Термин «евгеника», предложенный Ф.Гальтоном в 1869 г., означает учение о «хорошем рождении». Вопрос о развитии евгенических направлений является сложным. Его решение может быть двойственным, что в свою очередь создаёт проблему. С одной стороны рождение людей с хорошей наследственностью, задатками представляет собой большую важность для развития человечества. Для реализации данного направления осуществляется искусственное осеменение, создаются семенные банки, в которых в замороженном виде хранится сперма выдающихся людей. Всё это выглядит перспективным, оправдывающем надежды. Но это только одна сторона медали. Ведь с другой стороны, все эти перспективные возможности могут быть направлены в другое русло и иметь отрицательное значение. Нельзя исключить того, что достижения науки могут быть использованы как оружие против человечества.
Актуальность и значимость рассмотрения данного вопроса подтверждается тем, что многие из основных идей старой евгеники вновь возрождаются в концепциях неоевгеники, представители которой ссылаются на последние достижения генетической науки. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть все плюсы и минусы данного направления генетики.
Можно предположить, что если человек будет подвергаться воздействию «позитивной генетики», то он будет лучше соответствовать своей сущности, т.е. во всех отношениях будет обладать качествами, которые увеличат его жизнеспособность: более крепкое здоровье, глубокий интеллект, искреннее сочувствие к людям и т.д. В данном случае можно согласиться с определением П.Тейяр де Шардена, который говорил о «благородной человеческой форме евгенизма». Но эту позицию можно подвергнуть критике, которая будет выражаться в борьбе против неоевгеники. Эта критика правомерна, т.к. она определяется соображениями гуманизма, понимания учёными социальной ответственности учёных. Нельзя не согласиться с критикой Ч.Фрэнкела (профессор Колумбийского университета), который считал, что «позитивная евгеника» ставит перед собой великие, но неопределённые цели, т.к. мы не знаем универсального идеала человека, который следует копировать. Здесь возникают противоречия: научные запреты в данной области будут препятствовать развитию биомедицинских знаний. Например, запрет на выращивание детей в пробирке, усложнит понимание природы рака и т.д. Таким образом, существует позиция (Ч.Фрэнкел) – отвергнуть идею переделки человеческого рода, создания нового человека. Но в отдельных случаях делается попытка реализовать методологию «сбалансированного» социал- биологизма, с помощью которого евгенические проекты создания нового человека «соединяются» с социальными. Такое направление ориентирует на решение задачи создания нового человека как социальной по своему существу. Но тем не менее неоевгенические проекты создания нового «человека» не состоятельны в научном и теоретическом отношении, т.к. опираются на весьма ограниченные пока что знания генетики человека. Неоевгенические проекты демонстрируют свою реакционную сущность в философском- мировоззренческом и методологическом- отношении, ибо они извращают сущность человека и его место в мире. С гуманистических позиций эти проекты достойны осуждения, потому что покушаются на суверенность и неповторимое своеобразие личности. Кроме того, неоевгенические проекты должны быть отброшены по морально- этическим, нравственным соображениям, т.к. их реализация во всех случаях несёт угрозу человечеству, ставит под сомнение основные ценности человеческого существования, такие, как любовь, родительские чувства и т.д. Однако не следует вообще исключать вмешательство в наследственность человека. Быть может, в отдалённом будущем перед человечеством откроется реальная перспектива изменения в желаемом направлении его биологической природы. Однако, отвергая неоевгенику по чисто научным, социальным, философским, гуманистическим и этическим соображениям, мы должны ясно видеть вместе с тем те реальные перспективы развития человека в биологическом плане, которые открываются в связи с исследованием проблем генетики человека, медицинской генетики, генной инженерии. Эти исследования не имеют ничего общего с неоевгеникой, но они ставят новые социально — философские и этические проблемы.