ИНВАЙРОНМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ-ТЕХНОЛОГИЯ БУДУЩЕГО

В условиях перехода страны на рыночную экономику, экологические проблемы приобретают определенную специфи­ку. Большинство социально-экологических конфликтов возника­ет на почве нехватки природных ресурсов и сильного загрязне­ния окружающей среды и является следствием негативного опыта хозяйствования. В обществе продолжает доминировать антропоцентристская парадигма, главным постулатом которой является следующее: люди — хозяева природы, именно они определяют путь технологического прогресса, в то время как окружающая среда является лишь средством для достижения цели. Государственная экологическая политика также представ­ляет из себя смесь антропецентризма с преобладанием ведом- ственнокорпоративных интересов. На этом фоне идет яростная борьба за разделение федеративной, областной, районной со­бственности на природные и энергоресурсы, которая невольно отражается в сознании людей и моделях их экологического поведения.

О необходимости новых подходов к инвайронментальным исследованиям говорит и процесс коммерсализации экологии: нарастают тенденции использования природных ресурсов для быстрого обогащения рада удовлетворения корпоративных ин­тересов, при этом наносится огромный ущерб окружающей среде, местным жителям и будущим поколениям.

В условиях нарастающей безработицы и резкого обнища­ния населения человек оказывается перед выбором между первоочередностью решения экологических или экономических проблем. Подобная ситуация становится типичной для регио­нов. Лонгитюдные социально-экологические исследования, про­водимые лабораторией социологических исследований Иркут­ского университета в Восточной Сибири, позволяют сделать вывод о том, что на уровне намерений большинство людей стремится к идеальному совмещению решения экологических и экономических проблем. В то же время суровая действитель­ность выдвигает следующую альтернативу: остаться безработ­ным или пойти работать на высокооплачиваемое экологически вредное предприятие. В этой ситуации люди выбирают матери­альное обеспечение в ущерб природе.

Таким образом, в настоящее время создалась новая соци- ально-экологическая реальность, объяснение сути и поиск опти­мальных путей развития которой возможен лишь при условии создания фундаментальной теории, методологии и технологии инвайронментальных исследований.

О слабости теоретической разработки дисциплины свиде­тельствует то, что сам термин «инвайронментальная социоло­гия» является новым и пока не прижился в отечественных научных кругах. В российской социологии отсутствуют единые теоретические подходы к технологии и методологии подобных исследований.

Социолого-экологические исследования проводятся в ос­новном на локальном уровне и носят либо прикладной, либо методический характер. Концептуальная неразработанность проблемы приводит к тому, что исследования организуются по различным основаниям и не позволяют делать сравнительные выводы.

Наряду с этим в последние годы расширяется спектр изучения экологических проблем. В рамках исследования об­щественного мнения их организуют ведущие социологические центры, такие как ВЦИОМ, Институт Социологии Российской академии наук, Комитет РФ по высшему образованию.

Большую роль в развитии методологических основ эколо­гической социологии сыграло участие русских ученых в между­народном исследовании, проводимом Международным Институ­том Джоржа Гэллапа (Принстон, США), «Здоровье планеты». На необходимость объединения усилий социологов-инвайрон- менталистов указал международный симпозиум «Современные тенденции развития инвайронментальной социологии», прохо­дившей в июне 1992 г. в Нидерландах.

Лабораторией социологических исследований и Учебно- научным центром ИГУ в течение ряда лет проводятся инвайрон- ментальные исследования, обрабатывается методология и тех­нология изучения социально-экологических проблем, в решении которых используется междисциплинарный подход. В 1991 году в рамках целевой комплексной программы «Общественное мне­ние» Комитета РФ по высшему образованию лабораторией социологических исследований ИГУ проведено всесоюзное со­циологическое исследование «Человек — природа — техноло­гия», которое явилось первой попыткой проведения инвайрон- ментальных исследований в масштабах Евроазиатского региона — от Прибалтики до Дальнего Востока. Экосоциологическое исследование носило комплексный междисциплинарный харак­тер, охватывая веер социальных, экологических, политических, медицинских проблем, непосредственно связанных с решением экологических задач. Результаты исследования позволили уви­деть глазами респондентов сложившуюся экологическую ситу­ацию в крупных и средних городах страны, выявить зоны социально-экологических конфликтов и предложить способы их разрешения.

Исследование зафиксировало следующие тенденции: воз­растающая тревожность людей связана прежде всего с глобаль­ной проблемой выживания человека в современном мире и безопасностью его существования. Экологическая безопасность России вызывает тревогу и обеспокоенность у 89% респонден­тов. Оценка степени опасности регионов по нарастающей движется с запада на восток. Особенно она характерна по сравнению с другими республиками для России и, в первую очередь, для таких «горячих» районов, как Урал, Сибирь, Дальний Восток. Экологическая тревожность возрастает с ро­стом образования. Экология становится особым предметом общественного сознания, идет процесс его экологизации. В то же время на фоне низкой экологической культуры и образован­ности экологическая тревожность переходит в очаг глухого и неконтролируемого раздражения и может вызвать взрыв агрес­сии вплоть до луддистских разрушительных действий в «горя­чих» экологических точках.

Уровень экологической культуры и цивилизованности рес­пондентов крайне низок. На фоне идущего процесса экономиза- ции экологии, зависимости безопасности от экономической политики и отсутствия экологической цивилизованности актив­но формируется тип человека, который все в большей мере выступает не как защитник среды, а как меркантильный хищник. Каждый третий, опрошенный в России, готов строить за валюту экологически опасное и грязное предприятие. В то же время имеющаяся система экологического образования является мало­эффективной. Несмотря на активную гуманитаризацию высшей школы, экологическое образование остается пока в традицион­ных рамках. Исследование показало, что качество лекционных курсов по экологии является невысоким, по мнению студентов — только 55% считают их интересными. Такого же мнения придерживаются преподаватели. Даже в тех вузах, где созданы экологические центры, готовящие спеииалистов-экологов, они малоэффективны. Так, 40% студентов МГУ утверждают, что эти курсы мало повлияли на формирование их отношения к природе. Опрошенные убеждены, что процесс преподавания экологии ограничен изложением теоретических основ и ничего не дает для практического применения знаний. Таким образом, исследования показали, что необходимы новые подходы к содер­жанию экологического образования и выработке эффективных технологий применения знаний.

В Иркутском университете имеется достаточный научный задел для проведения фундаментальных изысканий в области теории и методологии инвайронментальной социологии.

В дальнейшем предполагается концептуальная разработка новой социально-экологической теории, соответствующей спе­цифике общественного развития России на современном этапе и формирование стратегии экосоциологических исследований, т.е. учения, технологии, обработки и интерпретации информа­ции.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h