно.

Трудно сказать, что является организующим началом. Но, несомненно, в любой группе кто-то берет на себя роль лидера, и во многом от его мышления зависит поведение всей группы.

В последние годы лидеры левой оппозиции в нашей стране высказывают много надежд на рабочий класс, подсчитывают количество рабочих. Но проходят годы, а заметной борьбы рабочих со своими угнетателями, по существу, не видно. Придите на митинги левой оппозиции, среди выступающих рабочих там нет. Или, что это за лидеры среди рабочих, которые в борьбе за получение своей зарплаты организуют голодовки? Видимо, у рабочих нет настоящих думающих лидеров. А все думающие рабочие уходят в торговлю, в руководящие органы голубых профсоюзов, на заработки. Постоянно происходит размывание рабочего класса, потенциальные лидеры уходят. Стоит ли надеяться, что рабочий класс созреет сам по себе?

А вот как думал о перспективах рабочего класса Ф. Энгельс (К. Маркс, Ф. Энгельс, соч. т. 20, стр. 206): «Настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет в течение некоторого времени толкать тачку, пока не появится опять необходимость в его деятельности как архитектора».

Можно надеяться, что когда наступит это время, у рабочих появится лидер, постоянно знающий их потребности. Появится и не уйдет.

Давно излагал свои мысли Ф. Энгельс, но, видимо, тем, кто руководил и руководит в настоящее время, некогда читать классиков и каждый думает, что ему надо принимать решение с нуля. Как усиленно старались у нас учить рабочих, дать им высшее образование. И способные рабочие, получив дипломы о высшем образовании, покидали, оголяли свой класс, но не несли с собой его интересы, становились черномырдиными. А можно предположить, что упомянутые руководители, наоборот, читали классиков и, понимая опасность со стороны рабочего класса, специально обучали передовых рабочих, чтобы лишить рабочий класс перспективных лидеров (классовая борьба).

В этой связи можно вспомнить ситуацию в армии. В Красной Армии передовым красноармейцам присваивали звание старшины. Но старшины продолжали жить в казармах вместе с остальными красноармейцами. Старшины положительно влияли на весь порядок и дисциплину. А когда наступил критический момент в начале Великой отечественной войны, в июле 1941 года в Армию было призвано 140 тысяч молодых коммунистов и передовых комсомольцев в качестве политбойцов (не пропагандистов), по одному в каждую роту. Они должны были своим поведением и рассудительностью служить примером, а по команде первыми идти в атаку. Но вот Гречко ввел институт прапорщиков. Кто в них пошел? Те же старшины. Но прапорщики в казармах не стали жить (офицеры). И пошла-поехала всякая дедовщина, прочая негативщина.

Не преобразуются сами по себе рабочие в рабочий класс. И то, что они находятся сейчас, так сказать, без руля и без ветрил, говорят многие примеры. Вот один из них. Частенько у метро «Бауманская» стоит мужичок с газетами «Память», мечтает о возрождении монархии, с упоением говорит о белой гвардии, а, как выясняется, работает простым рабочим, образование 8 классов. И он не просто продает эти газеты, а активно обо всем своем рассказывает.

Значит, если мы хотим построить социализм, с рабочими надо работать и не только со стороны: призывами, листовками, дорогими газетами.

Рецепты? Надо не забывать мысли классиков и использовать опыт. Ведь в свое время в стране из отсталых, забитых рабочих был образован революционный рабочий класс. А потом, к сожалению, из рабочего класса было образовано безответное нечто.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h