Одной из специализированных областей исследования внутри обширной дисциплины социологии, должна стать социология социального обеспечения, опирающаяся на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся анализируемой ею реальности. Прежде всего имеются в виду предпосылки онтологические, из которых вытекают определенные общие методологические правила, лежащие в основе различных исследовательских методов, конкретной техники сбора и обработки материалов.
Перед социологами, занятыми в сфере социального обеспечения, или социальными работниками, возникает главная задача: ориентироваться соответственно быстро меняющейся социальной среды. Понятие социальной ориентации связано с понятиями установки, которое ввел в употребление Г.Спенсер. В конце прошлого века немецкий психолог Л.Ланге впервые экспериментально показал существование установки, открыв зависимость скорости реакции индивида на внешнюю ситуацию от предрасположенности к ее восприятию. Начало изучения ориентировочной деятельности связано с именем И.П.Павлова. Он особо выделил ориентировочный рефлекс среди других рефлексов, а также раскрыл его приспособительную роль и его содержание как исследовательского рефлекса. Поскольку идеи об ориентировочном рефлексе не ограничиваются пределами учения о высшей нервной деятельности, в дальнейшем стали проводить различие между ориентировочным рефлексом, отнесенным к области физиологии и ориентировочной деятельностью в качестве предмета психологической науки. Постепенно наполнившись новым содержанием, понятия установки и ориентировки получили широкое распространение в социальной психологии и социологии. В американской социологии проблема ориентации личности наиболее полно разработана Т.Парсоном. Рассматривая процесс взаимодействия индивидов в качестве системы, он видел фундаментальное свойство действия не только в том, что действующее лицо развивает систему ожиданий, относящихся к различным объектам ситуации. Таким образом, ориентация личности — это определение ею ситуации и направление деятельности в конкретной общественной среде для достижения поставленных целей.
Общественная жизнь представляет собой цепь предвиденных и непредвиденных ситуаций, в которых действуют индивиды, принадлежащие к различным социальным общностям. Под социальной ситуацией следует понимать ограниченное по месту и времени специфическое взаимодействие объективных и субъективных факторов, детерминирующих сознание, волю и поведение отдельной личности или каких-либо объединений людей. Любая конкретная ситуация имеет сложную структуру, включающую связи между тремя классами объектов: социальных, культурных, природных. Прежде, чем действовать, человек должен определить ситуацию и принять решение. Томас У.А. и Званецкий Ф. подчеркивали, что поведение индивида обычно не является реакцией на стимулы среды, но представляет собой приспособление к тому, каким образом интерпретируется происходящее, следовательно, зависит от определения ситуации. Чтобы ориентироваться в новой ситуации, действующее лицо сначала устанавливает собственные интересы, а затем делает все возможное для овладения сложившимися обстоятельствами.
Детерминация деятельности охватывает многообразие объективных и субъективных факторов, интегрированных закономерными связями, ее конкретно-историческое содержание зависит от типа общества. Важнейшими компонентами деятельности являются субъект деятельности, предмет и результат деятельности, средства деятельности, направление и содержание деятельности, система управления и самоуправления деятельностью, движущие факторы, определяющие деятельность. Для характеристики деятельности существенны исторические формы обмена деятельностью в процессе общения и конкретная система экономических, социальных, политических, нравственных и эстетических отношений. Важна, безусловно, совокупность побудительно регулирующих элементов и механизмов, наиболее значительную роль из которых играют цель, план, нормы, мотивы, установки и ценностные ориентации. Определяющими объективными факторами человеческой деятельности выступают потребности и интересы действующих субъектов.
Итак, главная задача для социальных работников ориентироваться соответственно быстро меняющейся социальной среды распадается на две ее составляющие: 1) определить сложившуюся ситуацию в сфере социального обеспечения и контролировать ее, 2) направить деятельность на изучение и преобразование сферы социального обеспечения. При этом следует исходить из философского принципа системности. Качественные особенности конкретных образований не учитываются, когда их обозначают понятием системы. На практике же приходится иметь дело с эмпирически данными классами систем. Понятие системы исторически и логически выросло из понятия целого, когда сказалась его ограниченность в отражении изменяющихся объектов. Понятие целого выражает лишь структурное единство, понятие системы, кроме того, единство функциональное и генетическое. Система — это организация элементов в относительно ограниченное целое, функционирующее и развивающееся в окружающей среде. Она есть процесс, момент мирового эволюционного процесса.
Поскольку сфера социального обеспечения представляет собой целостную социальную систему, предметом исследования социальных работников станет: а) окружающая общественная среда, сферы социального обеспечения, б) организация элементов сферы социального обеспечения, в) механизм функционирования сферы социального обеспечения, г) законы развития сферы социального обеспечения. Все это потребует изучения множества проблем, основными из которых являются: определение типа общества и тенденции его развития, анализ структуры и функций сферы социального обеспечения других стран, совершенствование механизма распределения общественных ресурсов и благ, осуществление возможности привлечения, внебюджетных средств, обозначение границ и выявление форм сферы социального обеспечения, организация рабочих мест для инвалидов и пенсионеров, подготовка специалистов сферы социального обеспечения, создание центров занятости и переподготовки кадров, исследование социальных установок индивидов сферы социального обеспечения, разработка эффективных мер использования финансов, оценка вероятных последствий реформирования общества, корректировка программ развития сферы социального обеспечения, установление контактов с представителями смежных дисциплин.