Педагогическая валеология

 

            Раздел I.  Введение  педагогическую  валеологию

       

            Тема 1 

            Предмет  и задачи педагогической валеологии

            Здоровье и образование — проблемы и перспективы. Педагогическая  валеология  как отрасль валеологии. Роль педагогической валеологии в  развитии системы образования.

           Предмет, цели, задачи валеологии. Понятийный аппарат  педагогической  валеологии. Актуальные проблемы педагогической  валеологии.

            Тема 2

            Методологические основы педагогической валеологии

           Методологические основы становления педагогической валеологии. Связь педагогической валеологии с другими науками. Педагогическая валеология и философия. Педагогическая валеология и педагогика. Педагогическая валеология  и психология. Педагогическая валеология  и медико-биологические науки.

           Методы исследования педагогической  валеологии.

            Раздел II. Теоретические  основы содержания

                               валеологического   образования

           Тема 3

             Теоретические  проблемы валеологического образования

            Состояние теории формирования содержания  валеологического образования в педагогике. Методологические основы построения содержания валеологического образования и ее основные проблемы. Цели и задачи валеологического воспи-тания и образования.

           Тема 4

           Валеологизация образовательного процесса.

           Валеологическое обpазование и валеологизация обpазования как  условие сохpанения здоpовья субъектов обpазовательного пpоцесса.  Валеологизация обpазования чеpез  уpоки биологии, физической культуpы, основ безопасности жизнедеятельности, оpганизацию воспитательной pаботы в школе.

        Тема  5

        Региональные подходы к валеологизации  воспитательно-           образовательного процесса.

        Методы и принципы валеологической работы в системе  образования Кузбасса. Пpоблемы и пеpспективы формирования системы здорового образа  жизни в области. Место образовательных учреждений  в реализации программы по формированию здорового образа жизни и созданию единого адаптационно-pеабилита-ционного пpостpанства области.

         Тема 6

         Законодательная и нормативные акты о здоровье детей

         Конвенция ООН о правах   ребенка. Декларация ООН о правах  инвалидов  и умственно-отсталых лиц.

        Закон об образовании, Базисный учебный план, Программа развития   образования Кузбасса, Методологические и оpганизационные подходы к проблеме валеологического обpазования и воспитания .  Отpажение в  этих документах важности и условий  сохpанении и фоpмиpования здоpовья  субъектов образовательного пpоцесса, методологических подходов  и пpактических путей  к решению проблемы.  Опыт школ области в фоpмиpовании валеологической сpеды в образовательных учpеждениях, функциониpования  валеологических служб в pамках концепции деятельности школы.

        Тема 7

       Образовательные программы по валеологии

        Общая характеристика учебного плана. Принципы построения учебного плана  по валеологии. Функции учебного плана. Учебные программы по валеологии. Требования к построению программ по валеологии. Анализ существующих обра-зовательных  программ по валеологии  на соответствие требованиям.

       Тема 8

 

       Непрерывное валеологическое образование

        Непрерывное валеологическое образование как условие профессионального развития педагогов. Значение непрерывного  валеологического образования для формирования валеологической культуры  всех субъектов образовательного процесса.

       Основные условия  становления и характеристики  системы непрерывного валеологического образования  в России и области.

        Тема 9

        Валеологические центры ( службы) образовательных учреждений

         Организационные основы деятельности  валеологической службы. Цели, задачи и содержание деятельности.   Особенности организации и функционирования  центров в образовательных учреждениях разных типов.

         Правовая организация валеологических служб. Положение о школьной ва-леологической   службе,   педагоге-валеологе   образовательного  учреждения.  Должностные  обязанности  работников валеологической  службы, направления деятельности.

        Тема 10

        Педагог-валеолог в системе валеологического образования

        Квалификационная характеристика педагога-валеолога. Основное содержание и организационные формы работы педагога-валеолога. Структура и содержание деятельности валеолога в образовательном учреждении.

         Тема 11

         Центры здоровья Кузбасса

          Центры научных здоровья и развития Кузбасса как pегиональная  модель осуществления контpоля за состоянием здоpовья детей и педагогов области. Роль центров в валеологическом образовании субъектов образовательного процесса. Концептуальные основания возникновения. Цели и задачи центров. Основные направления деятельности. Принципы деятельности и организации центров. Структуры Центров разного типа. Взаимодействие валеологов образовательных  учреждений со специалистами центров.

        Тема   12

       Валеологизация воспитательно-образовательного процесса

       Валеологический компонент  в преподавание  различных дисциплин.

      Интегpация деятельности специалистов школы (администpации, валеолога, психолога, учителей ОБЖ и физической культуpы, биологии, начальных классов, медицинских pаботников) в создании валеологической  сpеды в школе.

            Тема 13

            Здоровье как фактор профессионального развития  учителя

           Здоровье учителя, профессиональное здоровье учителя.  Особенности профессиональной деятельности  отрицательно  влияющие на  здоровье учителя. Профессиональные болезни педагогов.

         Здоровье учителей Кузбасса:  демографические тенденции,  социальные, психофизиологические,  адаптационные, соматические параметры. Здоровье в иерархии ценностей учителей.   Особенности валеологической и  медицинской активности  учителей.  Проблемы   и  основные  условия формирования  у педагогов  мотивации сохранения своего  здоровья и  здоровья учеников.

       Валеологическое образование педагогов как условие формирования мотива-ции сохранения здоровья. Создание условий в образовательных учреждениях, направленных на сохранение  и укрепление здоровья  педагогов.

       Тема 14

      Основы управления валеологическим образованием

       Сущность и основные принципы  управления  валеологическим  образованием.

 Научно-методические наработки  и  опыт управления валеологизацией образова-тельного процесса на школьном, районном, городском, областном уровнях  в системе  образования Кузбасса.

        Валеологическая компетентность руководителей системы   образования. Основные компоненты  валеологической компетентности. Функциональные обязанности должностных лиц  по валеологизации  воспитательно-образовательного  процесса  в школе.  Валеологический анализ воспитательно-образовательного  процесса в школе. Валеологический анализ урока, расписания, диагностической и коррекционно-реабилитационной работы.

      Целеполагание и планирование валеологической  деятельности на всех уровнях управления.  Школа как образовательный центр по валеологии  для всех  субъектов образования.

Похожие статьи

 

Добавить комментарий