МАКСИМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Ю. В. Кузина, Ж. И. Чикина

Умение вести деловые беседы и переговоры, устанавливать контакты с партнерами и управлять коллективом подчиненных — ключ к успеху в бизнесе. Существует огромное количество книг, рассказывающих об искусстве общения и законах межличностных отношений, книг, рассказывающих секреты человеческого поведения. Выработано множество методик, рекомендаций, помогающих развить коммуникативные способности, научить понимать психологию другого человека и свою собственную, производить хорошее впечатление на окружающих.

Имя Дейла Карнеги знакомо, пожалуй, всем. Он создал классические книги по вопросам психологии делового общения. Приведу некоторые положения, изложенные им в книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»:

  1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. Любого человека прежде всего интересует он сам, его проблемы и интересы. Эта мысль была сформулирована еще в Древнем Риме поэтом Публием Сиром: «Мы интересуемся другими тогда, когда они интересуются нами».
  2. Улыбайтесь. Как гласит мудрая древняя китайская пословица «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин».
  3. Помните, что для человека звук его имени — самый сладкий и самый важный звук в человеческой речи. Д. Карнеги рекомендует не жалеть сил и времени на то, чтобы запомнить имена людей, с которыми вам случается общаться. В деловом общении важно, запомнив правильное произношение имени, как можно чаще употреблять его при обращении к собеседнику. Если вы пренебрегаете запоминанием и частым употреблением имен партнеров — неприятности не за горами.
  4. Будте хорошим слушателем. Поощряйте других к рассказу о себе. Исключительно полезное искусство — умение задавать такие вопросы, на которые деловому партнеру интересно отвечать.
  5. Говорите о том, что находится в круге интересов вашего собеседника. Один из самых надежных способов расположить к себе человека — говорить с ним о том, что он ценит превыше всего.

Особенности делового общения характерные для Китая.

 

Китайские бизнесмены очень тщательно готовятся к переговорам, внимательно относятся к сбору информации относительно предмета обсуждения и включают в состав делегации значительное количество экспертов. Поэтому предпринимателям, готовящимся к переговорам с китайцами, рекомендуется привлечь высококвалифицированных специалистов, способных на месте решать сложные технические вопросы. При первой встрече сперва нужно пожать руку наиболее высокопоставленному члену делегации. В большинстве стран принято называть и писать вначале имя человека, а потом фамилию. Но в Китае при общении на первое место нужно ставить фамилию; беседуя с малознакомым китайцем, обращайтесь к нему только по фамилии. При официальном обращении принято после фамилии ставить должность, которую этот человек занимает. Китайские бизнесмены, как правило, четко разграничивают отдельные этапы ведения переговоров: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап. На начальном этапе переговоров китайцы присматриваются к внешнему виду партнеров и особенностям их поведения. На основе этих наблюдений они стараются определить статус каждого участника переговоров.

Определив, кто из членов иностранной делегации обладает наиболее высоким статусом (как официальным, так и неофициальным), они в дальнейшем стараются ориентироваться на них. Кроме того, они ищут в делегации «своего среди чужих» — человека, который склонен симпатизировать китайской стороне, пытаясь через этих людей различными способами повлиять на позиции всей делегации. Китайские предприниматели предпочитают вести переговоры на своей территории. Ссылаясь на то, что, по их традициям, «гость говорит первым», они предлагают иностранному партнеру первому высказаться по всем вопросам и сделать предложение. Сами же не спешат давать конкретную информацию, ограничиваясь формулированием общих положений. Ритуалы и протокольные мероприятия пропускать не следует. Приходить же надо с подарком, лучше — для всей организации, так как местными правилами прием личных подарков может быть запрещен. Если все же подарки разные, то, хотя бы, упакованы они должны быть одинаково. Подарки, как правило, делаются практического применения. Китайцы очень внимательно относятся к цене подарка. Если вы подарили действительно дорогую вещь, то в ответ получите равноценный подарок.

Данное исследование еще раз подтверждает, что ведение деловых переговоров с китайской стороной должно проходить с учетом их национальных особенностей.

Похожие статьи

 

Добавить комментарий