ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДоРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Токмянина М.С.

Социальный педагог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Курчатов Курской области, соискатель кафедры коррекционной психологии и педагогики Курский государственный университет

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к по­ниманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравствен­ного становления и культурного развития общества. Сегодня все больше внимание уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Увеличивается количество телеви­зионных и радио-передач, печатных публикаций, посвященных православ­ной культуре, растет число верующих людей. Особенно актуален этот про­цесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформиро­вать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обще­стве, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходи­мо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны. Решить данную проблему в значительной степени можно, используя богатейшие отечествен­ные традиции гуманизма и милосердия, сформированные в православной культуре. Уже сегодня появился определенный положительный опыт воспи­тания православной культурой в учебных, дошкольных учреждениях и воз­рос интерес к духовно-нравственному воспитательному потенциалу право­славия. Значимость и влияние православной культуры на духовно-нрав­ственное воспитание ребенка, на наш взгляд, очень велик и не исчерпывает­ся только духовной сферой жизни и социальными отношениями. Мы полага­ем, что православие — это основа русской культуры. Данное обстоятельство и обусловило то, что во многих регионах страны предмет «Основы право­славной культуры» преподаётся в школах. Однако специальных программ по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью православной культуры не разработано.

Преподавание предмета «Основы православной культуры» в Реабили­тационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Курчатова Курской области ведется с 2003г. Реабилитационный центр представляет собой специальное (коррекционное) учреждение, оказы­вающее комплексную психолого-педагогическую, медицинскую и социаль­ную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья от 2 до 35 лет с разными вариантами дизонтогении, имеющие различные ограничения жизнедеятельности в зависимости от заболевания. Программа «Основы пра­вославной культуры» является частью комплексной реабилитации воспитан­ников данной категории.

Взяв за основу программу по «Основам православной культуры», со­зданную в лаборатории русской школы при Курском государственном уни­верситете, мы адаптировали эту программу с учетом особенностей детей подросткового и юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья. Эта программа согласованна с настоятелями местных Храмов г. Курчатова. Курс занятий рассчитан на несколько лет. В каждом учебном году планируется 30 — 35 занятий из расчета 1 занятие в неделю по 40 мин.

Программа не предполагает насильственного обучения религии, да и невозможно стать христианином по приказу. Изучение православной культуры не требует от детей и их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не предусматривает обязательного участия в религиозных службах.

Цель программы — приобщение воспитанников к православной культуре.

Задачи программы:

  • дать ребятам с ограниченными возможностями здоровья знания по право­славной культуре: этике, искусству, литературе, архитектуре, традициям, праздникам; истории страны и родного края;
  • сформировать у детей такие христианские понятия как Жизнь, Семья, Лю­бовь, Родина, Милосердие;
  • сформировать социально приемлемое поведение на основе духовных ценностей и нравственных заповедей православной культуры;
  • развить у ребят социальную активность, адекватное отношение к себе и доброжелательное к другим людям, бережное отношение к природе, интерес к культуре и толерантное отношение к религиям.

Содержание программы включает следующие разделы: Библия. Мир во­круг нас. Православная Этика. Православные праздники. Православные Храмы, монастыри. Родной край.

В реализации программы «Основы православной культуры» участву­ют специалисты Центра, родители и сами воспитанники.

Основные формы работы: занятия, индивидуальные беседы. Основной формой занятий с воспитанниками являются занятия-обсуждения. Ход сво­бодной беседы сопровождается устным рассказом педагога, который сопро­вождается наглядностью (репродукции, иконы, географические карты, фото и видео материалы). В содержание занятия входят духовная литература, поэ­зия, сказки и легенды. Православная литература, основанная на морально- этических заповедях религии, направлена на воспитание личности, так как побуждает к самосовершенствованию, стремлению к добру, справедливости. Она учит восприятию себя и окружающих как наивысшей ценности, почти­тельному отношению к родителям, уважению к старшим, умению прощать, трудолюбию, бережному отношению к природе и социально приемлемому в обществе поведению.

Для лучшего усвоения материала в работе используются игровые мо­менты (кроссворды, игры, инсценировки). Часто занятия сопровождаются рисованием. Простые зарисовки, отксерокопированные рисунки служат опорными сигналами, дидактическим пособием в запоминании материала. В зависимости от возможностей ребенка одним предлагается нарисовать, другим раскрасить готовый рисунок.

Закрепление полученных знаний происходит через использование их в повседневной жизни. Это позволяет знать как вести себя в Храме и других посещаемых приходах и обителях.

На занятиях по «Основам православной культуры» применяются и та­кие формы обучения как практическая работа.

  • помощь в уборке территории вокруг Храма;
  • подготовка сувениров к православным праздникам;
  • экскурсии, паломнические поездки по святым местам России;
  • участие в церковных таинствах и богослужениях;
  • совместные трапезы, чаепития с участием священнослужителя;
  • организация и проведение православных праздников в виде концер­тов, утренников;
  • дети совместно с родителями и специалистами Центра принимают участие в молебнах по случаю начала и окончания учебного года.

