ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Воронцова А. А.

Аспирант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Повышение качества образования является актуальной для образовательной системы России. Решение данной задачи связано с модернизацией образования, переосмысления целей и результатов образовательной деятельности. Одним из современных направлений модернизации образования является компетентностный подход. Под компетенцией понимается способность реализации знаний и умений в конкретной ситуации. Одна из основных компетентностей является «способность решать свои проблемы», способность организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для достижения целей.

Таким образом, современное профессиональное образование должно заложить основы для достижения многими выпускниками ВУЗа профессионализма в своей области, развить навыки построения перспективы своего профессионального роста, сформировать ценностно-смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности, т.е. должно быть направлено на развитие у выпускников профессионального самосознания. Осознание собственных качеств и возможностей становится возможным при развитом самосознании, благодаря которому личность осознает себя субъектом будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самосознание мы понимаем как сложное, динамическое, личностное образование, которое формируется вследствие переживания отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, отношения к другим людям, и отношения к своей профессиональной деятельности, выявление в процессе самопознания своей социальной ценности и смысла своей профессиональной деятельности.

В рамках нашего подхода, профессиональное самосознание имеет многомерное строение. Психологическими предпосылками формирования высокого уровня профессионального самосознания является сформированное представления о себе, развитая рефлексия, позитивное отношение к себе, полное самоуважения, самопринятия, интернальность, контроль над ситуацией, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

Мы предлагаем рассмотреть строение профессионального самосознания в «вертикальном» и «горизонтальном» планах.

«Вертикальное» строение профессионального самосознания образует трехуровневую структуру, динамику трех образов «Я»: «Я-реальное (настоящее)», «Я-идеальное (профессиональное)» и «Я-будущее (развивающийся профессионал)».

В «горизонтальном» плане профессиональное самосознание имеет четырехкомпонентное строение, включающее когнитивную, эмоционально- ценностный, мотивационно-целевую и операционную составляющие.

Процесс становления профессионального самосознания в учебно- профессиональной деятельности происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Критериями развития профессионального самосознания выступают: 1) представленность в сознании образа «Я-реальное»; 2) направленность на саморазвитие и самореализацию; 3) сформированность в сознании представления о себе как «Я-идеальное (профессиональное)»; 4) представленность в сознании образа «Я-будущее» (развивающийся профессионал)».

Нами выделены следующие уровни развития профессионального самосознания:

Первый уровень развития характеризуется наличием размытого представления о себе, низким уровнем самопонимания, негативным эмоциональным отношением к себе, низкими показателями аутосимпатии, зависимостью от внешней среды.

Второй уровень развития характеризуется сформированным представлением о себе, о своих сильных и слабых сторонах личности, адекватной самооценкой, позитивной «Я-концепцией», самоуважением и самопринятием, высокие показатели интегрального самоотношения.

Третий уровень развития характеризуется позитивной «Я- концепцией», осознанием своего образа «Я-идеальное (профессиональное)», осознанием профессионально важных качеств, формирование уважения к своему профессиональному сообществу и к себе как будущему профессионалу.

Четвертый уровень развития характеризуется наличием в сознании представлений и о себе и о своем идеале профессионала, о себе как о развивающемся профессионале.

Выборку эмпирического исследования составили студенты вторых — четвертых курсов специальности «Менеджмент», всего было обследовано 120 человек.

По результатам исследования, основная масса студентов на констатирующем этапе эксперимента, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, имеют первый и второй уровни развития профессионального самосознания.

Для решения проблемы развития профессионального самосознания возникла необходимость в разработке программы психологического сопровождения.

Цель программы психологического сопровождения — способствовать созданию условий для развития профессионального самосознания.

Программа психологического сопровождения была реализована на базе ТФ ОРАГС и МИЭМП. В программе приняли участие 60 человек (4 группы по 20 человек).

Первый этап развивающей работы включал в себя участие студентов с первым и вторым уровнями развития профессионального самосознания в тренинге «Познание и принятие себя». В результате его проведения было установлено, что в экспериментальной группе произошли существенные сдвиги в формировании когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов профессионального самосознания.

Мы наблюдаем существенные изменения по шкалам интегральное самоотношение — 47,3, самоуважение — 50,7, аутосимпатия — 49,3, самоподдержка — 49,6, самоуважение — 49,2.

Второй этап развивающей работы включал в себя участие студентов преимущественно со вторым уровнем развития профессионального самосознания в тренинге «Познание и принятие своего профессионального Я и своей будущей профессии».

После проведения развивающей работы, количество студентов, имеющих третий уровень развития профессионального самосознания, увеличилось. При проведении контрольного среза № 1, всего 13% (8) студентов имели третий уровень развития профессионального самосознания, то после проведения развивающей работы — 60% (36). Таким образом, на 47% увеличилось число студентов имеющих сформированное представление о профессионале,     сформированные эмоционально-ценностный и

мотивационно-целевой компоненты профессионального самосознания.

Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания в процессе профессионального становления студентов Вуза позволяет отслеживать процесс развития и становления компонентов профессионального самосознания, развитие представлений о себе, о своих идеалах профессии и о себе в будущем; своевременно проводить со студентами, испытывающими трудности в формировании профессионального самосознания коррекционно-развивающую работу.

Литература:

  1. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Учеб. Пособие. Астрахань.2000.
  2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учеб. пособие. М. Изд-во МГУ 1995.
  3. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М. Изд-во Московского психолого- социального ин-та., 2003.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. Междунар.гуманитар. фонд «Знание» 1996.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб.пособие. М., Academia 2004.
Ссылка на основную публикацию