Методологическим принципом и основанием применения метода эксперимента служит принцип социального детерминизма, выявления причинно-следственных связей. Можно сказать, что социальный эксперимент – это специфический способ внедрения теории в практику. Он является не только фактором познания, но и фактором практического использования научного знания. Использование этих двух функций в методиках социального эксперимента – важная задача научного творчества социолога.
Как вид практической деятельности научный эксперимент зависит от уровня всей человеческой общественной практики, следовательно, и от уровня научно-теоретической мысли, поскольку в данном случае исследуемое практическое отношение является материализацией теоретического отношения исследователя к действительности.
В практике современного эксперимента роль научной теории особенно велика. Это относится не только к мысленным (логическим) моделям, но и к материальным экспериментам.
Роль абстрактно-теоретического мышления особенно возрастает при использовании эксперимента как средства исследования явлений, недоступных непосредственному восприятию. При этом научно-теоретические знания, которые используются в эксперименте в качестве орудия для получения нового знания, приобретают специфический оттенок, характерный для данного метода. В указанном смысле научный эксперимент – это противоречивая система логико-методологических средств (наблюдения, эмпирического и теоретического моделирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.), представляющая собой сложный, своеобразный, трудноосваиваемый процесс.
Среди множества методов научного познания эксперимент является наиболее активным и наиболее действенным в плане возможностей проникновения исследователя в интересующую его область реальной действительности.
Социальному эксперименту присущи общие черты и принципы научного познания и в то же время определенные особенности, обусловленные спецификой социальных процессов, объектов социологического исследования. Эта специфика проявляется: 1) в качественно более высоком уровне сложности социальных объектов; 2) особом вмешательстве экспериментатора в объект прикладного исследования вследствие чего наблюдаемый и контролируемый объект может принимать, и часто принимает, активное участие в самом эксперименте; 3) большом влиянии методологических и ценностных установок социолога на ход и результаты эксперимента.
Эксперименты по основной цели делятся:
а) на познавательные (подтверждение некоторой гипотезы);
б) управленческие (воздействие на общественные отношения с целью их направленного изменения).
По масштабам объектом познавательного эксперимента вполне могут быть небольшие экспериментальные группы, тогда как управленческие, исходя из их роли в управлении социальными процессами, должны охватывать значительные массы людей.
Если эксперимент социального управления проводится с целью воздействия на общественные отношения, то при этом должно быть учтено следующее: 1) основой для экспериментирования может быть только социологическая теория, проверенная и подтвердившая свою истинность; 2) нельзя использовать управленческий метод для проверки истинности социологической теории.
Важнейшим условием статистического или модельного эксперимента является достаточно высокий уровень теоретического и эмпирического знания в исследуемой области. Если же мы не можем пока ни количественно измерить, ни даже теоретически достаточно точно представить интересующую нас сложную социальную систему, то мы не сможем осознанно, со знанием дела воздействовать на причины социального явления и вызывать запланированные в эксперименте следствия.
Следует обратить внимание на некоторые отличия эксперимента от естественнонаучного. В частности, различие состоит в характере преодоления препятствий, связанных с трудностью измерения и контроля переменных в ходе исследования. В естественнонаучном исследовании довольно часто применяется эксперимент типа «проб и ошибок», когда наиболее значимым оказывается случайный, вовсе не предусматриваемый исход. Разрушение или необратимые изменения экспериментального объекта здесь явление нормальное. Каких-либо этических проблем практически не возникает. В то же время вопросы правомочности постановки даже познавательного эксперимента в области отношений между людьми трудноразрешимы. Тем более усложняется проблема в случае принятия решения о проведении эксперимента с целью воздействия на общественные отношения.
В любом случае исследователь должен предварительно решить две взаимосвязанные проблемы:
- теоретически обосновать структуру эксперимента и его последовательности;
- произвести отбор способов анализа изменений, возникающих в объекте вследствие воздействия на него экспериментальных факторов.
Эти моменты должны присутствовать в программе эксперимента.
Типовая программа должна содержать концептуальные подходы к решению таких вопросов, как:
- характеристика проблемной ситуации, вызывающей необходимость нового управленческого решения;
- определение предмета, целей и задач экспериментального анализа;
- обоснование выбора объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной (а также контрольной) группы;
- описание модели экспериментальной ситуации (т.е. системы, состоящей из экспериментальных факторов и условий эксперимента);
- формулировка гипотез эксперимента;
- обоснование выбора зоны (масштабов) экспериментирования;
- разработка методики эксперимента;
- анализ результатов эксперимента.
Область применения. В социологическом исследовании эксперимент направлен главным образом на доказательство гипотез исследования. Проведение социального эксперимента предполагает использование ряда других методов (наблюдения, опроса, анализа документов), т. е. в ходе прикладного социологического исследования эксперимент может сочетаться со всеми другими методами. Он может применяться в разных общественных науках и в качестве одного из ведущих методов социальной технологии в общественной практике. В условиях реформирования социально-экономического развития страны роль эксперимента возрастает.
Основные требования к проведению эксперимента. Это прежде всего четкая ориентация на имеющуюся гипотезу исследования, выведенную логическим путем на основании теоретических и опытных данных; достаточно высокий уровень познания и полнота описания объекта; строгий контроль за ходом эксперимента, обеспечение его чистоты; воспроизводимость (возможность повторения) результатов; наличие в арсенале исследователя методов, средств наблюдения и измерения, адекватных социальному объекту, целям и задачам эксперимента.
Социальный эксперимент обычно строится по принципу научной индукции (метод единственного различия). Соответственно выделяются два вида объектов (единиц) исследования: контрольные и экспериментальные группы.
Экспериментальная группа – та, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего требования выбора объекта (репрезентативность в классе исследуемых объектов), к экспериментальной группе предъявляются требования относительной стабильности состава на период эксперимента, возможности вести систематическое контролируемое наблюдение; в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте.
Контрольная группа идентична экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывает воздействия экспериментальным фактором (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Есть различные методы отбора экспериментальной и контрольной групп: случайный отбор, попарный отбор, структурная идентификация и др.
Ограничения в применении эксперимента. Проведение эксперимента осуществимо только по отношению к тем объектам, в которых на основе имеющихся знаний можно выделить структуру переменных, где допустимо введение в объект экспериментального фактора, возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. Сложность социальных объектов ограничивает возможности достижения степени чистоты, характерной для естественнонаучного эксперимента, установления прямых зависимостей между переменными; трудно вычленить причину из ряда коррелятивных зависимостей. Локальность эксперимента ограничивает социолога в возможностях широких обобщающих выводов.
В настоящее время создалась ситуация, когда практика экспериментирования значительно обогнала теорию. Эксперименты нередко проводятся «на глазок», везде по-разному, в то время как качество решения задачи зависит от того, насколько теоретически обоснован комплекс критериев оценки последствий нововведения, насколько отработан методический аппарат, вся система процедур организации и проведения эксперимента. В настоящее время в России практически отсутствует сложившаяся система подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов по социальному экспериментированию.
К сожалению, в литературе по вопросам методики проведения социального эксперимента основное внимание уделяется обоснованию структуры и способов эксперимента как метода изучения социальных ситуаций, а не как метода их практического изменения. Зачастую, вследствие социального или прямого заказа на проведение эксперимента, нарушается принцип объективности, как в стадии его проведения, так и в стадии интерпретации полученных результатов.