ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Старцев М.Ю.

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Нижневартовск, Россия

Рассматривая многовековую историю развития человеческого общества через призму гуманитарного научного знания, можно отметить непреодолимое стремление человека найти смысл собственной жизни и реализовать его. Ценностно-смысловая сфера эволюционирует и развивается параллельно развитию человеческого вида, постепенно переходя из мира предметного в некое новообразование — мир идеального. Имея своим основанием и первоисточником философию, понятие ценность проникает во все области человекознания, становясь категорией поистине междисциплинарной. Такое положение дел ставит в тупик многочисленных исследователей ценностно-смысловой сферой, которые пытаются дать однозначное толкование понятию ценность. При этом, некоторые из них относят ценность к категориальному аппарату одного, порой достаточно узкого, научного направления, не замечая при этом других граней этого сложного понятия.

Существенной проблемой при рассмотрении ценностно-смысловой сферы личности является и то, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом. В современной философии и психологии понятие ценности определяется с позиций пяти различных точек зрения, которые принято считать проекциями ценности на определенную плоскость научного знания. Сюда входит определение ценности как атрибута какого-либо элемента предметного мира с одновременным непризнанием за ней статуса самостоятельной структуры. Вторая точка зрения раскрывает понимание ценности как сугубо индивидуальной реальности, значимой только для переживающего ее субъекта. Противоположная ей теория трактует ценность как исходно надындивидуальную реальность, имеющую субъективно- психологические корреляты. Существует еще одна точка зрения, объединяющая в себе два отмеченных подхода и рассматривающая ценность, как в надындивидуальной, так и в индивидуально-психологической ипостаси, что лучше всего может быть выражено через противопоставление «эталон — идеал» [1, 63].

Исходя из изложенных выше концепций, Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей. Исходная и основная форма существует в виде общественных идеалов, то есть выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни. В этом своем выражении ценности относятся к категории «социальных представлений». Но социальные ценностные представления, при всей значимости, не могут быть познаны непосредственно. Более прямым и адекватным выражением ценностных идеалов служат их зафиксированные в культуре предметные воплощения, причем воплощением может выступать либо сам процесс деятельности — деяние, — либо объективированный продукт деятельности — произведение. Говоря о бытии ценностей в структуре личности индивидов, следует отметить логическое условие существования предметно воплощенных ценностей: предметное воплощение осуществляется только посредством целенаправленной деятельности людей, ориентированной на эти ценности. Мотивация этой деятельности исходит не из абстрактных социальных ценностей, а из личностных ценностей индивидов; «лишь приняв форму личностной ценности, ценностный идеал может найти путь к предметному воплощению» [3, 128].

Согласно концепции модернизации российского образования исследование психологических механизмов становления социально-активной саморазвивающейся личности представляет одну из актуальных задач современного общества. Однако, в теории и практике высшего образования, как приоритетные, представлены проблемы психологии обучения, профессиональной подготовки, интеллектуального развития студентов. Сегодня, когда большинство стран переживает мировой экономический кризис, на первый план выходят и актуализируются негативные тенденции, которые ранее коренились в самой структуре социума, скрывались под его видимым благополучием. Среди них особо важное место занимают такие тенденции, как девальвация истинных общечеловеческих ценностей, отсутствие у современного человека интереса и эмоциональной насыщенности жизни, удовлетворенности самореализацией, ощущения способности влиять на ход собственной жизни и, конечно, потеря человеком уверенности в возможность самостоятельного осуществления жизненного выбора.

