Главной целью профессионального образования выступает подготовка студента к будущей деятельности. Общеизвестно, что успешность профессиональной деятельности специалиста любой сферы во многом зависит от уровня сформированное™ его личностных качеств. Поэтому не случайно в профессиограммы специалистов разных областей заложен перечень личностных качеств, позволяющих достигнуть более эффективных результатов. Эти качества современного специалиста формируются под влиянием множества факторов. В профессиональном учебном заведении это формирование осуществляется на протяжении всей профессиональной подготовки средствами социально-экономических, естественнонаучных и специальных дисциплин, а также включением студентов в непосредственную практическую деятельность в период учебных и производственных практик.
Вопрос о том, какими должны быть ведущие качества современного специалиста, затрагивается во многих психолого-педагогических исследованиях. Мы придерживаемся логики разработок в этой области доктора педагогических наук Стефановской Т.А., рассматривающей ведущие качества личности современного педагога.
Специфика социально-культурной сферы предъявляет свои требования к ведущим качествам личности специалиста. По классификации В.Е.Новаторова со- циально-культурная сфера включает в себя: средства массовой информации, туризм, физическую культуру и спорт, народное образование, здравоохранение, общественные объединения, искусство, культуру. Все эти отрасли социально- культурной сферы объединяет прежде всего то, что они относятся к группе профессий «Человек-Человек».
Наши исследования показали, что ведущими качествами личности современного специалиста социально-культурной сферы являются следующие: мобильность, конкурентоспособность, коммуникативная компетентность.
Мобильность, как адаптация и самореализация личности в измененных условиях жизнедеятельности, важна с позиций динамических изменений внутри профессиональной деятельности, а также внешних на нее влияний. Внутренние изменения определяются всевозрастающим информационным потоком, новыми технологиями, которые требуют от специалиста своевременного овладения ими и успешной реализации в практической деятельности. Внешние влияния на профессиональную сферу, приводящие к реорганизации или даже распаду предприятия, диктуют специалисту найти свое место в аналогичной или другой профессиональной деятельности на рынке труда
Следующим ведущим качеством личности современного специалиста выступает конкурентоспособность. Мы оговоримся, что понимание конкурентоспособности немыслимо без профессионализма Однако, один профессионализм, как совокупность профессиональных знаний, профессиональных умений, позитивного отношения к профессии и т.д. не является достаточным, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда. Он должен сопровождаться и поддерживаться целым набором личностных качеств, что и обеспечит способность специалиста бьггь востребованным в профессиональной деятельности.
Достаточно глубокие исследования конкурентоспособности современного специалиста были проведены группой ученых под руководством проф.В.И.Андреева На основе биографического метода, ими были изучены и проанализированы биографии известных преуспевающих специалистов различных сфер профессиональной деятельности в нашей стране и за рубежом. Данные исследования показали, что все они имели сходный набор личностных качеств, помимо высочайшего профессионализма Это набор был выделен и определен как «системообразующие качества конкурентоспособности». В свете этих исследований, конкурентоспособность представляется сложным интегральным качеством, включающим: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, способность быть лидером, независимость, творческое отношение к делу, непрерывный профессиональный рост, способность к риску, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, направленность на высокий результат конечного продукта.
Третьим ведущим качеством мы выделяем коммуникативную компетентность, позволяющую эффективно взаимодействовать в профессиональной деятельности. Это качество является также шггехральным и складывается из следующих компонентов: знаний о процессе общения, умений общаться, коммуникативной рефлексии, ценностно го отношения к частникам взаимодействия.
В той или иной ситуации профессиональной деятельности любое ведущих качеств может занять приоритетное место.
Проводимый нами (1993-2003 г.г.) социологический опрос работающей молодежи (всего было опрощено 1257 человек; выборка составляла 20-22% от всей совокупности работающих до 30 летнего возраста конкретных предприятий, организаций различных отраслей социально-культурной сферы) в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, сфере туризма, здравоохранения, правоохранительных органах, досуговых центрах подтвердил необходимость формирования предлагаемого набора личностных качеств специалиста. По оценке респондентов, успех в профессиональной деятельности, более чем на 60% зависит от уровня сформированности этих качеств: от умения установить контакт (79%), вести переговоры (62%), понять позицию собеседника (63,5%) и т.д. В анкетах и в процессе интервьюирования отмечалось, что более тщательная работа в профессиональном учебном заведении в части формирования личностных качеств будущего специалиста способствует сокращению разрыва между академическим образованием и реальной его деятельностью, адаптацией специалиста в профессиональную среду. Недостаток в этом отметили 78% респондентов. Важность рассматриваемого вопроса высказали также 87% (81-94%) от числа опрошенных учащихся ряда учебных заведений города Иркутска и области (Иркутский государственный университет, государственный технический университеты; Сибирский институт права, управления и экономики; Академия туризма (московский филиал); профессиональный лицей №17; Иркутское Областное училище культуры; лицей эколого-информационных технологий (на базе средней школы № 24), школа № 67 города Иркутска, сельская школа поселка Белореченск Усольского района и др.). Иностранные стажеры (Китай, Лаос, Вьетнам, Монголия) с 90-х годов (ежегодные группы из 25-30 человек на географическом факультете ИГУ) отметили высокий уровень заинтересованности и значимости данного вопроса для целей общения и международной практики (98%).
Эти социологические исследования подтвердили важность и своевременность рассма1риваемого вопроса.
Похожие статьи