Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское право (часть вторая)»

.

 

На третьем курсе дневной формы обучения и четвертом курсе заочной формы обучения студенты юридического факультета изучают вторую часть гражданского права.По учебному плану наряду с лекционным курсом предус­мотрены семинарские и практические занятия по темам, глубокое изучение которых имеет не только теоретическое, но также важ­ное практическое значение, способствует формированию навыков правоприменительной и правоохра­нительной деятельности юриста.

Основное назначение практических занятий по гражданскому пра­ву заключается в том, чтобы помочь студентам глубоко изучить теорети­ческие положения по заданной теме, хорошо уяснить содержание соответствующих норм гражданского законодательства и практику их применения. Кроме того, в ходе практических занятий выясняется сте­пень усвоения студентами изучаемого материала, качественный уро­вень их знаний, добросовестность отношения к самостоятельной работе над темой. Таким образом, практические занятия выполняют также важную контрольную функцию в учебном процессе.

В период изучения курса студентам следует осуществлять подготовку к семинарским занятиям на основе конспектов лекций по изучаемому курсу, основных нормативно-правовых актов, судебных постановлений, рекомендованной основной и дополнительной литературы.

Семинарские занятия предполагают рассмотрение основных вопросов учебного материала в виде обсуждения теоретических вопросов (теоретическая часть) и решения ситуационных задач (практическая часть). По ряду тем, связанных с изучением вопросов, не имеющих однозначного решения в юридической науке и судебной практике, предполагается проведение групповых дискуссий. Использование этого методического средства обучения позволяет не только выявить мнение аудитории, но также способствует формированию у студентов навыков ведения дискуссии, поиска доводов в поддержку выдвигаемых суждений и построения логической аргументации. Кроме того, по некоторым ситуациям студентам предлагается проведение учебных судебных процессов как разновидности ролевой игры. Учебный процесс по делам, вытекающим из гражданско-правовых споров, позволяет  глубже изучить  договорные обязательства, получить навыки применения норм действующего законодательства на практике и навыки публичного выступления, а также стимулирует студентов к ответственному отношению к изучаемой дисциплине.

В качестве самостоятельной работы предполагается выполнение студентами индивидуальных заданий в виде составления одного из возможных процессуальных документов (претензия, ответ на претензию, исковое заявление, отзыв на исковое заявление, судебное решение заключение эксперта) по некоторым разделам курса. Такая форма самостоятельной работы делает процесс обучения более осмысленным, интересным, разнообразным и является необходимым условием для формирования у студентов более четкого представления о будущей работе по специальности.

На занятиях студенты решают задачи и выполняют задания, содержащиеся в методических указаниях к изучаемой теме. При решении студент должен дать анализ фактических обстоятельств, изложенных в задаче. Эти обстоятельства предполагаются установленными, поэтому, формулируя решение, нуж­но исходить только из них. В учебных целях допускается в качестве варианта привнести в содержание задачи новые фактические обстоя­тельства или изменить какое-либо из содержащихся в ней условий. Но это уже будет вариант задачи, и решение его будет иным.

В ходе решения задачи на основе анализа фактических обстоя­тельств студент должен дать им юридическую оценку, правильно ква­лифицировать, определить правовые нормы, на основе которых надлежит решить спор, правильно их истолковать и юридически гра­мотно сформулировать решение данного казуса. Одновременно с этим следует рассмотреть связанные с содержанием задачи теорети­ческие положения гражданского права, объясняющие природу спор­ного отношения, способы и механизм воздействия на него правовых средств, порядок их применения и т. д.

В процессе подготовки к практическим заняти­ям студентам необходимо решать задачи письменно в особой тетради.Задачи следует решать в письменном виде. Решение должно содер­жать краткое изложение сущности спора, юридическую квали­фикацию спорного правоотношения, оценку доводов сторон и их представителей, обоснование применения правовых норм, в соответ­ствии с которыми надлежит разрешить спор. Решение задачи следует формулировать в виде мотивировочной и резолютивной частей ре­шения (постановления) суда, арбитражного суда, заключения юрисконсульта.

На практических занятиях от студента требуется кратко изложить фактические обстоятельства спора, определить природу правоотно­шения, из которого возник спор, умение обосновать применение пра­вовых норм, в соответствии с которыми его следует разрешить.

Студентам следует помнить, что рекомендуемый к каждому за­нятию перечень официальных материалов и юридической литерату­ры является примерным. В целях более глубокого усвоения предмета и расширения знаний гражданского права студенты должны искать и находить новые акты законодательства и литературу по каждой из изу­чаемых тем курса. Перечень литературы и нормативных актов может быть дополнен преподавателем, ведущим занятия, в связи с приняти­ем новых законодательных и иных правовых актов, появлением но­вых публикаций.  Кроме того, необходимо учитывать как вновь принимаемые акты, так и изменения в законодательстве, произошедшие с момента опубликования учебно-методических материалов. В необходимых случаях ответы студентов на семинарских занятиях должны быть подкреплены ссылками на акты судебных органов (постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, обзоры судебной практики, судебные акты по конкретным делам).

При подготовке к занятиям по всем темам рекомендуется осуществлять поиск новой литературы и нормативно-правовых актов с помощью справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», а также исполь­зование следующих учебников, учебных пособий и комментариев

Ссылка на основную публикацию