Исследование инвестиционного механизма развитых капиталистических стран показывает доминирующую роль различных методов государственного регулирования.
В отношении инвестиционной деятельности банковских институтов действуют два основных принципа:
1) Запрет или ограничения на совмещение инвестиционной и коммерческой деятельности банков.
В континентальной модели преобладают универсальные, а в англосаксонской системе действует либо инвестиционные либо депозитные (сберегательные).
2) Принцип перераспределения рисков.
В англосаксонской системе большая часть рисков изменения текущей ценности фондов предприятий переносится на владельцев ценных бумаг — акционеров, держателей облигаций, в число которых входят частные, институциональные инвесторы за исключением коммерческих банков.
Стабильность банковской системы стран континентальной модели достигается путем эффективного перераспределения взвешенного риска долгосрочного кредитования промышленности (в России перераспределение рисков осуществляется путем строго выполнения нормативов инструкции №110-И).
Таким образом, финансирование долгосрочных вложений в промышленность в англосаксонской системе происходит прямым путем, в то время как в континентальной (германской) — косвенно посредством аккумуляции и перераспределения долгосрочных сбережений вкладчиков через механизм кредитования промышленности.
В соответствии с отмеченными особенностями двух типов банковских систем — англосаксонской и континентальной, сложились два типа государственного регулирования участия банков в инвестиционном процессе:
Для англосаксонского типа характерны (США, Великобритания):
— преимущественно правовые методы регулирования,
— минимизация непосредственного вмешательства государства в инвестиционную и кредитную деятельность банков,
— перевод функций инвестирования в большинстве отраслей хозяйства в компетенцию частных инвесторов.
Основные используемые методы и формы госрегулирования.
— разделение кредитного и эмиссионного направления, разграничение сфер деятельности коммерческих и инвестиционных банков;
— регламентация допустимых областей деятельности КБ, сдерживание участия КБ в корпоративной собственности и в операциях на рынках ценных бумаг;
— регулирование территориальной (США) и функциональной — по финансовым инструментам (Великобритания) специализации КБ;
— тщательный законодательный контроль над деятельностью ИБ;
— регулирование рисков банковской системы экономическими методами, то есть путем создания значительных обязательных резервов, страхования депозитов и т.д.
— распределение функций по сбору и трастовому управлению средствами индивидуальных вкладчиков между несколькими типами финансовых институтов инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами, КБ и ИБ, пенсионными фондами,
— запрет личной унии.
Для континентального типа банковской системы (Германия, Италия, Япония) характерно применение как законодательных, так и прямых административных и косвенных экономических методов государственного регулирования.
Участие банков в инвестиционном процессе в промышленности и в других отраслях экономики регулируется следующими способами:
— управление госсектором в банковской системе (Франция, Италия);
— установление фиксированных процентных ставок (Япония);
— выделение специализированных институтов средне- и долгосрочного кредитования и их поотраслевая специализация (все страны с данным типом банковской системы);
— регулирование условий выдачи — обеспечения, направления и т.д., инвестиционных кредитов (Италия, Франция);
— универсализация деятельности КБ при одновременном функционировании сравнительно слаборазвитого рынка ценных бумаг (Германия);
регулирование ликвидной базы для инвестиционных вложений (Япония);
— ротация высших государственных служащих и менеджеров банков (Германия, Италия);
— развитие система почтовых и сберегательных касс, выполняющих роль розничных банков для КБ (Япония, Италия, Франция);
— регулирование личной унии финансового и промышленного капитала (Германия);
— льготное налогообложение используемых заемных средств (все страны).
Вывод: В странах англосаксонской модели государство прибегает к стимулированию инвестиций в большей мере экономическими методами, а в континентальной – административными.
В процессе развития переходной экономики в России проявились явные признаки формирования финансовой системы континентального типа, о чем свидетельствует ряд качественных характеристик в развитии финансовой системы страны:
— развитие процессов централизации путем слияния и поглощения банков;
— инвестирование рядом банков средств в контрольные пакеты акций наиболее рентабельных и перспективных предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, коммуникаций, горнодобывающих и других отраслей;
— как следствие — образование финансово-промышленных конгломератов и групп.
Стимулирование и развитие банковской системы России по образу и подобию континентальной модели должно стать приоритетным стратегическим направлением в формировании общегосударственной инвестиционной политики.