Язев С.А.
Астрономическая обсерватории ИГУ. ИСЗФ СО РАН 664009, Иркутск
Последние годы XX века ознаменовались стремительным ростом инструментальных возможностей астрономии. Начиная с 1990 года, на околоземной орбите успешно работает космический телескоп им. Э.Хаббла, давший целую серию грандиозных открытий. Вступили в строй либо близки к этому два телескопа им. Кека на Гавайях (диаметр зеркал 10 м, США), телескоп Хобби-Эберли (11.8 м, США) и аналогичный в ЮАР, два телескопа «Джемини» в южном и северном полушариях ( 8 м), телескоп «Губеру» на Гавайях (Юм, Япония), телескоп на Канарах (10 м, Испания). Развертывается уникальная Южно-Европейская обсерватория в Чили, где близки к завершению работы по вводу в строй четырех 8.2-метровых телескопов, которые, как и телескопы Кека, будут работать в режиме оптического интерферометра. Серия мощных телескопов, работающих в ультрафиолетовом, рентгеновском, гамма-диапазонах, развернута в околоземном пространстве. Межпланетные зонды в 90-ые годы проводили исследования Марса, системы Юпитера, некоторых астероидов. Получен огромный объем новых данных, сделан ряд открытий, существенно обновляющих и изменяющих наши представления о Мире.
Одновременно выдвинут ряд новых теоретических концепций, описывающих свойства Вселенной. Получила признание инфляционная теория начальной стадии существования Вселенной. Развиваются философские взгляды на проблему антропного принципа, в результате чего растет число сторонников концепции множественности вселенных с разными фундаментальными константами. Новые факты заставляют пересмотреть многие представления, касающиеся проблемы происхождения жизни во Вселенной.
Все это делает астрономию все более существенной, базовой наукой в системе современного естествознания. С точки зрения автора, эта тенденция будет только усиливаться в ближайшие годы.
В то же время существующие учебники астрономии, быстро устаревая, не отвечают современным требованиям. Преподавание астрономии ведется по схемам, принятым многие десятилетия назад. Содержательная часть учебников становится во многом неактуальной. Целые разделы должны быть изложены по- новому, многие разделы могут быть исключены, подобно исключению из курсов математики обучения пользованию логарифмической линейкой. Мног ие разделы должны быть существенно обновлены.
Уровень преподавания астрономии в средней школе в России в целом и в Прибайкалье в частности остается недопустимо низким. Об этом говорилось на международной конференции, посвященной астрообразованшо (Москва, июнь 2000 г.). На это указывают и итоги первых астрономических олимпиад в Иркутской области, проводившихся в 1999-2000 и 2000-2001 учебных годах. Судя по результатам олимпиад* лишь единичные учителя в регионе демонстрируют способность дать учащимся систематизированные знания хотя бы в объеме действующих профамм, не говоря уже об изложении новейших достижений астрономии. Остается распространенной практика написания рефератов, заменяющая курс астрономии, использование часов, выделяемых для занятий астрономией, под другие курсы. Во многих школах астрономия воспринимается как «второсортный» предмет, по которому традиционно ставятся высокие оценки, чтобы «не портить ‘ аттестат выпускника.
Практически отсутствует система подготовки и переподготовки учителей астрономии, отвечающая новым требованиям. Отсутствуют доступные современные методические пособия, учебники, рабочие тетради, содержащие новые знания в области астрономии. Ситуация усугубляется отсутствием доступных научно- популярных книг, телепрограмм с одной стороны, и широким распространением лженаучных и неквалифицированных изданий, с другой стороны, дающим искаженное и неверное представление о Вселенной. Курсы повышения квалификации учителей астрономии, проводящиеся ИПКРО с участием специалистов из астрономической обсерватории ИГУ. показывают, что многие учителя не имеют представления о современных достижениях астрономии, доступа к источникам новой информации. В то же время в среде учителей оказываются распространенными неверные и антинаучные представления в области астрологии, уфологии, солнечно-земных связей и т.д.
Описанная ситуация представляется недопустимой. По-видимому, требуется срочная подготовка и издание современных пособий, как для учителей (в первую очередь), так и для учеников. Такие разработки есть в обсерватории ИГУ, но требуется решение о их издании. Можно рекомендовать администрациям школ выписывать журнал «Звездочет», газету «Физика», где регулярно печатаются необходимые материалы по астрономии.
В астрономической обсерватории ИГУ разрабатываются два образовательных проекта. Проект «Иркутский Астрозал» предусматривает уже в 200! году открытие в обсерватории центра для публичных популярных лекций по астрономии для школьников с показом слайдов и видеосюжетов. Здесь планируются и курсы для учителей астрономии.
Второй проект — «Губернский лицей», создаваемый вместе с лицеем ИГУ, — включает в себя создание в Иркутске уникального образовательного учреждения, включающего в себя лицей, планетарий, астрономический клуб, народную обсерваторию, школьный музей науки с демонстрационными физическими установками, публичный лекторий по естественным наукам, работающий в интересах всего региона. Конкретные детали проекта прорабатываются с участием городских властей и органов образования.
Астрономическая обсерватория ИГУ открыта для широкою сотрудничества по обозначенным проблемам.
Похожие статьи