ИНВАЙРОНМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ-ТЕХНОЛОГИЯ БУДУЩЕГО

В условиях перехода страны на рыночную экономику, экологические проблемы приобретают определенную специфи­ку. Большинство социально-экологических конфликтов возника­ет на почве нехватки природных ресурсов и сильного загрязне­ния окружающей среды и является следствием негативного опыта хозяйствования. В обществе продолжает доминировать антропоцентристская парадигма, главным постулатом которой является следующее: люди — хозяева природы, именно они определяют путь технологического прогресса, в то время как окружающая среда является лишь средством для достижения цели. Государственная экологическая политика также представ­ляет из себя смесь антропецентризма с преобладанием ведом- ственнокорпоративных интересов. На этом фоне идет яростная борьба за разделение федеративной, областной, районной со­бственности на природные и энергоресурсы, которая невольно отражается в сознании людей и моделях их экологического поведения.

О необходимости новых подходов к инвайронментальным исследованиям говорит и процесс коммерсализации экологии: нарастают тенденции использования природных ресурсов для быстрого обогащения рада удовлетворения корпоративных ин­тересов, при этом наносится огромный ущерб окружающей среде, местным жителям и будущим поколениям.

В условиях нарастающей безработицы и резкого обнища­ния населения человек оказывается перед выбором между первоочередностью решения экологических или экономических проблем. Подобная ситуация становится типичной для регио­нов. Лонгитюдные социально-экологические исследования, про­водимые лабораторией социологических исследований Иркут­ского университета в Восточной Сибири, позволяют сделать вывод о том, что на уровне намерений большинство людей стремится к идеальному совмещению решения экологических и экономических проблем. В то же время суровая действитель­ность выдвигает следующую альтернативу: остаться безработ­ным или пойти работать на высокооплачиваемое экологически вредное предприятие. В этой ситуации люди выбирают матери­альное обеспечение в ущерб природе.

Таким образом, в настоящее время создалась новая соци- ально-экологическая реальность, объяснение сути и поиск опти­мальных путей развития которой возможен лишь при условии создания фундаментальной теории, методологии и технологии инвайронментальных исследований.

О слабости теоретической разработки дисциплины свиде­тельствует то, что сам термин «инвайронментальная социоло­гия» является новым и пока не прижился в отечественных научных кругах. В российской социологии отсутствуют единые теоретические подходы к технологии и методологии подобных исследований.

Социолого-экологические исследования проводятся в ос­новном на локальном уровне и носят либо прикладной, либо методический характер. Концептуальная неразработанность проблемы приводит к тому, что исследования организуются по различным основаниям и не позволяют делать сравнительные выводы.

Наряду с этим в последние годы расширяется спектр изучения экологических проблем. В рамках исследования об­щественного мнения их организуют ведущие социологические центры, такие как ВЦИОМ, Институт Социологии Российской академии наук, Комитет РФ по высшему образованию.

Большую роль в развитии методологических основ эколо­гической социологии сыграло участие русских ученых в между­народном исследовании, проводимом Международным Институ­том Джоржа Гэллапа (Принстон, США), «Здоровье планеты». На необходимость объединения усилий социологов-инвайрон- менталистов указал международный симпозиум «Современные тенденции развития инвайронментальной социологии», прохо­дившей в июне 1992 г. в Нидерландах.

Лабораторией социологических исследований и Учебно- научным центром ИГУ в течение ряда лет проводятся инвайрон- ментальные исследования, обрабатывается методология и тех­нология изучения социально-экологических проблем, в решении которых используется междисциплинарный подход. В 1991 году в рамках целевой комплексной программы «Общественное мне­ние» Комитета РФ по высшему образованию лабораторией социологических исследований ИГУ проведено всесоюзное со­циологическое исследование «Человек — природа — техноло­гия», которое явилось первой попыткой проведения инвайрон- ментальных исследований в масштабах Евроазиатского региона — от Прибалтики до Дальнего Востока. Экосоциологическое исследование носило комплексный междисциплинарный харак­тер, охватывая веер социальных, экологических, политических, медицинских проблем, непосредственно связанных с решением экологических задач. Результаты исследования позволили уви­деть глазами респондентов сложившуюся экологическую ситу­ацию в крупных и средних городах страны, выявить зоны социально-экологических конфликтов и предложить способы их разрешения.

Исследование зафиксировало следующие тенденции: воз­растающая тревожность людей связана прежде всего с глобаль­ной проблемой выживания человека в современном мире и безопасностью его существования. Экологическая безопасность России вызывает тревогу и обеспокоенность у 89% респонден­тов. Оценка степени опасности регионов по нарастающей движется с запада на восток. Особенно она характерна по сравнению с другими республиками для России и, в первую очередь, для таких «горячих» районов, как Урал, Сибирь, Дальний Восток. Экологическая тревожность возрастает с ро­стом образования. Экология становится особым предметом общественного сознания, идет процесс его экологизации. В то же время на фоне низкой экологической культуры и образован­ности экологическая тревожность переходит в очаг глухого и неконтролируемого раздражения и может вызвать взрыв агрес­сии вплоть до луддистских разрушительных действий в «горя­чих» экологических точках.

Уровень экологической культуры и цивилизованности рес­пондентов крайне низок. На фоне идущего процесса экономиза- ции экологии, зависимости безопасности от экономической политики и отсутствия экологической цивилизованности актив­но формируется тип человека, который все в большей мере выступает не как защитник среды, а как меркантильный хищник. Каждый третий, опрошенный в России, готов строить за валюту экологически опасное и грязное предприятие. В то же время имеющаяся система экологического образования является мало­эффективной. Несмотря на активную гуманитаризацию высшей школы, экологическое образование остается пока в традицион­ных рамках. Исследование показало, что качество лекционных курсов по экологии является невысоким, по мнению студентов — только 55% считают их интересными. Такого же мнения придерживаются преподаватели. Даже в тех вузах, где созданы экологические центры, готовящие спеииалистов-экологов, они малоэффективны. Так, 40% студентов МГУ утверждают, что эти курсы мало повлияли на формирование их отношения к природе. Опрошенные убеждены, что процесс преподавания экологии ограничен изложением теоретических основ и ничего не дает для практического применения знаний. Таким образом, исследования показали, что необходимы новые подходы к содер­жанию экологического образования и выработке эффективных технологий применения знаний.

В Иркутском университете имеется достаточный научный задел для проведения фундаментальных изысканий в области теории и методологии инвайронментальной социологии.

В дальнейшем предполагается концептуальная разработка новой социально-экологической теории, соответствующей спе­цифике общественного развития России на современном этапе и формирование стратегии экосоциологических исследований, т.е. учения, технологии, обработки и интерпретации информа­ции.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector