СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Многовековой опыт российской благотворительности был прерван в силу известных причин и, к сожалению, во многом сегодня не восстановим. Существующая сфера социальной работы в лице соответствующего бесправного Министерства, редких энтузиастов и общественных фондов, слабых по финан­совым возможностям государственных и частных программ не может устранить причин обнищания, бесправия и беззащитнос­ти народа. Она вынуждена заниматься экстренными мероприя­тиями, «латанием» тех или иных конкретных социальных «дыр». В этих условиях в силу определенных экономических и этничес­ких причин простой перенос опыта социальной работы развитых капиталистических государств на российскую почву вряд ли будет эффективным.

В капиталистических странах в разные периоды было различное понимание основных задач социальной работы. Были попытки корректировать внутреннее восприятие жизненных неудач у людей, которые столкнулись с ними. Упор делался на психологическую помощь, на перестройку мышления человека, попавшего в бедственное положение, с тем, чтобы он получил возможность справиться со стрессовыми ситуациями. Такой подход имел своих сторонников и противников, но он не всегда приводил к желаемым результатам. Предпринимались усилия для изменения внешних условий существования неимущих, больных, престарелых членов общества. Концепция корректи­ровки только внешних факторов так же оказалась малоэффек­тивной.

Социальная работа, безусловно, может быть только ком­плексной, системной. Практика социальной работы должна опираться на анализ существующего положения дел в обществе, на прогноз формирующихся социальных процессов. Социальная работа миогопланова, она включает и реальную помощь конкрет­ным людям, находящимся в бедственном положении, и поддер­жку социальных групп, оказавшихся в различных критических ситуациях. Она предполагает и управленческую деятельность по трансформации социальных процессов, когда необходимо решать разнообразные проблемы, от экономических до экологи­ческих и медицинских, разрабатывать конкретные социальные программы и социальную политику в целом. Социальная работа должна строиться с учетом множества факторов от особеннос­тей климата региона до специфики национальной культуры населения, что невозможно без хорошо разработанных теорети­ческих представлений о ее сути, целях и задачах.

Теория социальной работы, как система знаний, имеет междисциплинарный характер, она вбирает в себя достижения многих наук: психологии и педагогики, социологии и философии, правоведения, медицины… Теория социальной работы выявляет из всей палитры социальных связей и отношений те закономер­ности, которые помогают защищать права и свободы граждан и социальных групп, заботиться об окружающей среде, нравствен­ном и физическом здоровье населения. И теория и практика социальной работы должны быть направлены на достижение одной цели — обеспечение оптимально возможного уровня социальной гармонии в обществе.

Методология социальной работы предполагает создание и совершенствование категориального аппарата (т.е. выявление того, каким содержанием наполняются такие понятия как «гуманизм», «социальная справедливость», «благо», «норма», «индивидуальность», «сопереживание», «сочувствие» …). Кате­гориальный аппарат выступает средством профессионального общения, мышления и организации профессиональной деятель­ности. Вырабатывается четкая иерархия принципов и правил социальной работы во всех ее областях и сферах.

Методика социальной работы включает определенные при­емы и методы профессиональной деятельности социального работника, предполагает элемент альтруизма, благородство, внутреннюю доброту и доброжелательность, коммуникабель­ность, искусство владеть собой, умение слушать собеседника, вникать в его проблемы, умение жить ими, наконец. Вот почему целесообразно тестирование желающих посвятить себя этой деятельности и жесткое выполнение определенных «кадровых» правил, обязательных для каждого социального работника. Эти правила касаются независимости принятия решений социаль­ным работником, конфиденциальности информации, уровня квалификации, частной практики, заработной платы и т.п.

Социальный работник должен отличаться видением един­ства внутреннего и внешнего, единого и многого, учетом разви­тия, динамики явлений. Помогая человеку, он учитывает специ­фику и семейных и социальных отношений, в которых тот оказался, особенности его личности, психики и многое другое. Социальный работник должен знать специфику человеческого мышления, разбираться в механизме действия и законах соци­ального развития, уметь предвидеть социальные процессы и поведение людей. Только в этом случае он сможет выбрать правильную линию поведения в общении, повлиять на взгляды человека и на его поступки, ему удастся скоординировать усилия многих людей или организаций на изменение социальных условий.

Глубинную суть социальной работы наиболее адекватно выражают три обшеметодологических принципа: принцип раз­вития, принцип единства многообразного и конкретизирующий его принцип системности.

Принцип развития отражает постоянные изменения, под­вижность социальных явлений, каждое из которых есть процесс. Еще Сократ сделал одно важное замечание: человек всю жизнь от рождения до смерти считается одним лицом, но он никогда не бывает одним и тем же, он всю жизнь что-то теряет и что-то приобретает. Жизнь общества многогранна, подвижна, изменчи­ва. Социальная работа должна адаптироваться к этим изменени­ям, меняя свои формы и методы. Профессионал, руководствую­щийся принципом развития, и саму социальную работу рассмат­ривает как процесс, развивающийся и совершенствующийся.

