Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, и осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. На душе становится тоскливо.
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то просто прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света»…
Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.
— Это вам, — сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате – она всю зиму будет зелёная.
— Зачем ты её выкопал, чудак? – спросил Рувим. – Вы же говорили, что вам жалко лета, — ответил Ваня. Дед меня надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-двухлетки растут, как трава, — проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси»…
(К. Паустовский)
Задание 1.
Дать полный морфологический разбор трёх наречий и всех слов категории состояния. Как последние рассматриваются в школьном курсе русского языка?
Составить предложение с двумя словами, способными выступать в форме наречия и слова категории состояния. Доказать часть речи.
Когда:
1) местоименное наречие (относительное), обстоятельственное времени.
2) –
3) Союзное слово (?)
Гораздо:
1) Определительное наречие, количественное степени,
2) Сравнительная
3) гораздо короче – нар. «гораздо» обозначает степень проявления признака прил. «короче». Является обстоятельством.
Мгновенно:
1) Наречие, определительное, качественное.
2) – .
3) Осень проходит мгновенно – нар. «мгновенно» обозначает качественный признак действия «проходит». Является обстоятельством.
Тоскливо:
1) Душевное состояние человека
2) – .
3) Сказуемое.
Жалко:
1) Душевное состояние человека
2) –.
3) Сказуемое.
Человек в чёрном плаще тихо вошёл в залу, оставшись незамеченным, вероятно, потому, что там было шумно, из-за шепота людей, столпившихся у картины.
Тихо – наречие, определительное, качественное, т.к. выражает качественный признак действия «тихо вошёл» и является обстоятельством. Может также выступать в форме категории состояния – «в зале было тихо».
Шумно — слово категории состояния, выражающее состояние окружающей среды, обстановки «было шумно» и является сказуемым. Может также выступать как качественное, определительное наречие – «шумно выдохнул».
Задание 2.
Почему наречие считается трудной частью речи для изучения в школе? Подтвердите фактами (можно использовать материал пособия «Виды разбора на уроках русского языка», раздел «Наречие»).
Наречие является трудной частью речи для изучения в школе так как:
1) Имеет одинаковые критерии определения со словами категории состояния (принадлежность к семантическому классу, степень сравнения (при наличии), синтаксическая функция; по схемам морфологического анализа частей речи). При этом существуют слова, которые могут выступать и как наречия, и как слова категории состояния, при различных синтаксических функциях и связках с различными частями речи.
2) Для определения принадлежности к семантическому разряду, необходимо обладать понятием семантики слова, на что в школах особого упора не делается, и дети путаются, так как некоторые разряды отвечают на один и тот же вопрос. Например, из определительных наречий качественные и наречия образа и способа действия отвечают на один вопрос «как?». Также среди местоименных наречий есть наречия, относящиеся к разным семантическим разрядам, в зависимости от условий их употребления. Например, вопросительные (Где? Куда? Как? и т.д.) могут выступать и разряде относительных, но когда они в функции союзных слов.
3) Школьники нередко путают местоименные наречия и местоимения, которые отличаются возможностью склонения (местоимения могут, местоименные наречия – нет).
Задание 3.
Выписать из текста все служебные слова, распределив их по таблице. На примере одного союза, одного предлога и одной частицы показать:
А) отличие служебных слов от знаменательных;
Б) отличие служебных слов друг от друга.
Союзы |
Предлоги |
Частицы |
Когда, что, так, как, то, а. |
О, в, у, за, на, к, из, с, от. |
Не, бы, же. |
а) Знаменательные части речи:
1) Отражают различные явления объективной действительности,
2) Обладают номинативной функцией,
3) Являются членами предложения.
4) В большинстве своём способны изменяться по грамматическим категориям.
Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы):
1) Не имеют самостоятельной номинативной функции,
2) Не являются членами предложения,
3) Выражают грамматические отношения между знаменательными частями речи (связи слов и синтаксических конструкций, смысловые, эмоционально-экспрессивные значения).
4) Не изменяемые части речи.
О: предлог,
1) О том,
2) Предл.п.,
3) Объектные отношения,
4) Непроизводный (первообразный),
5) –,
6) Односложный (?).
А: союз (а то прибегал просто так),
1) Противопоставительный,
2) Сочинительный,
3) Простой,
4) Непроизводный,
5) а какие критерии «По характеру употребления в речи»? в учебнике этого не было…
Бы: частица (нам бы хотелось), значение не самостоятельно – семантику частиц называют часто оттенком значения.
1) Формообразующая,
2) Для образования сослагательного наклонения (хотелось бы),
3) Простая,
4) Непроизводная (или производная от глагола «быть»?).
б) Предлоги и союзы выражают больше грамматические и синтаксические отношения. Притом предлоги – между словами (а также служат для выражения падежных форм), а союзы выражают отношения между частями предложения. Частицы же больше обслуживают семантические потребности слов, членов предложения или целых предложения, придавая им дополнительные «оттенки значений» (подчёркивает несамостоятельность этой части речи): смысловые, модальные, эмоционально-экспрессивные (а также слово- и формообразующие). Различия этих частей речи в функциях подчёркнуты при их разборах.
