В современных системах права убийство рассматривается как одно из самых тяжких преступлений и предусматривает суровое наказание, вплоть до смертной казни. Уголовный Кодекс Российской Федерации определяет убийство как «умышленное причинение смерти другому человеку».
Жизнь — важнейшее, неотъемлемое и неприкосновенное право и благо человека. В ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах зафиксировано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни».
Психологическая теория мотивации человеческого поведения очень запутана. Большинство авторов придерживается традиционных взглядов, которые рассматривают преступление как обязательно осознанное, волевое деяние, продиктованное внешними обстоятельствами, а мотив — осознанное побуждение или осознанное потребность. Также широкое распространение имеет точка зрения о том, что мотивами могут быть помимо интересов личности ее взгляды, потребности, чувства, убеждения, идеалы, привычки и ценностные ориентиры.
Мотив преступления имеет очень важное значение, так как его понимание необходимо нам для познания причины преступного поведения. Мотив, являясь побуждением, которое сформировалось под влиянием социальной жизни, жизненного опыта и психологических свойств, включает в себя внешние (объективные) и внутренние (субъективные) причины поступка, которые определяются личностью преступника. Помимо этого мотив дает представление о глубине и степени устойчивости антиобщественных взглядов личности преступника.
Изучение криминальной мотивации, понимаемой как процесс формирования мотива преступления и его реализации, имеет большое значение для прогнозирования преступного поведения. Зная типичные криминогенные отклонения, которыми преступное поведение отличается от правомерного, и, сопоставляя их с реальной мотивацией поведения конкретных лиц, можно прогнозировать поведение этих лиц в вероятностном плане.
Наконец, на знание мотивационных закономерностей преступного поведения опирается и разработка профилактических мер, выбор наиболее оптимальных средств воздействия на личность и условия ее существования в целях предупреждения противоправного поведения.
Однако узнать реальный мотив, которым руководствовался преступник, в процессе расследования преступления иногда бывает очень сложно, из-за этого вопросы мотивации преступного поведения практически не фиксируется в процессуальных документах дела.
Практика свидетельствует, что объяснение мотивов преступлений, особенно насильственных, бывает поверхностным и не способствует решению проблем борьбы с преступностью. Наиболее характерным является приписывание конкретным формам поведения тех или иных мотивов, выведение мотивов лишь из внешней оценки преступных действий, установившихся стереотипов. Так, если преступление совершено в ситуации типичного любовного треугольника, то его мотивом признается ревность.
Нередко мотивом преступления признается то, чем объясняет его сам субъект. Однако здесь совершенно не учитывается то, что: во-первых, преступник стремится приуменьшить свою вину, скрыть часть неблаговидных поступков, свои подлинные побуждения; во-вторых, нельзя считать объясняемый мотив реально возникшим побуждением, которое толкнуло на совершение преступления (нельзя забывать о существовании неосознанной мотивации).
Таким образом идти на поводу у преступника полностью «доверяя» ему, будет ошибочно. Нередко ревность, как мотив совершение преступления, считается работниками правоохранительных органов смягчающим обстоятельством, а лицо, которое руководствуется им — достойно снисхождения.
В литературе встречаются различные определения ревности . Представляется наиболее полным и содержательным определение Б. С. Волкова, который трактует ревность как боязнь потерять любовь, дружбу, расположение или другое благо и связанное с ней стремление во что бы то ни стало удержать это благо, одному пользоваться вниманием, расположением другого лица.
Психологи различают два типа ревнивцев:
1) тираны — эгоистичные, деспотичные, и крайне вспыльчивые. Ревность этих людей может быть направлена на что угодно: профессиональные интересы супруга, его друзей и даже детей. Вид такого проявления ревности можно охарактеризовать как ревность-агрессия, которая чаще всего ведет к совершению преступлений, так как выражается в использовании силовых методов для выяснения отношений. Тиранам свойственна также деспотичная ревность; от ревности-агрессии ее отличает умеренное применение силовых методов; она в большей степени проявляется в постоянных, нескончаемых скандалах и придирках;
2) страдальцы — это люди с тревожно-мнительным характером, неуверенные в себе, склонные к преувеличению опасностей и неприятностей. Обычно обладают бурной фантазией и выстраивают логические построения на пустом месте. Их ревность проявляется, может быть и в более мягких формах, однако постоянная демонстрация ее оказывается таким же непереносимым ядом для семейного счастья супругов.
