СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВЗГЛЯДАХ РОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГОВ

Социология занимает прочное место в системе высшего образования России. Знакомство с богатством отечественной социальной мысли, формирование у студентов социологической культуры, развитие теоретических и прикладных социальных исследований становятся приоритетными задачами совершен­ствования подготовки специалистов высшей квалификации. Так как преподавание социологии осуществляется в условиях реше­ния вопросов гуманизации высшего образования, это наклады­вает отпечаток на изложение социологического материала, особенно при изучении сложных общественных процессов со­временного общества. Многочисленные социологические иссле­дования, проводимые в последнее время, в большинстве своем направлены на поиск оптимальных путей общественного разви­тия. Вместе с тем, недостаточно учитывается опыт российских социологов конца XIX — начала XX вв. Поэтому возникает необходимость более глубокого изучения ранее скрытых плас­тов социальной реальности, в том числе идеи гражданского общества.

Формирование гражданского общества — сложный, проти­воречивый процесс. Как известно, идея гражданского общества получила отражение еще в трудах Платона и Аристотеля.

Данная научная концепция ставила и ставит перед учены­ми ряд трудноразрешимых проблем. Среди них можно выделить следующие: формирование самого понятия «гражданское общес­тво»; правовое государство и гражданское общество; гражданс­кое общество и государство.

Данная проблема была объектом изучения и российских социологов, особенно активно после реформы 1861 года. С конца 60-х годов XIX в. в России получили большое развитие анархи­ческие идеи. В частности, во взглядах М.А. Бакунина (1814 — 1876) не обнаруживается достаточно четкого разграничивания понятий «государство» и «гражданское общество». По мнению Бакунина центральной проблемой социологии является пробле­ма уничтожения государства как силы, подавляющей абсолют­ную свободу личности. Отрицание государства рассматривалось Бакуниным в нескольких аспектах: во-первых, установление связи между гнетом религиозным и государственным, во-вто- рых, оценка государства как главного социального зла, в-третьих, определение путей и сил, способных уничтожить государство. Бакунин делал вывод, что государство всегда антигуманно и враждебно личности. Но Бакунин не пытался вскрыть социальную природу, поэтому его критика государства не выходила за пределы морального порицания. С этим связано и отрицание государства, неспособность понять роль государст­ва как инструмента формирования гражданского общества.

Другой русский социолог П.А.Кропоткин (1842 — 1921) считал, что в обществе действуют два фактора эволюции: взаимная помощь — фактор общественный и самоутверждение индивида или группы индивидов — фактор индивидуальный.

В основании человеческого общества, по Кропоткину, находится инстинкт общительности, как закон органической природы. Из практики взаимной помощи проистекает сознание силы, которую приобрел человек, сознание удовольствия от общения с людьми и чувство справедливости, которое вынужда­ет признать взаимное равенство прав всех людей.

Подобно всем анархистам, Кропоткин считал государство главным злом и тормозом социального движения. Государство, по его мнению, противостоит обществу, как искусственно созданная организация, из-за которой общество встало на противоестественный путь, т.е. фактически препятствует фор­мированию гражданского общества.

При решении проблемы, что такое общество, П.Н.Ткачев (1844 — 1886) указывал на принципиальные различия между обществом и природой. В этой связи он остро критиковал «органическую теорию» Спенсера и его последователей за биологизацию общественной жизни. Согласно Ткачеву, естес­твенные и общественные науки изучают два совершенно различ­ных объекта с абсолютно несхожими свойствами. Предмет наук естественных — явления физической природы, которые сущес­твуют помимо воли людей и всегда действуют «однообразно и правильно». Науки же общественные изучают события и процес­сы, которые сознательно совершают люди и которые не имеют «ничего постоянного и правильного».

Законы природы, говорит Ткачев, устанавливают вечную, обязательную связь между причиной и следствием. Законы общества также вскрывают «известную связь», известные отно­шения между людьми, их действиями, их «мыслями», но не являются неизменными, и даже на их место можно поставить другие отношения согласно воле и желанию людей.

Внутри общества Ткачев выделял прогресс в отдельных социальных сферах: экономический прогресс, прогресс право­вых учреждений, духовный прогресс и т.д. Социальный прогресс состоит из трех элементов: движения, что отличает прогресс от застоя, направления, что указывает на его поступательность, и цели, в которой воплощается представление людей о счастье, дается образец того, что должно быть.

«Верховный критерий прогресса и одновременно конечная цель общественного движения — «установление возможно полного равенства индивидуальностей… и приведение потреб­ностей всех и каждого к полной гармонии со средствами их удовлетворения… Все, что приближает общество к этой цели, то прогрессивно, все, что удаляет, то регрессивно».

П.Л.Лавров (1828 — 1900) считал, что человек не только, часть природы и подчинен ее законам, «он одновременно творец, обладающий свободой воли, которая проявляется в его целесо­образной сознательной деятельности, человек стремится изме­нить общество согласно своему нравственному идеалу», пере­строить мыслимый мир по требованию истины, реальный мир — по требованию справедливости.

Лавров различал в теории прогресса два аспекта — теоретический, в котором рассматриваются цели и средства общественного развития, и практический, намечавший реаль­ные пути борьбы за коренные социальные изменения. Практи­ческий аспект обосновывал нравственный долг личности актив­но участвовать в преобразовании общества.

Государство, по мысли Лаврова, не продукт классовой борьбы, а результат естественной потребности человека в безопасности, поэтому люди создали касты, охраняющие общес­тво.

В представлении Ткачева, революция и все дальнейшие преобразования общества проводятся одним лишь государст­вом, у Лаврова государство — один из элементов социального переустройства.

По мнению российских социологов общество развивается лишь на многофакторной основе. На наш взгляд, многие выводы об особенностях общественного развития является актуальны­ми в настоящее время, в период экономических и политических преобразований.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h