Рассмотрение потребителя как рационального человека с точки зрения теории полезности и ожиданий

Теория полезности является одной из основных концепций потребительского поведения.

Ее возникновение связано с появлением так называемого маржинального направления экономической мысли, перешедшего от анализа стоимости к анализу полезности и от анализа предложения к анализу спроса, уделившего внимание субъективным оценкам благ, редкости и полезности ресурсов, отношениям обмена и потребления. По мнению маржиналистов, экономические процессы подчиняются в большей мере не объективным процессам, а субъективным решениям людей, а в экономических отношениях главенствует не производство, а потребление. Поэтому они перешли от анализа стоимости к анализу полезности.

Под полезностью товара понимают его способность удовлетворять ту или иную потребность человека. Полезность блага бывает двух видов: совокупная и предельная. Под совокупной полезностью понимают полезность, которую получает потребитель от всего количества потребляемых товаров. Предельная полезность – полезность, получаемая в результате потребления последней единицы  потребляемого блага.

Совокупная полезность прямо пропорциональна общему объему потребленного блага, однако при этом каждая следующая порция потребляемого блага будет приносить меньшую полезность, нежели чем предыдущая. Это правило сформулировано одним из выдающихся представителей маржиналистского учения Г. Госсеном: желаемость данного блага по мере роста его потребления снижается.

Например, человеку, желающему выпить пива, максимальное удовлетворение (полезность) дает первая кружка, вторая уже немного меньшее, третья воспринимается еще более спокойно, четвертая – почти безразлично и т.д., хотя это очень индивидуально. При чрезмерном потреблении полезность блага может стать отрицательной.

Теория полезности является одной из основных концепций потребительского поведения.

Ее возникновение связано с появлением так называемого маржинального направления экономической мысли, перешедшего от анализа стоимости к анализу полезности и от анализа предложения к анализу спроса, уделившего внимание субъективным оценкам благ, редкости и полезности ресурсов, отношениям обмена и потребления. По мнению маржиналистов, экономические процессы подчиняются в большей мере не объективным процессам, а субъективным решениям людей, а в экономических отношениях главенствует не производство, а потребление. Поэтому они перешли от анализа стоимости к анализу полезности.

Под полезностью товара понимают его способность удовлетворять ту или иную потребность человека. Полезность блага бывает двух видов: совокупная и предельная. Под совокупной полезностью понимают полезность, которую получает потребитель от всего количества потребляемых товаров. Предельная полезность – полезность, получаемая в результате потребления последней единицы  потребляемого блага.

Совокупная полезность прямо пропорциональна общему объему потребленного блага, однако при этом каждая следующая порция потребляемого блага будет приносить меньшую полезность, нежели чем предыдущая. Это правило сформулировано одним из выдающихся представителей маржиналистского учения Г. Госсеном: желаемость данного блага по мере роста его потребления снижается.

Например, человеку, желающему выпить пива, максимальное удовлетворение (полезность) дает первая кружка, вторая уже немного меньшее, третья воспринимается еще более спокойно, четвертая – почти безразлично и т.д., хотя это очень индивидуально. При чрезмерном потреблении полезность блага может стать отрицательной.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector