ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

Статья посвящена вопросам эффективности условного осужления по отношению к несовершеннолетним. В ней отмечается, что существуют опрелеленные проблемы как нормативно-правового, так и организационного характера, возникающие в холе применения ланной меры уголовно-правового характера. В частности, выявлены несоответствия уголовно-правового и интерпретационного толкования начала течения испытательного срока, исслелованы обязанности, возлагаемые сулом на несовершеннолетнего при его условном осужлении, а также сформулированы авторские прелложения по нивелировке ланного института уголовного права.

Ключевые слова: испытательный срок, обязанности, уголовно-исполнительная инспекция, условное осужление, эффективность.

Законодатель связывает условное осуж­дение с возможностью исправления осуж­денного несовершеннолетнего без реального отбывания наказания, т. е. в социуме. Сле­дует констатировать, что условное осужде­ние для несовершеннолетних становится, по сути, альтернативой лишению свободы (ус­ловное осуждение при назначении исправи­тельных работ составляет менее 3 %). По данным Управления Судебного департамен­та при Верховном Суде Республики Саха (Якутия), условное осуждение несовершен­нолетним назначается примерно в 70 % слу­чаев, причем в последние годы назначение данной меры уголовно-правового характера имеет достаточно устойчивую тенденцию к снижению.

Назначение условного осуждения несо­вершеннолетним формально ограничено — имеется в виду, что из всех видов наказания к ним применимы только два (исправитель­ные работы и лишение свободы на срок до восьми лет). Последнее ограничение — срок лишения свободы до восьми лет — было вве­дено законодателем в декабре 2003 г., когда уголовное законодательство подверг­лось существенным корректировкам и изме­нениям, причем не всегда социально обус­ловленным (о чем свидетельствует явно по­спешное исключение конфискации имуще­ства из норм УК РФ и ее последующее вве­дение, но уже как меры уголовно-правового характера). В проанализированных поста­новлениях пленумов Верховного Суда Рос­сийской Федерации не установлено никаких новых (по сравнению с УК РФ) ограниче­ний. Несомненно, это правильно, так как постановление пленума — это толкование уголовно-правовых норм, а не их замена.

Это, собственно говоря, достаточно усе­ченный вариант условного осуждения в той транскрипции, что к совершеннолетним осужденным может быть применен гораздо больший спектр видов наказания, чем к не­совершеннолетним, и соответственно среди тех видов наказания, которые могут считать­ся условными, к несовершеннолетним при­менимы лишь два. Конечно, такая позиция законодателя в определенной мере обосно­вана, однако она сужает пределы правовой возможности суда назначения несовершен­нолетним условного осуждения. По сути, су­ды, признавая несовершеннолетнего способ­ным исправиться без реального наказания, могут (с применением условного осуждения) назначить только два вида наказания — ис­правительные работы или лишение свободы. Причем следует отметить, что в большинст­ве приговоров суда в качестве наказания фи­гурирует лишение свободы.

Эффективность условного осуждения несовершеннолетних необходимо рассмат­ривать с позиции характеристики поведения условно осужденного несовершеннолетнего. При назначении условного осуждения в со­ответствии с ч. 3 ст. 73 УК РФ суд устанав­ливает испытательный срок, в течение кото­рого несовершеннолетний должен своим по­ведением доказать исправление. В испыта­тельном сроке выражается сущность услов­ного осуждения. Именно в этот период времени несовершеннолетний счита­ется судимым. Так, Т.Г. Веретенникова по­лагает, что испытательный срок — это пери­од времени, необходимый для проверки обоснованности решения суда об условном осуждении и организации специального контроля за поведением условно осужденно­го.

Следует учитывать при этом, что в на­стоящее время начало течения испытатель­ного срока не является однозначным. Так, в п. 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказа­ния» указано, что по смыслу уголовного за­кона испытательный срок, назначенный при условном осуждении, исчисляется с момента провозглашения приговора, по­скольку этим судебным решением на осуж­денного возлагается обязанность своим по­ведением доказать свое исправление незави­симо от обжалования приговора суда. Одна­ко в ст. 189 УПК РФ закреплено, что испы­тательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Со­ответственно данное толкование противо­речит уголовно-исполнительному законода­тельству. В этой связи возникает вопрос: образуется ли совокупность приговоров при совершении виновным нового преступле­ния после провозглашения приговора, но до вступления последнего в законную силу. В п. 36 постановления отмечается: «При со­вершении лицом нового преступления по­сле провозглашения приговора за предыду­щее преступление судам следует исходить из того, что, поскольку вынесение пригово­ра завершается его публичным провозгла­шением, правила назначения наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ) применяются и в случае, когда на момент совершения осужденным лицом нового преступления первый приговор не вступил в законную силу». Эта же мысль проводит­ся в п. 44, где утверждается, в частности: «По смыслу уголовного закона испытатель­ный срок, назначаемый при условном осуждении, исчисляется с момента провоз­глашения приговора, поскольку этим су­дебным решением на осужденного возлага­ется обязанность своим поведением дока­зать свое исправление, независимо от обжа­лования приговора суда в апелляционном или кассационном порядке. Оставление приговора без изменения означает под­тверждение его законности с указанного в приговоре срока». Почему же Пленум Верховного Суда принял за основу лишь одну точку зрения, не приведя при этом до­статочных аргументов? Вынесение пригово­ра действительно заканчивается его оглаше­нием, но не означает вступления в закон­ную силу: уголовно-процессуальное зако­нодательство в этой части однозначно и не допускает расширительного толкования.

Подобного мнения придерживаются и некоторые ученые. С ним в общих чертах можно согласиться, считая постановление Пленума актом толкования правовых норм и учитывая, что оно не может противоречить материальным и процессуальным нормам права. Но, справедливости ради, следует от­метить, что вопрос о целесообразности нача­ла исчисления испытательного срока остает­ся открытым, и в научном мире по этому по­воду ведутся дискуссии, так как Пленум, по сути, улучшает положение условно осужден­ного несовершеннолетнего. Однако, как представляется, подобные изменения долж­ны быть внесены на законодательном уров­не, а не в интерпретационном акте Верхов­ного Суда.

Устанавливая продолжительность испыта­тельного срока, законодатель определил лишь самые общие его черты. Так, в ч. 3 ст. 73 УК РФ оговариваются временные границы испытательного срока: минимум — полгода (шесть месяцев) — в случае осуждения несо­вершеннолетнего к лишению свободы на срок до одного года, максимум — пять лет (при назначении срока лишения свободы свыше одного года). Сообразуясь с этими временными границами, суд сам устанавли­вает продолжительность испытательного срока. По мнению В.Д. Филимонова, осно­ванием для определения размера испыта­тельного срока должен быть характер и сте­пень общественной опасности личности ви­новного. Его продолжительность должна быть достаточной для того, чтобы суд мог убедиться в правильности избранной меры.

По полученным данным, распределение испытательного срока при условном осужде­нии несовершеннолетних следующее: как правило, суды в большинстве случаев уста­навливают испытательный срок, не превы­шающий двух лет (79 %), в том числе срок испытания до года включительно был уста­новлен в 30,7 % случаев. Более длительные сроки испытания распределились следую­щим образом: 2,5 года — 1,4 %; 2,6 года — 1,4 %; 3 года — 1 6%; 4 года — 1,4 %.

Как было установлено, около 2/3 пре­ступлений приходится на первый год после постановки несовершеннолетнего осужден­ного на учет. Это подтверждено и исследо­ваниями ученых, изучавших преступность условно осужденных несовершеннолетних в других регионах. Связано это в первую очередь с тем, что несовер­шеннолетние, осужденные условно, не мо­гут свыкнуться с правовыми ограничения­ми, налагаемыми на них вследствие осуж­дения, не могут адаптироваться к новому социальному статусу осужденных именно потому, что остаются на свободе и стерео­типно, порой бессознательно, ведут себя так же, как и до осуждения. Нет такой «встряски», как арест, изоляция, охрана, способствующие к переоценке ценностей, социальных ролей, определению нового статуса.

На страницах научной литературы по поводу продолжительности испытательного срока существуют две точки зрения. Соглас­но первой испытательный срок в пределах от полугода до пяти лет вполне достаточен для исправления условно осужденных несо­вершеннолетних. Согласно другой точке зрения наиболее обоснованы пределы испытательного срока от года до трех лет. Последняя позиция представляется научно обоснованной и поэтому правиль­ной, так как практика свидетельствует, что осуществление эффективного контроля за условно осужденным возможно лишь в тече­ние непродолжительного срока времени. Кроме того, решающими в деле ис­правления осужденного являются первые го­ды течения испытательного срока, пока еще нет привыкания.

Важным показателем эффективности ус­ловного осуждения являются данные, харак­теризующие в количественном отношении факты несоблюдения условно осужденными тех обязанностей, которые на них наклады­ваются как законодательством (запрет совер­шать правонарушения), так и судом при по­становлении приговора.

В ходе проведения исследования был осуществлен опрос несовершеннолетних, осужденных условно и состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Среди других был задан вопрос об отноше­нии к условному осуждению. Большинство посчитали его наказанием за совершение преступления (85 %), 15 % же считают его освобождением от отбывания наказания. На всех опрошенных судом возлагались обязан­ности встать на учет в уголовно-исполни­тельной инспекции, периодически являться в уголовно-исполнительную инспекцию, не менять место учебы или работы и пр. 83 % опрошенных несовершеннолетних посчита­ли возложенные обязанности справедливы­ми. В ходе опроса было выяснено, что ус­ловно осужденные несовершеннолетние по­нимают, что в случае неисполнения возло­женных обязанностей существует угроза ре­ального применения наказания. Как выяс­нилось, только 40 % опрошенных условно осужденных несовершеннолетних пришли в уголовно-исполнительную инспекцию само­стоятельно (большинство было вызвано по­весткой). Это можно объяснить причинами психологического характера: ознакомившись с приговором, несовершеннолетний пони­мает, что к нему не будет применено «реаль­ное» наказание; подсознательно он трактует это как освобождение от наказания (в созна­нии большинства несовершеннолетних су­ществуют как бы два полюса: лишение сво­боды и собственно оставление на свободе. При применении условного осуждения не­совершеннолетний понимает, что не будет изолирован от общества. Понимание того, что он судим и на него накладываются опре­деленные правоограничения и обязанности, уже не так остро).

В свою очередь, сотрудники уголовно- исполнительной инспекции считают, что наибольшим предупредительным потенциа­лом обладает обязанность встать на учет в уголовно-исполнительную инспекцию. Это объясняется тем, что наряду с регистрацией условно осужденные несовершеннолетние обязаны периодически являться в инспек­цию, где с ними проводятся беседы профи­лактической направленности. Кроме того, представляет определенный интерес и ин­тенсивность явок условно осужденных не­совершеннолетних. Обычно, возлагая по­добную обязанность, суды устанавливают периодичность явки два раза в месяц. Од­нако существует прецеденты и более частой явки.

Хотелось бы отметить, что обязанности, возлагаемые на условно осужденного несо­вершеннолетнего, должны быть реально ис­полнимы. По данным исследованных мате­риалов уголовных дел, а также учетно-про- филактических карточек (дел) условно осуж­денных несовершеннолетних, было установ­лено, что зачастую на них возлагается не­сколько обязанностей.

Думается, обязанности встать на учет и являться в уголовно-исполнительную ин­спекцию, не менять постоянного места жи­тельства без уведомления соответствующего специализированного органа, которые наи­более часто возлагаются судами Республики Саха (Якутия) на условно осужденных несо­вершеннолетних, реально выполнимы. Кро­ме того, сотрудники уголовно-исполнитель­ной инспекции в состоянии проверить их выполнение.

Но реальность некоторых обязанностей зависит не только и не столько от условно осужденного несовершеннолетнего. Напри­мер, исполнение обязанности трудоустро­иться практически нереально. Суды в Яку­тии не практикуют назначение несовершен­нолетним такой обязанности, как «пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания», но, справедливости ради, следует отметить, что и эта обязанность для подростка трудно­выполнима — лечение от подобных болез­ней дорогостоящее, а если у подростка сложная жизненная ситуация, то выполнить ее вообще не представляется возможным. В этой связи некоторые исследователи предла­гают обратить внимание на практику совет­ского государства, в частности, обязывание организаций трудоустраивать лиц, освобо­дившихся из мест лишения свободы, и лиц, к которым применялись меры уголовно-пра­вового характера. В противном случае при отсутствии работы, а значит, заработка и средств к существованию, применение ус­ловного осуждения может превратиться в фикцию. Более того, при существующем по­ложении для некоторых категорий лиц под­час более эффективным будет реальное от­бывание наказания осужденного в местах лишения свободы (там есть работа и более строгий контроль), чем применение услов­ного осуждения.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h