Раздел I. Введение педагогическую валеологию
Тема 1
Предмет и задачи педагогической валеологии
Здоровье и образование — проблемы и перспективы. Педагогическая валеология как отрасль валеологии. Роль педагогической валеологии в развитии системы образования.
Предмет, цели, задачи валеологии. Понятийный аппарат педагогической валеологии. Актуальные проблемы педагогической валеологии.
Тема 2
Методологические основы педагогической валеологии
Методологические основы становления педагогической валеологии. Связь педагогической валеологии с другими науками. Педагогическая валеология и философия. Педагогическая валеология и педагогика. Педагогическая валеология и психология. Педагогическая валеология и медико-биологические науки.
Методы исследования педагогической валеологии.
Раздел II. Теоретические основы содержания
валеологического образования
Тема 3
Теоретические проблемы валеологического образования
Состояние теории формирования содержания валеологического образования в педагогике. Методологические основы построения содержания валеологического образования и ее основные проблемы. Цели и задачи валеологического воспи-тания и образования.
Тема 4
Валеологизация образовательного процесса.
Валеологическое обpазование и валеологизация обpазования как условие сохpанения здоpовья субъектов обpазовательного пpоцесса. Валеологизация обpазования чеpез уpоки биологии, физической культуpы, основ безопасности жизнедеятельности, оpганизацию воспитательной pаботы в школе.
Тема 5
Региональные подходы к валеологизации воспитательно- образовательного процесса.
Методы и принципы валеологической работы в системе образования Кузбасса. Пpоблемы и пеpспективы формирования системы здорового образа жизни в области. Место образовательных учреждений в реализации программы по формированию здорового образа жизни и созданию единого адаптационно-pеабилита-ционного пpостpанства области.
Тема 6
Законодательная и нормативные акты о здоровье детей
Конвенция ООН о правах ребенка. Декларация ООН о правах инвалидов и умственно-отсталых лиц.
Закон об образовании, Базисный учебный план, Программа развития образования Кузбасса, Методологические и оpганизационные подходы к проблеме валеологического обpазования и воспитания . Отpажение в этих документах важности и условий сохpанении и фоpмиpования здоpовья субъектов образовательного пpоцесса, методологических подходов и пpактических путей к решению проблемы. Опыт школ области в фоpмиpовании валеологической сpеды в образовательных учpеждениях, функциониpования валеологических служб в pамках концепции деятельности школы.
Тема 7
Образовательные программы по валеологии
Общая характеристика учебного плана. Принципы построения учебного плана по валеологии. Функции учебного плана. Учебные программы по валеологии. Требования к построению программ по валеологии. Анализ существующих обра-зовательных программ по валеологии на соответствие требованиям.
Тема 8
Непрерывное валеологическое образование
Непрерывное валеологическое образование как условие профессионального развития педагогов. Значение непрерывного валеологического образования для формирования валеологической культуры всех субъектов образовательного процесса.
Основные условия становления и характеристики системы непрерывного валеологического образования в России и области.
Тема 9
Валеологические центры ( службы) образовательных учреждений
Организационные основы деятельности валеологической службы. Цели, задачи и содержание деятельности. Особенности организации и функционирования центров в образовательных учреждениях разных типов.
Правовая организация валеологических служб. Положение о школьной ва-леологической службе, педагоге-валеологе образовательного учреждения. Должностные обязанности работников валеологической службы, направления деятельности.
Тема 10
Педагог-валеолог в системе валеологического образования
Квалификационная характеристика педагога-валеолога. Основное содержание и организационные формы работы педагога-валеолога. Структура и содержание деятельности валеолога в образовательном учреждении.
Тема 11
Центры здоровья Кузбасса
Центры научных здоровья и развития Кузбасса как pегиональная модель осуществления контpоля за состоянием здоpовья детей и педагогов области. Роль центров в валеологическом образовании субъектов образовательного процесса. Концептуальные основания возникновения. Цели и задачи центров. Основные направления деятельности. Принципы деятельности и организации центров. Структуры Центров разного типа. Взаимодействие валеологов образовательных учреждений со специалистами центров.
Тема 12
Валеологизация воспитательно-образовательного процесса
Валеологический компонент в преподавание различных дисциплин.
Интегpация деятельности специалистов школы (администpации, валеолога, психолога, учителей ОБЖ и физической культуpы, биологии, начальных классов, медицинских pаботников) в создании валеологической сpеды в школе.
Тема 13
Здоровье как фактор профессионального развития учителя
Здоровье учителя, профессиональное здоровье учителя. Особенности профессиональной деятельности отрицательно влияющие на здоровье учителя. Профессиональные болезни педагогов.
Здоровье учителей Кузбасса: демографические тенденции, социальные, психофизиологические, адаптационные, соматические параметры. Здоровье в иерархии ценностей учителей. Особенности валеологической и медицинской активности учителей. Проблемы и основные условия формирования у педагогов мотивации сохранения своего здоровья и здоровья учеников.
Валеологическое образование педагогов как условие формирования мотива-ции сохранения здоровья. Создание условий в образовательных учреждениях, направленных на сохранение и укрепление здоровья педагогов.
Тема 14
Основы управления валеологическим образованием
Сущность и основные принципы управления валеологическим образованием.
Научно-методические наработки и опыт управления валеологизацией образова-тельного процесса на школьном, районном, городском, областном уровнях в системе образования Кузбасса.
Валеологическая компетентность руководителей системы образования. Основные компоненты валеологической компетентности. Функциональные обязанности должностных лиц по валеологизации воспитательно-образовательного процесса в школе. Валеологический анализ воспитательно-образовательного процесса в школе. Валеологический анализ урока, расписания, диагностической и коррекционно-реабилитационной работы.
Целеполагание и планирование валеологической деятельности на всех уровнях управления. Школа как образовательный центр по валеологии для всех субъектов образования.
Похожие статьи