Задание 4.
Привести из текста 2-3 примера, иллюстрирующие переходные явления в системе частей речи. Имеют ли эти слова (словоформы) грамматические омонимы? Если да, приведите их в контексте. Дайте объяснения.
Тоскливо – слово категории состояния. Может употребляться также в форме наречия: «тоскливо глядя на свечу…». Имеет грамматический омоним тоскливо – краткое (от полного «тоскливое») прилагательное, ср.р.
Тоскливо утро, краток день,
И краски солнца скрыла тень….
В случае, когда слово относится к категории состояния —о- является суффиксом, а в кратком прилагательном —о – окончание среднего рода.
Жалко – слово категории состояния. Может также употребляться в форме наречия: «он выглядел жалко». Не уверен, но… Имеет грамматический омоним жалко – краткое (от полного «жалкое») прилагательное ср.р.
Его одеяние жалко как у последнего бродяги, тело сильно как у идеального воина, а взгляд жесток как у самого дьявола.
В случае, когда слово относится к категории состояния —о- является суффиксом, а в кратком прилагательном —о – окончание среднего рода.
Задание 5.
Найти в тексте словоформу, которая, на ваш взгляд, требует дополнительных комментариев относительно своей частеречной принадлежности, поскольку не обладает полным набором признаков, характерных для ядерных слов соответствующей части речи. Дайте объяснение (при выполнении этого задания рекомендуется обращаться к статье В.А. Белошапковой «Гибридные слова в системе частей речи современного русского языка», РЯШ, 1971, №3)
-деепричастие
-причастие
-порядковое числительное.
Промелькнувшей – причастие. Как глагол это слово не обладает категорией лица, дабы являться ядерным словом глагольной части речи. Как прилагательное – не имеет степеней сравнения и принадлежности к лексико-грамматическим разрядам. Тем не менее от глагола это слово унаследовало такие категории как: время (прош.вр.), переходность / непереходность, возвратность (невозвр.), залог (действ.), вид (сов.в.); а от прилагательного переняло такие категории как: форма (полная), число (ед.ч.), род (жен.р.), падеж (Вин.п.). Сохраняется категориальное значение глагола (действие), смешиваясь с морфологическими признаками прилагательного, в результате чего слово получает промежуточное расположение между двумя частями речи, выделяясь в особую часть речи – причастие.
Задание 6.
Какие переходные явления в системе частей речи вы обнаружили в школьных учебниках русского языка 4 и 5, 6, 7 классов? Подтвердите это фактами из теоретического материала упражнений.
Материал взят из учебника «Русский язык. Теория» (Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. 1992г.). Учебник предназначается для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений.
Из переходных явлений в этом учебнике стоит отметить:
1) Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (§145).
Здесь рассматриваются случаи перехода слов из одной части речи в другую:
— Из прилагательного в существительное: Дежурного ученика просят зайти в учительскую (прил.) и Дежурный подал учителю список отсутствующих (сущ.).
— Из причастия в существительное: Провожающие вышли из вагона (сущ.).
— Существительные с предлогами и без предлогов в наречия: наголову, навстречу, в сердцах, босиком, на скаку, поутру. Они отвечают на вопросы не существительного, а наречия – как? куда? когда? и др. – и в предложении являются обстоятельствами.
2) Порядковые числительные (§114, с 124.)
Отмечается сходство порядковых числительных с прилагательными, но определяются они как числительные, называющие «порядковый номер предметов при их счёте».
Порядковые числительные похожи на прилагательные; они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются, как прилагательные. В предложении, как прилагательные, обычно являются определениями.
То есть в порядковом числительном сохраняется категориальное значение, но смешивается с морфологическими признаками прилагательного. Рассматривается в составе числительных.
3) Слова категории состояния (§120 «Слова состояния», с 130.)
Отмечается сходство по форме с наречиями. Оговаривается, что обозначают они душевное состояние человека, физическое состояние человека и животных, состояние природы и окружающей среды, оценку действий. В сходстве с наречиями отмечено наличие сравнительной степени у слов категории состояния, образованных от прилагательных с помощью суффикса -о. Отличием слов категории состояния от наречий указывается независимость категории состояния от других слов и способность их выступать в качестве сказуемого в безличных предложениях, что является, в свою очередь, сходством с безличными глаголами. Рассматриваются в главе «наречие», в тесной связи с ними.
4) Причастие (§132-140)
Рассматривается как отдельная часть речи, в отдельной главе. Отмечается сочетание в причастии значений и признаков двух частей речи: глагола и прилагательного.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос «какой?» Возможны также вопросы «что делающий? что сделавший?».
Общее грамматическое значение причастий – признак предмета по его действию. В предложении причастия бывают определениями и сказуемыми.
