ЭКСПЕРИМЕНТ В ИЗУЧЕНИИ АССОЦИАЦИЙ ИНДИВИДА

Попова В.А.

Студентка, кафедра теоретической и прикладной лингвистики Ульяновский государственный технический университет

Лингвистика XX в. достигла виртуозности в анализе правильных текстов. Но все эти тексты к моменту анализа были уже готовы. Поэтому все многочисленные методы исследования были связаны с пассивным наблюдением материала.

Поворот лингвистики к говорящему человеку, к ситуации дал возможность исследователю активно организовывать материал, создавая нужный тип ситуации. Так в лингвистику пришел принцип эксперимента, значительно расширивший возможности изучения закономерностей речевой деятельности [3, 81].

Ассоциативный эксперимент — это прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. В психологическом словаре ассоциативный эксперимент определяется как особый метод исследования мотивации личности [2, 26].

Обычно различают три вида ассоциативных экспериментов:

1)     свободный, в котором испытуемому предлагают ответить словом, первым пришедшим в голову при предъявлении слова — стимула, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слова;

2)       направленный, в котором экспериментатор некоторым образом ограничивает выбор слова, накладывая определенные ограничения (например, отвечать только существительными и т.д.);

3)        цепной, в котором испытуемому предлагают ответить любым количеством слов, первым пришедшим в голову при предъявлении слова — стимула, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слов.

Свободный ассоциативный эксперимент

Пожалуй, это самый простой из экспериментальных методов. Дается слово-стимул, на которое испытуемый должен дать любое слово-ответ. Сам этот метод возник первоначально в психиатрии, где он и сейчас еще используется, например, при установлении диагноза шизофрении, так как у таких больных очень странные, необычные ассоциации.

Наиболее распространенное деление ассоциаций на парадигматические и синтагматические. Если и стимул, и ответ относятся к одной части речи (стол-стул), то такая ассоциация считается парадигматической, если к разным (стол-письменный), синтагматической.

Здесь и отношения род-вид, при которых ответ либо является отдельным словом с более частным, узким значением (фрукт-яблоко), либо составляет со словом стимулом более точное наименование (фрукт-вкусный фрукт). Здесь и отношения вид-род, при которых ответ является словом с более широким, размытым значением (друг-он). Здесь и синонимы (друг- товарищ), и антонимы (друг-враг).

Богатство и разнообразие ассоциативных связей позволило ученым предположить, что в сознании людей наименования группируются в сложные комплексы — так называемые ассоциативные поля. Такое ассоциативное поле у каждого человека свое и по составу наименований, и по силе связей между ними. И актуализация той или иной связи в ответе зависит от ситуации (друг- Петя).

На характере ассоциаций сказывается и возраст, и особенности географических условий, и профессия человека. Например, в группе студентов цикла прикладной лингвистики на стимул текст большинство ответили: перевод, а среди студентов специальности «издательское дело и редактирование»: книга. По данным А.А. Леонтьева, на стимул кисть житель Ярославля ответил: рябины, а житель Душанбе — винограда, дирижер ответил: плавная и мягкая, медсестра — ампутация, а строитель — волосяная. [3, 85].

Экспериментальное изучение направленных ассоциаций.

Метод свободной ассоциации может выявить хотя и многое, но далеко не все. Ограниченность его состоит в том, что он, хорошо выявляя наиболее стандартные, частотные ассоциативные связи наименований, гораздо хуже «работает», когда нужно выявить менее частотные и потому более слабые, глубинные связи.

Чтобы изучить эти связи нужно сделать ассоциацию не свободной, а направленной, т.е. в экспериментальном задании или в характере стимула сделать некоторые ограничения, сузить зону ассоциативного поиска у испытуемого, по возможности отсечь ему пути к наиболее стандартным ассоциациям. Тогда-то их место неизбежно займут более глубинные. Показать этот механизм можно, например, на таком эксперименте.

Если носителя русского языка попросить дать слово, противоположное по значению слову холодный, то он в двух из трех случаев ответит горячий. Это задание дать антоним уже делает ассоциацию направленной. Усилим эту направленность, изменив стимул — холодная вода. Число ответов горячий (горячая вода) останется преобладающим, даже возрастет почти до 90%. За счет чего? За счет того, что мы отсекли ассоциации с ситуациями типа холодный зимний день (где основной антоним-теплый).

Еще больше сузим направление ассоциации: зададим стимул холодная вода в кастрюле. В итоге те же 9 из каждых 10 ответов — горячий.

Если сузим направление ассоциации по-другому: холодная вода в реке. Опять почти 90% одинаковых ответов, но уже совсем иных- теплый.

В целом, все зависит от глубины залегания типов ситуаций в ассоциативных полях человека. Итак, по-разному варьируя актуальность при поиске, по-разному направляя ассоциации, мы можем получить самые разнообразные результаты экспериментов и вскрыть самые глубокие ассоциативные связи нашего сознания, тем самым гораздо более точно и всесторонне изучить механизмы речевой деятельности [3, 90].

Одной из разновидностей направленного ассоциативного эксперимента в психодиагностике является, например, методика неоконченных предложений. Так, например, предложение вода в реке была… большинство респондентов продолжили прилагательными: 50%-холодная, 10%- прозрачная, также встречались ответы: голубая, теплая, грязная, синяя, темная.

Цепной ассоциативный эксперимент

В цепном ассоциативном эксперименте испытуемому предлагается ответить за ограниченный временной промежуток любым возможным количеством слов. Под цепной ассоциативной реакцией понимают неуправляемое, спонтанное, протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта. В цепном ассоциативном эксперименте измеряется общий объем продуцируемых ассоциаций за единицу времени (чаще всего за 1 мин), опуская при этом длительность латентного (скрытого) периода формирования ассоциаций. Главным индикатором качества цепных ассоциаций является структура ассоциативного ряда [1, 149-151]. Однако этот тип ассоциативного эксперимента страдает одним существенным недостатком — в нем наблюдается значительная связь между последовательно наступающими реакциями. Нередко оказывается, что реакция является фактически не реакцией на первоначальный стимул, а реакцией на предшествующую реакцию, оказавшуюся новым стимулом.

При точном соблюдении инструкции перечисляемые испытуемыми слова независимо от его воли объединяются по смыслу в так называемые семантические гнезда. (Например, в наборе ассоциаций, данных на стимул вода: кран, ванна, водопад, природа, озеро, пот, бег можно обнаружить три семантических гнезда.) При этом размер семантических гнезд может быть разным: одно гнездо может включать в себя от одного до нескольких слов.

Итак, введение ассоциативного эксперимента в лингвистику чрезвычайно обогатило представление лингвистов и о связях наименований, и об их вариативности, и об особенностях их функционирования. И объективное изучение высших ассоциативных процессов, как в норме, так и в патологии, представляет собой одну из сложнейших и далеко ещё не решенных задач.

Литература

  1. Практикум       по общей и экспериментальной психологии, Л., ЛГУ, 1987, с.149-151.
  2. Психологический      словарь под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. . — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440с.
  3. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова: Кн. Для внеклас. чтения. 8-10 кл. — М.: Просвещение, 1983, с. 80-96.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h