Принцип единства многообразного наиболее полно выра­жает сложность и вариативность развития социальной действи­тельности, проявляется ли это в многоукладное™ хозяйствова­ния, в многообразии форм собственности, в обилии различных мнений людей и свободе высказывания этих мнений.

Единство отражает взаимообусловленность, наличие ка- кой-либо общности, взаимосвязь. Оно отнюдь не исключает различий. Многообразие означает не только особенности свойств или характеристик социальных процессов, но и служит выраже­нием конкретности их наличного бытия. Многообразие — это сложность, разнородность, разнокачественность и многопоряд- ковость. Отношения единства как и отношения различий — самые «массовидные», распространенные.

Взаимосвязь, взаимозависимость сходства (общности) и различий (многообразия) раскрывает принцип единства много­образного, позволяющий охватить исследуемый процесс во всей совокупности его определенностей, во всем его своеобразии. Человек, занимающийся любым направлением социальной рабо­ты, должен учитывать, что объект его деятельности — это взаимосвязанное переплетение меняющихся свойств, факторов, особенностей, взаимодействий.

Древнее изречение гласит, что «одно есть многое и, в особенности, что многое есть одно». Общечеловеческий опыт теоретической и практической деятельности показывает, что всюду в окружающем нас мире существует богатство и много­образие форм. Мир в целом есть единство многообразного и любой объект — это единство многообразия.

Такое понимание окружающей нас действительности на­иболее эффективно проявляет свои эвристические возможности при системном подходе к ее явлениям и объектам.

Принцип системности предполагает поэтапный анализ

объекта как развиваюшеися системы с позиции ее устойчивости (структура, состояние), динамики (изменение состояний, свя­зей, функций), прогноза будущих состояний и связей. Систем­ность окружающего нас мира обнаруживается во всех его областях, на любых уровнях организации, она сложна и много­образна. Любой элемент конкретной системы может выступать как самостоятельная система. В то же время любая система является элементом системы более высокого порядка. Иерар­хичность — это свойство любой системы, иерархична и система социальной работы.

Проблематику социальной работы и ее понятийный аппа­рат необходимо анализировать на четырех методологических уровнях: на уровне отдельного человека, семьи, этноса и государства. Каждый уровень выявляет новые грани, полнее раскрывает специфику проблемы или используемого понятия.

I.

Деятельность социального работника направлена на защи­ту интересов и во благо человека, который или стал или может стать его клиентом. Вот почему одним из принципов социальной работы можно считать высказывание древнегреческого филосо­фа Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существу­ют».

Человек есть мера всех вещей. В современном мире возрастает роль общечеловеческих ценностей, и в то же время актуально сохранение индивидуальности каждого человека. Кое- кто готов видеть в этом противоречие, но это естественный процесс формирования единства многообразного в современном сообществе народов. Нельзя говорить о человечестве или обще­человеческих ценностях, если каждый не реализует своей самобытности. Каждый человек уникален, ценен для общества. Потеря любого — ущерб для социума.

Гуманизм, человечность — основа социальной работы. Поэтому первейшие ее задачи:

  1. Обеспечить всякому человеку достойные условия су­ществования.
  2. Открыть доступ любому индивиду к общечеловеческим ценностям.
  3. Дать возможность каждой личности реализовать свой творческий потенциал. Для безнадежно больного или очень старого человека социальный работник должен быть готов выполнить и роль своеобразного «духовника».

Чем должен руководствоваться социальный работник, стре­мящийся помочь конкретному человеку?

  1. Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.
  2. Дружески и участливо нужно относиться ко всем, кому необходимо помочь. Любовь, дружба естественны для любого человека, они свойственны нам по природе. В то же время страх

— это плод человеческого воображения, нашей мыслительной деятельности.

  1. Важны не отличия, с которыми мы сталкиваемся, а лишь то, что объединяет нас. Истинная помощь ближнему не может основываться на понятии «неравенство». Социальный работник должен помнить, что он никому не сможет помочь по-настояще­му, если не будет воспринимать себя и своего подопечного как нечто единое целое.
  2. Помощь не должна способствовать деградации личности. Получая пособие или помощь в какой-либо иной форме, человек «оплачивает» ее учебой, профессиональной переподготовкой или общественно необходимой и полезной работой. С точки зрения психологов без этого не сохраняется настрой личности на труд, на деятельность, ослабевает активность и вера в собственные силы.

II.

Образ жизни человека во многом зависит от того, какая у него была и какая у него есть семья, самая важная из социальных групп. Семья — это естественная малая группа, основанная на кровном родстве и браке. Она обеспечивает продолжение чело­веческого рода и в этом ее не заменит ни один из общественных институтов. Семья выполняет экономическую, хозяйственную функцию, в семье осуществляется социализация человека, его воспитание и обучение. Кроме того, семья является своеобраз­ным психологическим бастионом для индивида при разного рода внешнего неблагополучия. Она обеспечивает духовное и душев­ное равновесие своих членов, их психологический гомеостазис, поддерживает внутреннее спокойствие и удовлетворенность при всех превратностях жизни.

