Цели:
1.Изучение степени удовлетворенности студентов социально-психологическим климатом в академической группе.
2.Определение социально-психологического статуса студентов в академической группе и выявление студентов «группы риска» по данному критерию.
3.Выявление взаимосвязи между степенью удовлетворенности студентов социально-психологическим климатом и их статусной позицией в академической группе.
Сроки проведения исследования:
Количественный состав группы: 24 человека
Принимало участие в исследовании: 15 человек, что составляет 63% от общего количества студентов, обучающихся в группе.
Методы исследования: тестирование (экспресс методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Махалюка и А.Ю. Шалыто); социометрическая методика.
Социально-психологический климат группы
Социально-психологический климат группы (СПК) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологический условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности, например учебной, существует положительная корреляционная связь.
По результатам проведенного исследования были получены следующие данные, позволяющие судить о социально-психологическом климате в коллективе.
На вопрос «Нравится ли вам ваша учебная группа?» респонденты ответили следующим образом:
Очень нравится |
Пожалуй, нравится |
Группа мне безразлична |
Пожалуй, не нравится |
Очень не нравится |
79% |
21% |
0% |
0% |
0% |
Выводы:
Ответы на вопрос «Хотели бы вы перейти в другую группу?» распределились следующим образом:
Да |
Нет |
Не знаю |
0% |
86% |
14% |
Выводы:
На вопрос «Предположим, что по каким-либо причинам вы временно прервали обучение; вернулись ли бы вы в свою нынешнюю группу?» были получены следующие ответы:
Да |
Нет |
Не знаю |
100% |
0% |
0% |
Выводы:
Методика изучения социально-психологического климата группы позволяет выявить эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений в коллективе. Оценки, попадающие в интервал от -1 до -0,33 считаются отрицательными, от -0,33 до +0,33 – противоречивыми, от +0,33 до 1 – положительными. В целом студенты оценили социально-психологический климат группы положительно.
Подсчет результатов
Эмоциональный компонент
Положительный когнитивный компонент
Положительный показатель поведенческого компонента
Важнейшие признаки благополучного социально-психологического климата:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся студенческого группы;
- отсутствие давления руководителей (куратора, старосты студенческой группы и др.) и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов студенческой группы об ее задачах и о состоянии дел;
- удовлетворенность принадлежностью к группе;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов студенческой группы;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
- отношения основаны преимущественно на взаимной симпатии и т.д.
При оценке студентами удовлетворённости собственными успехами в учёбе ответы распределились следующим образом:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
40% | 20% | 33% | 0% | 7% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Социометрический статус студентов в группе
Анализ взаимоотношений в группе проводился по результатам социометрического исследования.
Социометрический статус является одним из главных параметров положения личности в группе сверстников. При проведении социометрии личность оценивается, как желательный партнер по деятельности. В результате чего выявляется обобщенное эмоционально-оценочное отношение к индивиду со стороны других членов группы.
В группе выявлено 2 микрогруппы:
1:
2:
Лидером является член коллектива, получивший наибольшее число положительных выборов:
Популярные студенты вносят наибольший вклад в развитие дружеских отношений в студенческой группе, а также в проведение различных общегрупповых дел. Им в большей степени, чем другим, присуща ориентация на коллектив и его проблемы.
Авторитет высокостатусных учеников среди одногруппников, уверенность в себе, высокий уровень самооценки позволяют им избежать дистанции в общении с куратором и руководством факультета, но, в то же время, формируют высокий уровень притязаний.
На высокое социометрическое положение влияют, прежде всего, разнообразные личные факторы: внешняя привлекательность, более высокая успеваемость и умственная одаренность (интеллектуальные качества.), общительность, ответственность, искренность, честность, товарищеское чувство долга.
Индивидуалист — это член коллектива, который никого не выбирает: таковых нет.
Примкнувший — это член коллектива, кто выбирает в группе, по меньшей мере, одного, но его не выбирает никто (ФИО)
Изолянт — это член коллектива которого никто не выбирает и он не выбирает никого: таковых нет..
Данные студенты могут составлять «группу риска» и, как правило, испытывать трудности в адаптации к условиям обучения в вузе, проблемы в межличностных отношениях. Одной из рекомендаций кураторам в отношении этих студентов может быть воздействие на них через студенческий коллектив, индивидуальный подход в проведении воспитательной работы с учетом как личностных характеристик каждого студента, так и его положения в статусной иерархии группы. В отдельных случаях необходимо ориентировать студентов «группы риска» на обращение за психологической помощью к специалистам психологической лаборатории КемГУ.
Студенты, с необозначенными выше социометрическими статусами относятся к группе среднестатусных («предпочитаемых»). Такие студенты куратором, руководством факультета приравниваются в подавляющем большинстве случаев к достаточно успешным, не требующим пристального внимания и индивидуальной работы с ними.
Не присутствовали на тестировании………………, поэтому социометрический статус данных студентов не установлен.
Взаимно отрицают друг друга:
Наиболее авторитетными и уважаемыми являются:
Обладают хорошими организаторскими способностями: Имеют склонность к общественной работе:
В сфере досуга наиболее популярными являются:
Получили максимальное количество отрицательных выборов:
Не получили отрицательных выборов:
Получили только отрицательные выборы:
Не пользуются авторитетом и уважением:
Не имеют организаторских способностей:
Не имеют склонности к общественной работе:
В сфере досуга неприемлемыми являются:
Уважаемые кураторы, напоминаем о конфиденциальности данных, представленных в отчёте!
Студенты могут узнать итоги тестирования при личном обращении в Психологическую лабораторию.
При необходимости проведения повторного тестирования, получения дополнительной информацией по результатам исследования социально-психологического климата группы, статусной позиции студентов в группе, личностным особенностям студентов предлагаем обращаться к специалистам Психологической лаборатории УСПРК КемГУ.