К признакам глагола у причастия относятся: возвратность, вид, время, залог.
К признакам прилагательного: род, число, падеж, полная/краткая форма.
Правописание «не» с причастиями напрямую не оговаривается как перевешивание признаков прилагательного или глагольных, но отмечается, что не с причастиями пишется раздельно, если:
— причастие имеет зависимые слова, т.е. образует причастный оборот.
— если в предложении есть противопоставление с союзом а.
Выступает больше как глагол.
И «не» с причастиями пишется слитно, если:
— причастие не имеет зависимых слов,
— причастие без «не» не употребляется
Выступает больше как прилагательное.
5) Деепричастие (§141-144)
Рассматривается как отдельная часть речи, в отдельной главе. Отмечается сочетание в деепричастии признаков глагола и наречия.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы «что делая? Что сделав? Как? каким образом? Почему? Когда? и др.».
Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия, т.е. показывает, как совершается действие. Следовательно, в деепричастиях (как в причастиях) объединяются значения двух частей речи.
Общее грамматическое значение деепричастия – обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. В предложении деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством.
К признакам глагола у деепричастия относятся: возвратность, вид, «распространяемость существительными» (так в данном учебнике называется переходность, насколько я понял).
К признакам наречия: неизменяемость, синтаксическая функция (обстоятельство).
Задание 7.
Из текстов художественных произведений (с непременным указанием автора и названия произведения), подобрать предложение объёмом в 50-60 слов (ССП, СПП, БСП или контекст простых предложений) с интересными для анализа служебными и самостоятельными словами.
А) над каждым словом текста надписать его частеречную квалификацию и подчеркнуть соответственно их синтаксической функции.
Б) выделить в тексте слова, способные иметь грамматические омонимы. Выписать выделенные слова, указав их частеречную принадлежность и дать свой контекст для их грамматического омонима.
В) провести морфологический разбор
1. производных и непроизводных служебных слов (по 2 слова),
2. всех глагольных форм (личные, инфинитив, причастие, деепричастие),
3. по одному слову на каждую именную часть речи.
А) А вот смелое надувательство. Где-то назначен загородный митинг. К месту, где он должен состояться, дорога ведёт через мост. Надувала располагается на мосту и вежливо объясняет всем, кто хочет пройти или проехать, что в графстве принят новый закон, по которому взимается пошлина – один цент с пешехода, два – с лошади или осла, и так далее, и тому подобное. Кое-кто ворчит, но все подчиняются, и надувала возвращается домой, разбогатев на пятьдесят-шестьдесят тяжким трудом заработанных долларов. Сбор денег с большого количества народу – занятие в высшей степени утомительное.
Эдгар Аллан По «Надувательство, как точная наука» перевод И. Бернштейна.
Б) Надувала (сущ.) располагается на мосту и вежливо объясняет….
Ворчливая барышня, перестав владеть своим голосом, начала буквально топать ногами, после чего, злобно глядя на обидчика, ещё долго надувала (глагол) щеки, не в силах что-либо сказать вслух.
В) 1. Служебные слова:
По которому – союз.
1) Изъяснительный,
2) Подчинительный,
3) Составной,
4) Производный от местоимения с предлогом.
Что – союз.
1) Изъяснительный,
2) Подчинительный,
3) Простой,
4) Производный от вопросительного местоимения.
Вот – частица.
1) Имеет смысловое значение,
2) Указательная,
3) Простая,
4) Непроизводная.
К — предлог.
1) К месту,
2) Дат.п.,
3) Пространственные
4) Непроизводный,
5) –,
6) Односложный (простой).
2. Глагольные формы:
Состояться — инфинитив.
1) Непереходный, возвратный, действ. залог, сов. вид, II спр.
2) Часть составного сказуемого (?).
Объясняет – спрягаемая форма.
1) Переходный, невозвратный, действ. залог, несов. вид, изъявительное накл., наст.вр., 2 л., ед.ч., I спр.
2) Сказуемое.
Заработанных – причастие.
1) Переходное, невозвратное, страд. залог, сов. вид, прош.вр.
2) Полная форма, мн.ч., Вин.п. Первый тип склонения твёрдой разновидности.
3) Определение.
Разбогатев – деепричастие.
1) Непереходный, невозвратный, сов. вид.
2) Обстоятельство.
3. Именные части речи.
Надувала – существительное.
1) Одушевленное, нарицательное, конкретное.
2) Муж.р., Ед.ч., Им.п., 1 скл.
Смелое – прилагательное.
1) Качественное, полная форма, положительная степень сравнения.
2) Ед.ч., Ср.р., Им.п. Первый тип склонения твёрдой разновидности.
3) Определение.
Один – числительное.
1) Количественное.
2) Муж.р., Ед.ч., Им.п.(один цент)
3) Подлежащее во второстепенном предложении (?).
Он – местоимение.
1) Лично-указательное
2) Муж.р., Им.п., Ед.ч.
3) Подлежащее во второстепенном предложении.
Похожие статьи