При неизменном положении дел и дальнейшем развитии указанных тенденций, как прогнозируют специалисты, можно будет говорить о переживании человеком «экзистенциального вакуума» [6, 34], свидетельствующего о бессмысленности существования. Отсюда возросший интерес к проблеме исследования и формирования ценностно-смысловой сферы личности, что находит свое отражение в ежегодных симпозиумах и конференциях, посвященных психологическим, философским и аксиологическим проблемам смысла жизни. На них ученые разных стран демонстрируют свои достижения в решении указанных выше проблем, что способствует обмену, накоплению и обобщению знаний, практических приемов и навыков. Темами основных докладов последнего симпозиума являются: введение исследования смысложизненных ориентаций в личностный контекст (В.Э. Чудновский), смысл жизни как катализатор и генератор всех смыслодинамических процессов (Н.И. Нелюбин), смысл жизни и смерти как единое целое (Л.Б. Волынский, Н.А. Медведева, В.А. Медведев), вера как механизм обретения жизненного смысла (Т.П. Скрипкина), динамические составляющие смысла жизни (В.Г. Асеев), исследование смыслов профессиональной деятельности педагогов (А.А. Лебедева, Н.Г. Золотова, А.М. Федосеева, И.М. Бибичкова-Павлова), формирование у старшеклассников высоких жизненных смыслов (Н.Я. Тайчинова, М.Г. Тайчинов), формирование ценностно-смысловых ориентаций на этапе юношеского самоопределения (И.А. Дацишина) и т.д. Проблема смысло-жизненных ориентаций студентов высших учебных заведений особенно малоизученна.

Целью первого этапа нашего исследования явился сравнительный анализ детерминированности жизненных целей, ориентаций и смыслов у студентов-психологов первых и пятых курсов. В качестве основного инструментария нами был применен опросник смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, изначально разработанный Д. Крамбо и Л. Махоликом (в оригинале он назывался «Purpose in Life Test»). В его основе лежит идея противопоставления «пиковых переживаний», свидетельствующих о «полноте Бытия», онтологической значимости жизни и переживания «экзистенциального вакуума». Д.А. Леонтьев разработал и адаптировал русскоязычную версию. В тесте смысло-жизненных ориентаций жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов.

По полученным результатам можно сделать следующие выводы: среди студентов первого курса преобладают такие категории жизненных смыслов, как экзистенциальные (36% выборки; среднее значение — 12.88; дисперсия — 20.19; мода — 11; медиана — 12), семейные (34% выборки; среднее значение — 11.32; дисперсия — 21.31; мода — 8; медиана — 11), альтруистические (20% выборки; среднее значение — 12.88; дисперсия — 20.19; мода — 11, медиана — 12). Среди студентов пятого курса преобладают статусные (44% выборки; среднее значение — 11.12; дисперсия — 22.44; мода — 7; медиана — 11), коммуникативные (32% выборки; среднее значение — 11.04; дисперсия — 6.29; мода — 10; медиана — 10) и категория самореализации (32% выборки; среднее значение — 11.64; дисперсия — 16.91; мода — 14; медиана — 12). Таким образом, от первого курса к пятому происходит существенное изменение жизненных ориентаций у студентов университета.

На втором этапе пилотажного исследования были рассмотрены те изменения ценностных ориентаций, которые произошли у студентов бывшего первого курса за учебный год. Математическая и статистическая обработка полученных данных позволяет судить о значительном изменении в общей системе ценностей испытуемых, некоторой переориентировке ее составляющих. Так, например, ярко выражено обострение бытийных, экзистенциальных смыслов (увеличение на 60% по сравнению с показателями 2008 года), статусных ценностей (увеличение на 47.6%), но в противовес этому ослабление альтруистических и семейных потребностных категорий — 37.5 и 63.6% соответственно.

Полученные данные требуют уточнения на других выборках испытуемых, в частности необходимо проследить динамику развития ценностно-смысловой сферы студентов от первого курса до последнего и исследовать факторы, на них влияющие.

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999
  2. Вайзер Г.А. XII Симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. 2007. том 28. №6. с. 118-121.
  3. Леонтьев Д.А. Поиск смысла в новом тысячелетии // Психологический журнал. 2001. том 22. №1. с. 129-130.
  4. Варламова Е.П. I Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии // Психологический журнал. 2001. том 22. №5. с. 113-119
  5. Вайзер Г.А. VII Симпозиум «Психологические аспекты смысла жизни, акме и счастья» // Психологический журнал. 2001. том 22. №6. с. 117-121
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h