При этом мужская и женская ревность различаются между собой. Мужчина ревнует к своим предшественникам, а женщина к тем, кто придет после нее. Мужская ревность более активна и яростна, хотя проявляется она не так легко и быстро, как жен- екая, но если она появилась, то последствия ее оказываются намного драматичнее. Так, известно, что мужчины совершают преступления на почве ревности в три раза чаще, чем женщины. Женская ревность чаще несет элемент пассивности и обреченности.
Следует отметить, что с социальной точки зрения понятие ревности достаточно разнообразно и многогранно и не может быть определено одним узким подходом.
Непонимание подлинного содержания мотивов преступного поведения, их неточное отражение в психике может объясняться и эмоциональным состоянием в данный момент либо период времени, предшествующий совершению преступления. Так, совершению преступных действий по мотиву ревности в большинстве своем сопутствует гнев, тревога, волнение, т. е. физиологическая и психологическая напряженность или состояние стресса. Эмоции могут затруднять или уменьшать осознание лицом побуждений своих поступков. Особенно ярко это проявляется при совершении преступления по мотиву ревности в состоянии аффекта, когда решение о совершении преступления принимается мгновенно на эмоциях. Таких ситуации очень много, с начала субъект под воздействием сложившихся обстоятельств действует и лишь потом пытается понять и объяснить совершенное, мотивировать причины своих действий. Так преступник может не осознавать подлинных мотивов своего поведения и в силу действия защитных психологических механизмов, которые из сознания вытесняют нежелательную информацию об основаниях и побуждениях преступления, если она носит тягостный, психотравми- рующий для субъекта характер. В сознании же человека вырабатываются рациональные основания его поведения, поступкам придается благородный вид. Так, многие преступления из числа тех, которые обычно относятся к совершенным по мотиву ревности, могут быть обусловлены часто неосознаваемым ощущением своей неполноценности, ущемленности или признанием за предполагаемым соперником каких-либо преимуществ.
Неосознаваемое ощущение своей неполноценности, ущемленности, а не чувство ревности толкает, по мнению Ю. М. Ан- тоняна и Е. Г. Самовичева, героя пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Карандышева на преступление. «Он убивает Ларису не просто потому, что она ушла к другому, а потому, что этим она продемонстрировала ему его ничтожество как мужчины и мелкого чиновника, предпочтя ему блестящего Паратова».
Следует отметить, что осознание подлинного мотива преступления затрудняется еще и тем, что человек в своих действиях может руководствоваться не одним, а несколькими мотивами, а в сознании может отражаться наиболее простой и понятный мотив, а не тот, который лежит в основе поведения. Гражданин Ш. был осужден по ст. 105 УК РФ за угрозу убийством своей жене, совершенную, по мнению суда, из ревности. Однако анализ ситуации позволяет предположить существование другого мотива, неосознаваемого виновным и действовавшего в глубине психики. Между Ш., находившимся в нетрезвом состоянии, и его женой произошла ссора, во время которой виновный в очередной раз стал упрекать супругу в неверности. Жена в ответ вышла из квартиры во двор дома. Муж последовал заней, требуя вернуться домой. Потерпевшая в присутствии соседей стала упрекать мужа, заявляя, что ему давно пора лечиться от алкоголизма, прогоняла его домой, наотрез отказавшись вернуться в квартиру. Виновный, разозлившись, схватил дома нож, выбежал во двор и стал угрожать жене убийством. В данной ситуации невозможно исключить существование мотива ревности, однако ведущими все же правильнее считать желание доминировать над ближайшим окружением и обиду. Поводом для совершения преступления были замечание, сделанное в адрес виновного в присутствии соседей, и отказ выполнить его требование. Состояние глубокой тревоги и мотивация тяжкого преступления возникли, как только жена начала демонстрировать независимое поведение. Виновный же мотивировал свой поступок ревностью, овладевшей им, так как этот мотив был наиболее прост для его понимания и приемлем для оправдания. Желание доминировать над окружающими вряд ли осознавалось им в должной мере.
