СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Одной из специализированных областей исследования внутри обширной дисциплины социологии, должна стать соци­ология социального обеспечения, опирающаяся на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся анализируемой ею реальности. Прежде всего имеются в виду предпосылки онтологические, из которых вытекают определенные общие методологические правила, лежащие в основе различных иссле­довательских методов, конкретной техники сбора и обработки материалов.

Перед социологами, занятыми в сфере социального обеспе­чения, или социальными работниками, возникает главная зада­ча: ориентироваться соответственно быстро меняющейся соци­альной среды. Понятие социальной ориентации связано с поня­тиями установки, которое ввел в употребление Г.Спенсер. В конце прошлого века немецкий психолог Л.Ланге впервые экспериментально показал существование установки, открыв зависимость скорости реакции индивида на внешнюю ситуацию от предрасположенности к ее восприятию. Начало изучения ориентировочной деятельности связано с именем И.П.Павлова. Он особо выделил ориентировочный рефлекс среди других рефлексов, а также раскрыл его приспособительную роль и его содержание как исследовательского рефлекса. Поскольку идеи об ориентировочном рефлексе не ограничиваются пределами учения о высшей нервной деятельности, в дальнейшем стали проводить различие между ориентировочным рефлексом, отне­сенным к области физиологии и ориентировочной деятель­ностью в качестве предмета психологической науки. Постепен­но наполнившись новым содержанием, понятия установки и ориентировки получили широкое распространение в социальной психологии и социологии. В американской социологии проблема ориентации личности наиболее полно разработана Т.Парсоном. Рассматривая процесс взаимодействия индивидов в качестве системы, он видел фундаментальное свойство действия не только в том, что действующее лицо развивает систему ожида­ний, относящихся к различным объектам ситуации. Таким образом, ориентация личности — это определение ею ситуации и направление деятельности в конкретной общественной среде для достижения поставленных целей.

Общественная жизнь представляет собой цепь предвиден­ных и непредвиденных ситуаций, в которых действуют индиви­ды, принадлежащие к различным социальным общностям. Под социальной ситуацией следует понимать ограниченное по месту и времени специфическое взаимодействие объективных и субъ­ективных факторов, детерминирующих сознание, волю и пове­дение отдельной личности или каких-либо объединений людей. Любая конкретная ситуация имеет сложную структуру, включа­ющую связи между тремя классами объектов: социальных, культурных, природных. Прежде, чем действовать, человек должен определить ситуацию и принять решение. Томас У.А. и Званецкий Ф. подчеркивали, что поведение индивида обычно не является реакцией на стимулы среды, но представляет собой приспособление к тому, каким образом интерпретируется про­исходящее, следовательно, зависит от определения ситуации. Чтобы ориентироваться в новой ситуации, действующее лицо сначала устанавливает собственные интересы, а затем делает все возможное для овладения сложившимися обстоятельства­ми.

Детерминация деятельности охватывает многообразие объ­ективных и субъективных факторов, интегрированных законо­мерными связями, ее конкретно-историческое содержание зави­сит от типа общества. Важнейшими компонентами деятельности являются субъект деятельности, предмет и результат деятель­ности, средства деятельности, направление и содержание дея­тельности, система управления и самоуправления деятель­ностью, движущие факторы, определяющие деятельность. Для характеристики деятельности существенны исторические фор­мы обмена деятельностью в процессе общения и конкретная система экономических, социальных, политических, нравствен­ных и эстетических отношений. Важна, безусловно, совокуп­ность побудительно регулирующих элементов и механизмов, наиболее значительную роль из которых играют цель, план, нормы, мотивы, установки и ценностные ориентации. Определя­ющими объективными факторами человеческой деятельности выступают потребности и интересы действующих субъектов.

Итак, главная задача для социальных работников ориенти­роваться соответственно быстро меняющейся социальной среды распадается на две ее составляющие: 1) определить сложившу­юся ситуацию в сфере социального обеспечения и контролиро­вать ее, 2) направить деятельность на изучение и преобразова­ние сферы социального обеспечения. При этом следует исходить из философского принципа системности. Качественные особен­ности конкретных образований не учитываются, когда их обоз­начают понятием системы. На практике же приходится иметь дело с эмпирически данными классами систем. Понятие системы исторически и логически выросло из понятия целого, когда сказалась его ограниченность в отражении изменяющихся объ­ектов. Понятие целого выражает лишь структурное единство, понятие системы, кроме того, единство функциональное и генетическое. Система — это организация элементов в относи­тельно ограниченное целое, функционирующее и развивающее­ся в окружающей среде. Она есть процесс, момент мирового эволюционного процесса.

Поскольку сфера социального обеспечения представляет собой целостную социальную систему, предметом исследования социальных работников станет: а) окружающая общественная среда, сферы социального обеспечения, б) организация элемен­тов сферы социального обеспечения, в) механизм функциониро­вания сферы социального обеспечения, г) законы развития сферы социального обеспечения. Все это потребует изучения множества проблем, основными из которых являются: определе­ние типа общества и тенденции его развития, анализ структуры и функций сферы социального обеспечения других стран, совер­шенствование механизма распределения общественных ресур­сов и благ, осуществление возможности привлечения, внебюд­жетных средств, обозначение границ и выявление форм сферы социального обеспечения, организация рабочих мест для инва­лидов и пенсионеров, подготовка специалистов сферы социаль­ного обеспечения, создание центров занятости и переподготов­ки кадров, исследование социальных установок индивидов сфе­ры социального обеспечения, разработка эффективных мер использования финансов, оценка вероятных последствий рефор­мирования общества, корректировка программ развития сферы социального обеспечения, установление контактов с представи­телями смежных дисциплин.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h