Социология занимает прочное место в системе высшего образования России. Знакомство с богатством отечественной социальной мысли, формирование у студентов социологической культуры, развитие теоретических и прикладных социальных исследований становятся приоритетными задачами совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации. Так как преподавание социологии осуществляется в условиях решения вопросов гуманизации высшего образования, это накладывает отпечаток на изложение социологического материала, особенно при изучении сложных общественных процессов современного общества. Многочисленные социологические исследования, проводимые в последнее время, в большинстве своем направлены на поиск оптимальных путей общественного развития. Вместе с тем, недостаточно учитывается опыт российских социологов конца XIX — начала XX вв. Поэтому возникает необходимость более глубокого изучения ранее скрытых пластов социальной реальности, в том числе идеи гражданского общества.
Формирование гражданского общества — сложный, противоречивый процесс. Как известно, идея гражданского общества получила отражение еще в трудах Платона и Аристотеля.
Данная научная концепция ставила и ставит перед учеными ряд трудноразрешимых проблем. Среди них можно выделить следующие: формирование самого понятия «гражданское общество»; правовое государство и гражданское общество; гражданское общество и государство.
Данная проблема была объектом изучения и российских социологов, особенно активно после реформы 1861 года. С конца 60-х годов XIX в. в России получили большое развитие анархические идеи. В частности, во взглядах М.А. Бакунина (1814 — 1876) не обнаруживается достаточно четкого разграничивания понятий «государство» и «гражданское общество». По мнению Бакунина центральной проблемой социологии является проблема уничтожения государства как силы, подавляющей абсолютную свободу личности. Отрицание государства рассматривалось Бакуниным в нескольких аспектах: во-первых, установление связи между гнетом религиозным и государственным, во-вто- рых, оценка государства как главного социального зла, в-третьих, определение путей и сил, способных уничтожить государство. Бакунин делал вывод, что государство всегда антигуманно и враждебно личности. Но Бакунин не пытался вскрыть социальную природу, поэтому его критика государства не выходила за пределы морального порицания. С этим связано и отрицание государства, неспособность понять роль государства как инструмента формирования гражданского общества.
Другой русский социолог П.А.Кропоткин (1842 — 1921) считал, что в обществе действуют два фактора эволюции: взаимная помощь — фактор общественный и самоутверждение индивида или группы индивидов — фактор индивидуальный.
В основании человеческого общества, по Кропоткину, находится инстинкт общительности, как закон органической природы. Из практики взаимной помощи проистекает сознание силы, которую приобрел человек, сознание удовольствия от общения с людьми и чувство справедливости, которое вынуждает признать взаимное равенство прав всех людей.
Подобно всем анархистам, Кропоткин считал государство главным злом и тормозом социального движения. Государство, по его мнению, противостоит обществу, как искусственно созданная организация, из-за которой общество встало на противоестественный путь, т.е. фактически препятствует формированию гражданского общества.
При решении проблемы, что такое общество, П.Н.Ткачев (1844 — 1886) указывал на принципиальные различия между обществом и природой. В этой связи он остро критиковал «органическую теорию» Спенсера и его последователей за биологизацию общественной жизни. Согласно Ткачеву, естественные и общественные науки изучают два совершенно различных объекта с абсолютно несхожими свойствами. Предмет наук естественных — явления физической природы, которые существуют помимо воли людей и всегда действуют «однообразно и правильно». Науки же общественные изучают события и процессы, которые сознательно совершают люди и которые не имеют «ничего постоянного и правильного».
Законы природы, говорит Ткачев, устанавливают вечную, обязательную связь между причиной и следствием. Законы общества также вскрывают «известную связь», известные отношения между людьми, их действиями, их «мыслями», но не являются неизменными, и даже на их место можно поставить другие отношения согласно воле и желанию людей.
Внутри общества Ткачев выделял прогресс в отдельных социальных сферах: экономический прогресс, прогресс правовых учреждений, духовный прогресс и т.д. Социальный прогресс состоит из трех элементов: движения, что отличает прогресс от застоя, направления, что указывает на его поступательность, и цели, в которой воплощается представление людей о счастье, дается образец того, что должно быть.
«Верховный критерий прогресса и одновременно конечная цель общественного движения — «установление возможно полного равенства индивидуальностей… и приведение потребностей всех и каждого к полной гармонии со средствами их удовлетворения… Все, что приближает общество к этой цели, то прогрессивно, все, что удаляет, то регрессивно».
П.Л.Лавров (1828 — 1900) считал, что человек не только, часть природы и подчинен ее законам, «он одновременно творец, обладающий свободой воли, которая проявляется в его целесообразной сознательной деятельности, человек стремится изменить общество согласно своему нравственному идеалу», перестроить мыслимый мир по требованию истины, реальный мир — по требованию справедливости.
Лавров различал в теории прогресса два аспекта — теоретический, в котором рассматриваются цели и средства общественного развития, и практический, намечавший реальные пути борьбы за коренные социальные изменения. Практический аспект обосновывал нравственный долг личности активно участвовать в преобразовании общества.
Государство, по мысли Лаврова, не продукт классовой борьбы, а результат естественной потребности человека в безопасности, поэтому люди создали касты, охраняющие общество.
В представлении Ткачева, революция и все дальнейшие преобразования общества проводятся одним лишь государством, у Лаврова государство — один из элементов социального переустройства.
По мнению российских социологов общество развивается лишь на многофакторной основе. На наш взгляд, многие выводы об особенностях общественного развития является актуальными в настоящее время, в период экономических и политических преобразований.