В целом такие занятия способствуют тому, чтобы ребёнок приблизил­ся к Господу, возможно, через собственный жизненный опыт или, может быть, через Таинства нашей Церкви. Учитывая индивидуальные возможно­сти и особенности развития наших воспитанников, у одних ребят есть воз­можность быть самостоятельными и активными участниками богослужений,

Таинств (исповедь, причастие, соборование) понимая суть проходящего, а другие ребята такой возможности не имеют, они пассивно и с покаянием принимают Таинства Церкви. В духовно-нравственном воспитании наших ребят немалая роль отводится паломническим поездкам по святым местам России.

По благословению архиепископа Курского и Рыльского Владыки Гер­мана воспитанниками Реабилитационного центра ежегодно совершаются па­ломнические поездки по родному краю и святым местам России. Соверше­но более 18 паломнических поездок. Ребята побывали в с. Дивеево Нижегородской области, где расположен Свято-Троицкий Сера- фимо-Дивеевский женский монастырь, с посещением Святых источников и Канавки Пресвятой Богородицы; г. Печоры Псковской области, посетили Псково-Печерский мужской монастырь; г. Сергиев Посад с посещением Троице — Сергиевой Лавры и Преподобного Сергия Радонежского и многие монастыри родного края и т.д. Каждый год воспитанники вместе с родителя­ми и специалистами Центра выезжают в г. Москву на Рождественскую елку в Храм Христа Спасителя.

Перед паломнической поездкой на уроках православной культуры пе­дагог рассказывает об истории возникновения той или иной обители, мона­стыре или Храме с видео и фото показом, маршруте следования, знакомит с новым словарем. Эта подготовительная работа имеет свою цель сообщить ребятам пусть небольшие, но необходимые сведения для более осмысленно­го восприятия тех мест, в которых им предстоит побывать. Во время поезд­ки делается много фотографий, рисунков и дневниковых записей, снимается видеофильм. После поездки весь материал обрабатывается педагогами сов­местно с воспитанниками, создаются альбомы, в которых отражается весь материал данной паломнической поездки.

В этих поездках, ребята стремятся узнать как можно больше о жизни святых, их деяниях. Они прикладываются к мощам святых, купаются в святых источниках и принимают участие в бо­гослужениях. После каждой поездки ребята привозят иконы, духовную ли­тературу, аудио и видеозаписи о святых местах. Весь материал по паломни­ческим поездкам находится в кабинете «Основы православной культуры». В кабинете имеется иконостас с образами Пресвятой Богородицы и Спасителя, подсвечники, стены украшают иконы, фотографии паломнических поездок, экскурсий, географическая карта с маршрутами следований, имеется детская библиотека по православной литературе. В виде памяток оформлены хри­стианские заповеди и основные молитвы.

Ребята любят приходить в этот ка­бинет. С большим интересом они рассматривают фотоальбомы с паломниче­скими поездками, делятся воспоминаниями и получают положительные эмо­ции. Такие поездки необходимы нашим воспитанникам для укрепления их физических, душевных и духовных сил. Они дают ребятам основу для фор­мирования активной жизненной позиции, восприятия себя как равноправ­ных и полноценных членов общества.

Одним из направлений программы «Основы православной культуры» является организация летнего оздоровительного отдыха в православном ла­гере «Исток», находящемся на территории лесного массива. Пребывание воспитанников в лагере способствует приобщению к православной культу­ре; расширению знаний о живой и неживой природе; познанию окружаю­щего мира через все доступные детям ощущения; оздоровлению детей за счет пребывания на свежем воздухе; формированию и развитию навыков коммуникации, социального общения, которые являются важным условием полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоро­вья.

Богат церковный календарь на православные праздники «Рождество пресвятой Богородицы», «Рождество», «Крещение», «Светлая Пасха», «Троиц» и др. Православные праздники всегда были почитаемые русским народом. Это часть нашей истории, православной культуры и нашего быта. В обстановке духовного единства и общей радости проходят православные праздники в Центре, ставятся спектакли. Праздники сплачивают ребят, де­лают их друзьями и дают возможность использовать даже небольшие свои творческие возможности. В наших праздниках принимают участие настояте­ли местных Храмов, соседних приходов, воспитанники воскресной школы Успенского Храма и родители наших ребят. В результате реализации про­граммы «Основы православной культуры» у воспитанников расширяется об­щий кругозор, повышается уровень знаний по православной культуре, фор­мируются духовные потребности и активная жизненная позиция.

Специфика деятельности нашего учреждения такова, что социализа­ция лиц с ограниченными возможностями здоровья является основной зада­чей всей его работы. Цели же православного обучения как раз и направлены на социальную интеграцию воспитанников.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h