СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРА

Попова А.А.

Преподаватель-ассистент кафедры «Социология и культурология» Московского Государственного Технического Университета имени Н.Э. Баумана.

В настоящее время инновационная политика государства и внедрение новых технологий требуют все более сложных инженерных решений, направленных на развитие и преобразование техносферы и всего мира вцелом. Специалист становится производительной силой, а не творцом и мыслителем поскольку инженер реализовывает себя в деятельности; профессионально-личностные качества отходят на второй план, что ведет к дегуманизации внутреннего мира инженера и тем самым теряется так называемый человеческий фактор. Как пишет Ганс Йонас в своей книге «Принцип ответственности»: «Гибель всего мира сделалась реальной возможностью как результат человеческой деятельности…»[1;56] Все больше происходит техногенных катастроф, связанных с безответственными действиями инженеров, проектировщиков. В связи с этим, появляется множество исследований, направленных на поиск путей формирования новой личности инженера. В данной статье в качестве основания системы форм социальной организации инженера и его компетенции как специалиста рассматривается социальная ответственность. На Западе сложились 3 направления в рассмотрении профессиональной ответственности — это ответственность власти, ответственность менеджмента и ответственность инженеров. Идея об ответственности существует со времен принятия человеком идеи Страшного Суда и ответа за все свои прегрешения и проступки.

Возможно, что в эпоху глобализма и техницизма такой подход кажется правомочным. В наше время электронных технологий и огромных возможностей существует искушение почувствовать себя Создателем, инженер (он же — изобретатель) сталкивается с таким искушением по роду работы (биоэтика, клонирование, стволовые клетки, споры об эвтаназии, механизация всей жизни). Когда человек может, руководствуясь своими знаниями и умениями, достижениями цивилизации, науки и техники позволить себе решать судьбу и творить новое, даже себе подобное существо, то естественно возникает вопрос о механизме сдерживания и регулирования своих изобретений и исследований, которые могут привести к гибели человечества (открытие нейтронной бомбы, например). В таком контексте возникает вопрос о личностном измерении современной эпохи для данного специалиста и ученого. Современный мир воспринимается с технической точки зрения — новые открытия, исследования рассчитаны, прежде всего, на изготовление, а дальнейшие их существование, в основном, представляет собой будущую социальную проблему, а не комплексную задачу. Инженер как личность сам творит свое измерение и свою эпоху посредством внедрения своих идей.

Ответственность в рамках морально-нравственного регулятива человеческой жизни и деятельности науки как социальное понятие входит в структуру личностного измерения человека новой техногенной эпохи. Социальная ответственность является качеством, характеризующим социальную типичность личности и также склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, и исполнять ролевые обязанности, и быть готовым дать отчет за свои действия. Соответственно без четкого понимания инженером личной ответственности за результаты своей деятельности не будет компетентного специалиста в данной сфере. Ответственность — один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Такое качество называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении и деятельности общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. Социальная ответственность тесно связана с таким понятием как инженерный проект. И в этой связки у нас возникают новые элементы ответственности — целесообразность и ущерб. Целесообразность можно классифицировать как экономическую, техническую, государственную. Ущерб же, в свою очередь, может быть социальный, моральный и экологический. Понятие социальной ответственности инженера является регулятивом (механизмом) ущерба в рамках инженерных проектов, что рассчитывается по формуле Джека Карнса а+Ь+с, где а — степень морального достоинства личности (инженера), Ь — степень удачи, с — выбор с учетом обстоятельств, а не под давлением и контролем. Автор сводит все переменные к индивидуальному счастью, мы же скорее приведем это уравнение к степени социальной ответственности инженера, что поможет минимизировать ущерб. Степень морального достоинства личности зависит от таких качеств, которые являются характеристикой ответственности, как активность, инициативность, настойчивость, конформизм, восприятие, импульсивность, тревожность, деятельность, долг, необходимость, склонность, нравственность. Важную роль в процессе формирования выбора, сопряженного с социальной ответственностью, играет мотивация инженера. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции[2; 33-48]. Иерархия мотивов у различных людей разная (что дает возможность для измерения мотивов и внедрения их шкалы). Мотивация в призме социальной ответственности является процессом выбора между различными возможными действиями и объясняет целенаправленность действия. Вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивание их последствий и тут перед нами возникает проблема аналитической реконструкции мотивации через гипотетические варианты развития действия. Данный механизм можно привлечь к работе над регулятивами социальной ответственности. Конструируя гипотетические модели поведения инженера на основе мотивационных вариаций — можно выявить степень ответственности той или иной личности в процессе работы над проектами. Важным элементом социальной ответственности можно назвать «модель Рубикона» Х. Хекхаузена, разработанную в середине 80-х годов. «Модель Рубикона» — можно сказать, точка бифуркации или точка, возникающая в процессе принятия решений, в которой сменяется режим функционирования. Понимание нахождения этой точки поможет отслеживать принятие последнего решения инженера, в ходе которого он полностью перенимает социальную ответственность за проект.

Важнейшей задачей инженерного образования и его качественной составляющей является понимание роли и места воспитания в студентах социальной ответственности, которая может проявляться как:

  1. свойство характера личности
  2. восприятие картины мира
  3. чувства (чувство долга)
  4. социально-ориентированное мировоззрение
  5. формы социального поведения

Задача высшего учебного заведения — развить эмоциональные черты личности, такие как способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли и радости и волевые качества, такие как настойчивость, усердие, стойкость, смелость, выдержка. Данные черты являются системообразующими кирпичиками социальной ответственности. Существует ряд методов для более успешного формирования социально-ответственной личности инженера. Метод формирования социального опыта, который приобретается за счет социализации инженера, начиная с самого раннего возраста, так как возникают достаточно часто ситуации свободного выбора, которые моделируют этическую составляющую характера, в том числе и ответственность. Методы контроля, самоконтроля и самооценки имеют немаловажное значение, благодаря анализу результатов деятельности, наблюдению и опросным методам можно выявить степень этической составляющей профессионально-личностных качеств инженера и степень его социальной ответственности за результат своей работы.

Методы воспитания как осмысление своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения, которые могут быть выражены в виде лекций по социальной ответственности, диспутов и дискуссий среди студентов.

Немаловажную роль играют средства воспитания, к которым относится набор объектов, явлений, предметов окружающего мира — это материальная и духовная культура — параметры функциональной структуры личности инженера. Соответственно, возрастает роль гуманитарных дисциплин в технических вузах. Студент имеет возможность для коммуникации внутри своей группы и с преподавателем по вопросам, выпадающим из технической сферы, меняется ракурс познания студентом социокультурных процессов, которые происходят в мире. Благодаря изучению социально-гуманитарных наук, будущие инженеры имеют представления о морали, этике, получают знания, накопленные веками.

Успешность деятельности инженера зависит от уровня профессиональных навыков и знаний, умений, степенью сформированности личности. Степень профессиональной компетентности, которая напрямую связана с уровнем социальной ответственности личности ученого, исследователя, инженера. Возможность реализации себя как личности в наиболее полном масштабе является одной из главных задач для молодого специалиста и профессионально значимым качеством является социальная ответственность, ведь инженер должен уметь определить цель деятельности (в которой человек не будет только лишь средством), делать оптимально- правильный выбор с минимизацией технических и человеческих потерь. И все это невозможно без четкого осознания своей роли и своей ответственности.

Литература

1. Ганс Йонас Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации./ Перевод с нем., предисловие, примечание И.И. Маханькова. — М.: Айрис-проесс, 2004. — 408с. — (Человек и мир).

2. Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т.1. М., «Педагогика» 1968.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector