В конструкции современных автомобилей много устройств и различных систем, повышающих экологичность транспортного средства. Серьезным источником загрязнения выступают картерные газы (КГ). Чтобы не допустить их выброса в окружающую среду, предусмотрен клапан системы вентиляции картерных газов (КВКГ). Эта деталь работает только в одном направлении, выпуская отработанные газы, проникшие в картер. Работу данного устройства не видно, поэтому многие задаются вопросом, для чего нужен клапан вентиляции картерных газов. Не удивительно, ведь он редко ломается, и мало кому приходится с ним сталкиваться. Чтобы стало все понятно, рассмотрим принцип работы этого узла и причины его внезапного выхода из строя.
Содержание
Что будет, если убрать клапан вентиляции картерных газов
Для начала следует понять, откуда они там берутся. По сути, это те же отработанные газы, которые не попали в выхлопную систему, а проникли в картер через компрессионные кольца. Если забит клапан вентиляции картерных газов, они будут скапливаться в моторе под крышкой клапанов. Это создает излишнее давление и гремучую смесь, так как КГ смешиваются с присутствующим в картере масляным туманом. Отсюда и ответ на вопрос о том, где находится клапан вентиляции картерных газов, так как логично его размещение в корпусе клапанной крышки.
В конструкции многих двигателей предусмотрены специальные каналы, по которым КГ поднимаются и попадают в клапан вентиляции картерных газов, на что влияет их высокая температура. За счет нее происходит естественная конвенция, и любые вещества в газообразном состоянии поднимаются наверх. Чтобы понять, на что влияет клапан вентиляции картерных газов, достаточно знать, что все горючие пары с нижней части мотора возвращаются за счет этого устройства обратно в рабочие цилиндры и догорают там. Поэтому некорректная работа КВКГ приводит к нестабильной работе двигателя.
Устройство клапана вентиляции картерных газов
Благодаря односторонней работе, КВКГ имеет простую конструкцию, в которой практически нечему ломаться. Чаще всего достаточно обычной чистки, когда забит клапан вентиляции картерных газов. В его конструкции имеются следующие детали:
- корпус;
- крышка;
- поворотная пружина;
- входной и выходной штуцеры;
- шток;
- мембрана.
Исходя от производителя, устройство клапана вентиляции картерных газов может иметь незначительные отличия. Но рабочий процесс у всех одинаковый, и задача заключается в отведении КГ в воздушную систему или в коллектор впуска. В обоих случаях горючие пары попадут в обратно камеры сгорания и догорят за счет вспышки горючей смеси.
Как работает клапан вентиляции картерных газов
Данное устройство работает без использования энергоносителей, так как механизм срабатывает при достижении в нижней части силового агрегата избыточного давления за счет КГ. Рассмотрим, как должен работать клапан вентиляции картерных газов. В основном в картерном пространстве должно поддерживаться давление примерно 1 Атм. Когда давление КГ выходит за это значение, отгибается мембрана и открывается камера низкого давления. За счет этого через клапан вентиляции картерных газов, принцип работы которого основан на мембране, КГ выходят в коллектор впуска.
Камера низкого давления открывает путь к коллектору за счет штока, который под воздействием отгибающейся мембраны перемещается и отпирает камеру высокого давления. Клапан системы вентиляции картерных газов снова закрывается, когда натиск КГ снижается до 1 Атм. Благодаря такому техническому решению в нижней части двигателя поддерживается постоянное давление. Зная, как работает клапан вентиляции картера, можно понять, какие возможны поломки данного устройства. Не следует игнорировать признаки его некорректной работы, которые мы рассмотрим ниже.
Признаки неисправности клапана вентиляции картерных газов и причины поломок
Понять неисправность именно этого устройства сложно, так как симптомы схожи с поломками других деталей двигателя. Поэтому проверке подлежат несколько систем, отвечающих за работу мотора. В основном, если некорректно работает клапан вентиляции картерных газов, признаки неисправности характеризуются следующим:
- Появляется вибрация двигателя.
- После прогазовки в коллекторе впуска отчетливо слышно шипение.
- Обороты двигателя начинают плавать.
- Тяговые свойства мотора заметно ухудшаются при 3-5 тысячах об/мин.
В зависимости от того, в каком состоянии клапан вентиляции картерных газов, симптомы могут появляться по разным причинам. Но основная из них — разгерметизация. Рассмотрим ее более подробно.
Разгерметизация
Происходит в результате повреждения корпуса устройства. Также причиной могут выступать изношенные уплотнения. В обоих случаях подсасывается воздух, а признаки неисправности клапана вентиляции картерных газов в данном случае характеризуются свистом со стороны КВКГ и затрудненным запуском мотора. У данной поломки может быть много причин:
- заклинивание в открытом или закрытом положении;
- производственный брак;
- задиры на поверхности деталей;
- разрушение пружины;
- масляные отложения в корпусе устройства;
- повреждение мембраны.
Если по этим причинам заклинил клапан вентиляции картерных газов, симптомы зависят от положения штока. Если заклинивание произошло в открытом состоянии, следует ожидать неустойчивой работы силового агрегата. Когда устройство сломалось в закрытом положении, появляются плавающие обороты и гарантирован трудный запуск мотора.
Клапан вентиляции картерных газов: как проверить и почистить
Проверить данное устройство можно физическим и диагностическим методом. Для осуществления диагностики требуются:
- помощник;
- автомобильный сканер;
- ноутбук;
- специальное программное обеспечение.
Таким способом лучше проверять работу устройства в условиях СТО. Также рассмотрим, как проверить клапан вентиляции картера физическим способом. Для начала устройство необходимо демонтировать и осмотреть на наличие загрязнений. Учитывая присутствие масляного тумана, грязь будет на входном патрубке.
На вопрос о том, как почистить клапан вентиляции картерных газов, ответ будет — с осторожностью. По возможности нужно использовать состав без агрессивных химических веществ. Для удаления масляного налета достаточно спиртосодержащего средства. После чистки необходимо ртом продуть устройство через оба патрубка. Если через входной патрубок КВКГ продувается, а через выходной нет, устройство работает. Если продувается и через выходной, значит требуется замена этой детали.
Похожие статьи