Т.М. Лапердина, Н.Б. Егорова
Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами;
соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров. Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения. Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос потребителей в силу недостаточного развития производства или спада производства, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров.
Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами.
Во-первых, это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабо налаженных каналов распределения, повышенных цен.
Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось.
По данным отдельных контролирующих органов, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров. В 2006 году было забраковано: чая — 65%, мясных продуктов — до 50%, мясо птицы — до 45%, масло растительное — 30%, хлеб — 30%, детские игрушки — 70%.
Наиболее тяжелая ситуация сохраняется в мясной промышленности, а следовательно, в насыщении рынка мясом и мясопродуктами: продолжается снижение производства, рост цен. Важнейшая причина — это неблагоприятное состояние отечественного животноводства, что заставляет перерабатывающие предприятия работать, в основном, на импортном сырье, а это в современных условиях весьма накладно.
Таким образом, с одной стороны, в отрасли происходит падение производства мяса и птицы, с другой — осуществляется значительный импорт этой продукции. Причина объясняется тем, что государство недостаточно координирует взаимодействие самих контролирующих органов и общества в целом по вопросам защиты внутреннего рынка от некачественного товара, это проблема международного характера.
В условиях насыщенного рынка производители товаров начинают осознавать, что качество — это один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения.
Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок, все это способствует усилению контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.
С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества товаров и количества на разных этапах товародвижения.
Решение всех этих этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний: в товароведении, экономике, праве, маркетинге и др., а также умения комплексно использовать их в профессиональной деятельности.
Похожие статьи