В 19 веке в Европе университеты стали центрами научной мысли, интегрируя науку и образование и являясь фундаментом всей системы науки и высшего образования.
Выработанный веками эволюционных изменений организм университета является в своей основе, с теми или иными национальными особенностями, оптимальной формой интеграции науки и образования. В большинстве стран университеты определяли по мере развитая интеллектуальное лицо региона и страны, образуя систему обучения на основе высокоразвитой нау- ~ ки. Уровень развития научных исследований становится определяющим условием подготовки высококвалифицированного специалиста. Университиза- ция, охватившая сейчас Россию и зарубежные страны, только подтверждает устойчивость развития университетской организации научных исследований и учебного процесса на их основе.
В сложных условиях изменения политической системы Российского государства, изменениях статуса регионов в Российской Федерации, несомненно, будет возрастать роль региональных университетов как одного из главных факторов их стабильного устойчивого развития, эталонных центров знания.
Своеобразие развития фундаментальных исследований в России заключается в наличии крупных научных школ мирового уровня, давших возможность сформировать свою, отличную от других стран, систему образования в университетах, основанную прежде всего на базовой подготовке в области фундаментальных наук.
Иркутский государственный университет, основанный в 1918 году как классический российский университет по образцу и в традициях ведущих российских университетов, сыграл выдающуюся роль в организации науки и высшего образования на огромной территории Сибири. С момента своего создания университет продолжительное время был единственным многопрофильным научным учреждением в регионе. Природные условия, особенности экономического и социального развития, геополитическое положение региона во многом определили становление научных направлений и научных школ. От университета отпочковался целый ряд ныне крупных вузов Сибири. Костяком их научных кадров стали представители научных школ университета. Ученые университета составили ядро Восточно-Сибирского филиала АН СССР (1949г.), подготовили почву для организации одного из крупнейших в стране Иркутского научного центра. Результаты многих исследований
университета легли в основу решений двух научно-практических конференций (1947, 1958 г.г.) по изучению и развитию производительных сил, определивших стратегию развития Восточной Сибири.
Иркутский университет в своем историческом движении накопил огромный опыт гибкой организации НИР и всех имеющихся форм коллективной организации выполнения научных исследований в вузах (НИИ, отраслевые и проблемные лаборатории, вычислительный центр, ботанический сад, учебно-научные комплексы, научно-исследовательские центры). Он многие годы был исполнителем координируемой государственными органами тематики: народнохозяйственные планы, программы и планы ГКНТ, планы и программы АН, отраслевые научно-исследовательские программы, планы МНТК, планы и программы Минвузов СССР и РСФСР, региональные программы, гранты различных фондов. Университет доказал способность формировать и руководить региональными программами, используя уникальное сочетание специалистов высшей квалификации по основным направлениям научного поиска в интергации естественнонаучных и гуманитарных исследований.
Основные черты организации российской науки и высшей школы 2-й половины 19-начала 20 веков можно свести к следующим основным положениям на основе трудов крупнейших теоретиков и организаторов (В.И.Вернадский, Д.И.Менделеев, С.Ю.Витте, Н.Й.Пирогов, К.А.Тимирязев): устойчиво развиваются только государства, имеющие высокоразвитую науку; университет является одной из форм организации научной работы и главным путем ее проникновения в человеческую культуру; университет должен являться независимым центром научной мысли нации и жить свободной наукой; вести преподавательскую работу в университете должны профессора, ведущие научные исследования; правильно организованный университет должен создавать среду для научного развития молодых людей тем, что здесь преподаются все научные категории знания, являться механизмом научного развития; университеты должны иметь развитую современную инфраструктуру науки (научно-исследовательские институты, библиотеки, музеи, лаборатории и т.д.).
Основателями и организаторами работы научных школ являются лидеры, вышедшие в своей деятельности за рамки существующих представлений, выработавшие новый взгляд на научные проблемы. Каждая научная школа является и центром образования. Жизнеспособность школы определяется способностью генерировать идеи.
Из 38 академиков в 1914 году 33 были профессорами университетов. Наличие в вузах России научных школ мирового уровня подготовило почву для развития АН в советский период. К 1917 году в России функционировало около 105 вузов, а в Императорской Академии наук было немногим более 100 научных работников.
Иркутский государственный университет создавался силами представителей ведущих университетов России на принципах и по модели, принятой в дореволюционной России.
Научными школами держится высокий престиж лучших университетов России. Опережающим развитием фундаментальных исследований отличаются они от других вузов. Соотношение на научном поле университета территории, занятой признанными научными школами к остальному научному пространству и есть показатель уровня и зрелости университета.
Развитие существующих научных школ, появление новых, одна из самых развитых инфраструктур вузовской науки поставили университет в ряд с лучшими вузами СССР уже в конце 70-х годов.
Региональный классический университет функционирует на конкретной территории и, являясь эталонным центром знания, непосредственно влияет на интеллектуальный уровень региона, в свою очередь, региональная среда обитания университета накладывает неповторимый отпечаток на формирование направлений научных исследований, всю деятельность вуза. Развитие федерализма ведет к повышению роли регионов в устойчивом развитии страны. Региональные исследования органически переплетаются с общероссийскими и международными.
В последние годы в стране идут интеграционные процессы, связывающие в выполнении научных задач учреждения Академии наук и вузов. В ряде краев, республик и областей созданы Региональные научно-образовательные комплексы, в которые входят учреждения СО РАН и вузы.
В наше время современный классический университет представляется как гибкий научно-образовательный комплекс, где две составляющие: фундамент опоры (гуманитарные и естественные науки), скрепленные диффузией (взаимопроникновение наук), дают стабильную устойчивость существованию образовательных структур и созданию новых, вызванных требованиями сегодняшнего дня научных, учебно-научных, учебных подразделений, отражая реакцию университета на изменения окружающей среды.
С целью сохранения, развития, восстановления роли ведущих университетов Минобразование России в 1992 году организовало научно- исследовательскую программу «Университеты России», приступило к разработке программы «Федеральный исследовательский университет». К ведущим классическим университетам постепенно начинает возвращаться роль научных центров, где фундаментальная наука будет главной составляющей деятельности университета, определяющей уровень подготовки специалистов.
Похожие статьи