Иллюзорное представление о мотиве общественно опасного деяния возникает и тогда, когда субъект, лишенный возможности достичь первоначальную цель, совершает агрессивные действия, вымещая свое раздражение и обиду на случайных объектах: посторонних лицах, имуществе и т. п. Эти аффективные поступки могут происходить по ничтожному поводу (сделал замечание и т. п.), однако лицо, совершившее эти действия, может искренне полагать, что именно этот повод обусловил мотив преступления.
Никогда не следует забывать, что ревность, как мотив преступления, выражается в стремлении сохранить личностное значимое благо для себя посредством противоправного деяния. Субъективное значение здесь имеет то, что преступник удовлетворяет свои потребности, что способствует исчезновению его страхов.
В литературе существует еще один взгляд на трактовку мотива ревности с позиций его проявления в преступлении. Так, Д. А. Шестаков выделяет в отдельную категорию такой мотив преступления как мотив воспрепятствования уходу партнера из семьи. В принципе, такому уходу могут предшествовать различные причины межличностного конфликта. Однако вышеуказанным автором проводится принципиальное различие между мотивом ревности и решением виновного воспрепятствовать уходу партнера из семьи, аргументируя тем, что возникновение первого обстоятельства обусловлено только лишь сомнениями в верности, любви и преданности, тогда как второе — есть основание для реальных сведений о намерении супруга оставить семью. На наш взгляд, Д. А. Шестаков несколько сузил и ограничил понятие мотива ревности, обделив его волевым содержанием и ограничив лишь душевными сомнениями на уровне сознательного состояния. При таком видении мотива ревности представляется мало вероятным его проявление в преступном деянии, что подвергает сомнению вообще существование ревности в качестве мотива преступления. Для человека, испытывающего ревность вполне очевидны немногочисленные варианты выхода из создавшейся ситуации, и уход любимого человека — один из них. Данное обстоятельство в рассматриваемом ракурсе способно выступать только лишь как последствие, например измены, но не как первоначальная побудительная причина к любому действию. Понимание мотива ревности только как сомнения, не объясняет истинную психологическую причину поведения лица, совершившего преступление в тех ситуациях, когда жертвой преступления оказался не объект ревности, а другое лицо, например, соперник, существование которого устраняет сомнения виновного и необходимость поисковых действий по проверке сведений, возбудивших чувство ревности».
В завершении хотелось бы отметить, что ревность как психологическое явление нельзя смешивать с ревностью, когда она явилась мотивом преступного деяния. Потому различные ее интерпретации не могут служить показательной категорией, определяющей смысловое содержание именно мотива преступления — ревности. С позиции социально-бытового уровня каждый, оценивая какую-либо нравственную категорию, исходит из масштабов свой «испорченности»; выше автором уже был отмечен разносторонний подход граждан к пониманию социальной сущности ревности, однако само по себе переживание, выразившееся в ее форме, не является предметом исследования уголовного права. Именно мотив преступления всегда антисоциален, потому и мотив ревности, побудивший человека к преступным действиям, независимо по каким причинам, оценивается отрицательно. Конечно, не нужно забывать, что совершение противоправных действий на почве ревности зачастую есть результат столкновения психотравмирующего воздействия (измена, неправомерные или противоправные действия потерпевшего), которое вызывает гнев, ярость, обиду, желание отомстить обидчику, а порой и аффект с эмоциональным состоянием виновного. Тем не менее, низменность данного побуждения очевидна, так как душевные страдания виновного не могут служить оправданием любому насилию.