«Бюрократ!» в устах интеллигента звучит также, как «интеллигент несчастный!» в устах бюрократа.
Важнейшее условие нормальной, общественно активной и эффективной деятельности интеллигенции – материальная независимость и социальная защищенность. Как известно, в результате проводимых в России реформ, произошло колоссальное обеднение национальной интеллигенции и снижение ее общественного статуса. Отсюда – невозможность реализации интеллигенцией своей общественной функции в полном объеме, засилье бюрократией и усиление деградации общества.
Между тем, еще К.Маркс говорил, что об интеллигенции речь может идти не как о части, входящей в целое, а как об организующем начале. Теперь многое становится понятным – сформировался разрыв между интеллигенцией, как социальной категорией людей и ее социальной функцией, этическим началом и специфической гражданской миссией в обществе.
Зарождение бюрократии и интеллигенции началось тысячелетия назад вместе с процессом общественного разделения труда и его специализацией. Усложнение образа жизни отчуждало от массы членов общества вместе с некоторыми другими функциями также власть и знания. Они концентрировались у людей, специализирующихся, с одной стороны, на управлении, а с другой – на интеллектуальном творчестве. Со временем их значение и влияние все возрастали, особенно быстро за последние десятилетия.
Как бы ни относилось общество в целом к этим двум группам и они друг к другу, следует признать, что они обе выполняют не только определенные и весьма заметные, но и нужные обществу функции.
Сложным, многогранным, технически все более оснащенным обществом не могут успешно управлять любители, нужны квалифицированные профессионалы. Управленцы, функционеры, чиновники, бюрократы – называйте как угодно, но профессионализм обязателен. Однако бюрократическое управление, как свидетельствует практика, порождает и весьма нежелательные явления, в частности, подавляет инициативу и тормозит развитие производительных сил. Действуют законы Паркинсона. Для укрепления своей власти бюрократия стремится раздуть управленческий аппарат, превратить его во всеобъемлющую разветвленную и максимально централизованную систему, освободиться от любого контроля. Поэтому общество вынуждено постоянно ограничивать чрезмерную самостоятельность бюрократии. Вводятся парламентаризм, многопартийность, разделение властей, допускается и даже поощряется постоянная критика в прессе правительства и всей бюрократии. Пожалуй, самым могучим инструментом контроля становятся разделение власти и знания, силы и разума и конфликт между ними.
Понаблюдаем за игрой формирующейся футбольной командой мальчишек. Вначале все стараются нападать, штурмовать и забивать голы, никто не хочет играть в защите. Но довольно скоро они понимают, что дело так не пойдет. Нужна определенная специализация, разделение задач и функций, коллективная работа. Чтобы достичь цели (победить), следует выполнять две различные функции – консервативную (стабилизирующую) и оперативную (движущую). Носители первой стараются сохранить существующую ситуацию (не позволить сопернику забить гол), носители оперативной, движущей функции стремятся улучшить положение (забить гол сопернику).
Киль и стабилизатор на теплоходах, в самолетах, ракетах выполняют консервативную, стабилизирующую функцию, уменьшая влияние возмущающих факторов; рули, двигатели, винты – оперативную, движущую функцию. По упрощенной аналогии общество – такая же саморегулируемая система с обратной связью, как футбольная команда или ракета. Ракета ПВО достигает цели в результате совместной работы и конфликта стабилизирующих и движущих механизмов. На основе информации о расположении цели и ее скорости корректируется курс ракеты – поворачивается руль. Чем больше ракета отклоняется от курса, тем сильнее требуется корректировать направление. Важно, далее, чтобы ракета не реагировала на сигнал слишком резко: если незначительное отклонение вправо исправляется резким отклонением влево, то ракета не только не попадет в цель, но и вообще начнет кувыркаться. Следовательно, нужен некий демпфер, отлаженный так, что нет возможности слишком круто повернуть руль, но остается достаточно свободы для маневра.
Поскольку общество всегда ставит перед собой определенные цели, то как система с обратной связью оно должно непременно включать три механизма:
— оперативный, движущий, обновляющий;
— консервативный, стабилизирующий, сохраняющий;
— демпферный, уравновешивающий, смягчающий.
Они выполняют различные, даже противоположные функции, но одинаково необходимы, чтобы предупредить, с одной стороны, застой, а с другой — «кувыркание» и тем самым достичь стабильности и прогресса. Обществу нужны люди – носители этих функций с соответствующим складом ума и типом психики.
Бюрократия призвана выполнять консервативную функцию. Для сохранения статус-кво она вводит в действие соответствующие нормы, контролирует их выполнение, применение и принуждение. Во всех нововведениях бюрократ как носитель сохраняющих функций склонен видеть опасность существующему порядку. По-другому и не может быть. Иначе он был бы плохим бюрократом, не выполняющим свою основную (консервативную) функцию.
В отличие от бюрократии, интеллигенция (менеджмент) – это тот социальный слой, который более других озабочен будущим, чувствует приближение очередного кризиса уже тогда, когда широкие слои населения об этом еще и слышать не желают. А бюрократы при этом утверждают, что им удалось придумать некую вообще бескризисную модель общества.
Следовательно, определяющее общественное значение интеллигенции (менеджмента) – в ее движущей, обновляющей функции в обществе.
Для нормального функционирования любой целенаправленной системы, в том числе и общества, обязательно единоборство этих двух противоположно направленных функций. Если они уравновешены, то общество развивается с минимальными потерями. Однако в реальном обществе, в реальной жизни нет ярко выраженной силы, способной уравновесить противоборствующее влияние бюрократии и интеллигенции, взять на себя роль демпфера. В конечном счете в демократических странах с устоявшимися традициями и развитыми общественными институтами эту особую функцию выполняет достаточно неопределенное в общем-то явление, называемое общественным мнением. Выразителем же этого общественного мнения выступает обычно независимая печать и другие СМИ, которые не случайно называют «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной).
Давно установлено, что человек охотнее мирится с внешними обстоятельствами, если ему позволено публично высказываться обо всем, что, по его мнению, нужно улучшить. Циники говорят: лающая собака не кусается, то есть, если позволить человеку свободно критиковать, он обычно этим и ограничивается, в 99 из 100 случаев до действий так и не дойдет; а невысказанное недовольство способно накапливаться до взрывоопасной концентрации. Да, циники по-своему правы !
Современные западные психологи, политики, бизнесмены давно сделали из этого практические выводы. Многие фирмы переняли практику церковных исповедей, имеют людей, обязанных спокойно и сочувственно выслушивать любого работника с его бедами и проблемами. Практика показывает, что зачастую для успокоения недовольного ничего, кроме исповеди и не требуется. Есть и другие средства снятия напряженности и недовольства, например, массовые спортивные мероприятия. По мячу бьет один, а сто тысяч зрителей сопереживают, воображают, что это они бьют.
Похожие статьи