Система государственной поддержки семьи у нас никогда не отличалась особой мобильностью. Громоздкая и разрознен­ная она в последние годы стала особенно инерционной и алогичной. Вводимая в России с 1 января 1994 года единая система государственных пособий вряд ли окажется стабильной и сможет выправить положение, поскольку при нынешнем хаосе под вопросом оказывается ее финансирование.

Цели и задачи социальной работы на уровне семьи:

1. Укрепление самого института семьи, его социальной и духовной значимости.

  1. Помощь в решении проблем быта, жилья, здорового образа жизни. Помощь, которая зависит от уровня доходов семьи.
  2. Решение проблем, связанных с бедностью (бюджет семьи, повышение уровня минимальной заработной платы и др.), одиночеством (отчуждение), угнетением (дискриминация…), насилием в семье.

III.

Этнос — колыбель общечеловеческой культуры, он харак­теризуется устойчивыми связями и редким самосознанием. Этнос формируется естественным путем на основе стереотипа поведения коллектива людей, существующего как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам. Это противопоставление исходит из подсознательного ощуще­ния взаимной симпатии и общности, из деления на «своих» и «чужих». Этносы могут отличаться некоторыми особенностями психики, религией, обычаями, привычками, обрядами.

Социальная работа должна учитывать национальную куль­туру и этнические традиции. Цели и задачи социальной работы на уровне этноса:

  1. Реализация мер по укреплению экономической, социаль­ной и духовной основы этноса.
  2. Сохранение и развитие национальной культуры, пос­кольку экономическая, политическая и даже духовная свобода не заменяют национальной культуры.
  3. Уважительное отношение к религиозным традициям этноса.
  4. Осуществление мер по снятию межнационального на­пряжения.
  5. Прогноз развития этноса (проблемы рождаемости, пита­ния, экологические проблемы и др.)

Подлинная цивилизованность того или иного народа харак­теризуется обычно двумя параметрами: его успехами в воспро­изводстве условий собственного существования (экономичес­кий компонент, наука, техника, технологии и т.д.) и уровнем развития национальной культуры. Поэтому, говоря о критериях цивилизованности того или иного общества, отметим:

первым критерии — это иаличныи уровень достижения такого общечеловеческого идеала как «социальная справедли­вость», т.е. степень приближения к этому идеалу. Разумеется, единой модели социальной справедливости для всех времен и народов быть не может. Слишком отличны внутренние особен­ности и внешние условия развития элементов мирового сооб­щества. Однако создание для всех людей единых, равных и реальных жизненных возможностей всегда выступало общече­ловеческим идеалом.

Второй критерий — это наличие в данном обществе свободы выбора форм как индивидуального, так и общественно­го бытия. Это предполагает открытость для каждого всех форм национальной культуры, прав и свобод, многоукладность хозяй­ства, разнообразие форм собственности. Последнее и дает возможность обеспечения экономических и социальных интере­сов различных социальных групп. Именно на этой основе и может быть решена проблема гармонизации социальных отно­шений.

Экономика, хозяйственная деятельность, производство выступают базой для решения всех социальных задач. От состояния экономики, ее успехов или неэффективности зависит реализация государственных программ социальной помощи Она в конечном итоге определяет основные направления в развитии социальных отношений, меры реализации социальной справедливости и социальную политику государства.

Именно государство разрабатывает социальную политику, определяет приоритеты и координирует социальную работу во всех ее сферах.

Отражая интересы лишь определенной части общества, социальная политика тем не менее оказывает влияние на все формы социальной работы от материальной помощи конкретным калекам или сиротам, до социального и медицинского страхова­ния групп населения. В свою очередь социальная работа выпол­няет роль обратной связи в функционировании общества как единого развивающегося целого. От того, насколько эффективна эта обратная связь зависит поле возможностей развития общес­тва. В зависимости от политического режима структуры госу­дарственной власти оказываются способными или неспособны­ми к объективной оценке социальных процессов, к выработке действенной социальной политики.

Цели и задачи социальной работы на уровне государства:

  1. Анализ конкретных ситуаций и прогнозирование вероят­ных социальных напряжений.
  2. Поиск оптимального решения социальных противоре­чий, осуществление мер по реализации социальной справедли­вости.
  3. Заблаговременная выработка «буферных» антикризис­ных мер, т.е. корреляция условий жизни тех или иных групп населения, условий и оплаты труда.
  4. Разработка и осуществление централизованных про­грамм (экология, здравоохранение, помощь детству, семье, инвалидам…).
  5. Координация государственных социальных программ и деятельности частных, общественных фондов и организаций.
  6. Разработка социальной политики, создание теоретичес­ких предпосылок социальной работы. Подготовка и переподго­товка кадров социальных работников.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h