Результаты психологического исследования в студенческой группе М114

Цели:

1.Изучение степени удовлетворенности студентов социально-психологическим климатом  в академической группе.

2.Определение социально-психологического статуса студентов в академической группе и выявление студентов «группы риска» по данному критерию.

3.Выявление взаимосвязи между степенью удовлетворенности студентов социально-психологическим климатом и их статусной позицией в академической группе.

Сроки проведения исследования:

    Количественный состав группы:  24 человека

Принимало участие в исследовании: 15 человек, что составляет 63% от общего количества студентов, обучающихся в группе.

Методы исследования:  тестирование (экспресс методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Махалюка и А.Ю. Шалыто); социометрическая методика.

Социально-психологический климат группы

Социально-психологический климат группы (СПК) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологический условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности, например учебной, существует положительная корреляционная связь.

По результатам проведенного исследования были получены следующие данные, позволяющие судить о социально-психологическом климате в коллективе.

На вопрос «Нравится ли вам ваша учебная группа?» респонденты ответили следующим образом:

   Очень нравится

   Пожалуй, нравится

    Группа мне

    безразлична

Пожалуй,

не нравится

  Очень

   не нравится

79%

21%

0%

0%

0%

 

Выводы:

 

Ответы на вопрос «Хотели бы вы перейти в другую группу?» распределились следующим образом:

Да

Нет

Не знаю

0%

86%

14%

 

Выводы:

 

На вопрос «Предположим, что по каким-либо причинам вы временно прервали обучение; вернулись ли бы вы в свою нынешнюю группу?» были получены следующие ответы:

Да

Нет

Не знаю

100%

0%

0%

Выводы:

 

Методика изучения социально-психологического климата группы позволяет выявить эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений в коллективе. Оценки, попадающие в интервал от -1 до -0,33 считаются отрицательными, от -0,33 до +0,33 – противоречивыми, от +0,33 до 1 – положительными. В целом студенты оценили социально-психологический климат группы  положительно.

 

Подсчет результатов

Эмоциональный компонент

Положительный когнитивный  компонент

Положительный показатель поведенческого компонента

 

Важнейшие признаки благополучного социально-психологического климата:

  1. доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  2. доброжелательная и деловая критика;
  3. свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся студенческого группы;
  4. отсутствие давления руководителей (куратора, старосты студенческой группы и др.) и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  5. достаточная информированность членов студенческой группы об ее задачах и о состоянии дел;
  6. удовлетворенность принадлежностью к группе;
  7. высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов студенческой группы;
  8. принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
  9. отношения основаны преимущественно на взаимной симпатии и т.д.

 

При оценке студентами удовлетворённости собственными успехами в учёбе ответы распределились следующим образом:

 

      1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

40% 20% 33% 0% 7% 0% 0% 0% 0%  

Социометрический статус студентов в группе

 

Анализ взаимоотношений в группе проводился по результатам социометрического исследования.

Социометрический статус является одним из главных параметров положения личности в группе сверстников. При проведении социометрии личность оценивается, как желательный партнер по деятельности. В результате чего выявляется обобщенное эмоционально-оценочное отношение к индивиду со стороны других членов группы.

 

В группе выявлено 2 микрогруппы:

1:

2:

Лидером является член коллектива, получивший наибольшее число положительных  выборов:

Популярные студенты вносят наибольший вклад в развитие дружеских отношений в студенческой группе, а также в проведение различных общегрупповых дел. Им в большей степени, чем другим, присуща ориентация  на коллектив и его проблемы.

Авторитет высокостатусных учеников среди одногруппников, уверенность в себе, высокий уровень самооценки позволяют им избежать дистанции в общении с куратором  и руководством факультета, но, в то же время, формируют высокий уровень притязаний.

На высокое социометрическое положение влияют, прежде всего, разнообразные личные факторы: внешняя привлекательность, более высокая успеваемость и умственная одаренность (интеллектуальные качества.), общительность, ответственность, искренность, честность, товарищеское чувство долга.

Индивидуалист — это член коллектива, который никого не выбирает: таковых нет.

Примкнувший — это член коллектива, кто выбирает в группе, по меньшей мере, одного, но его не выбирает никто (ФИО)

Изолянт — это член коллектива которого никто не выбирает и он не выбирает никого: таковых нет..

Данные студенты могут составлять «группу риска» и, как правило, испытывать трудности в адаптации к условиям обучения в вузе, проблемы в межличностных отношениях.  Одной из рекомендаций кураторам в отношении этих студентов может быть воздействие на них через студенческий коллектив, индивидуальный подход в проведении воспитательной работы с учетом как личностных характеристик каждого студента, так и его положения в статусной иерархии группы. В отдельных случаях необходимо ориентировать студентов «группы риска» на обращение за психологической помощью к специалистам психологической лаборатории КемГУ.

Студенты, с необозначенными выше социометрическими статусами относятся к группе среднестатусных («предпочитаемых»). Такие студенты куратором, руководством факультета приравниваются в подавляющем большинстве случаев к достаточно успешным, не требующим пристального внимания и  индивидуальной работы с ними.

Не присутствовали на тестировании………………, поэтому социометрический статус данных студентов не установлен.

Взаимно отрицают друг друга:

Наиболее авторитетными и уважаемыми являются:

Обладают хорошими организаторскими способностями: Имеют склонность к общественной работе:

В сфере досуга наиболее популярными являются:

Получили максимальное количество отрицательных выборов:

Не получили отрицательных выборов:

Получили только отрицательные выборы:

Не пользуются авторитетом и уважением:

Не имеют организаторских способностей:

Не имеют склонности к общественной работе:

В сфере досуга неприемлемыми являются:

 

Уважаемые кураторы, напоминаем о конфиденциальности данных, представленных в отчёте!

Студенты могут узнать итоги тестирования при личном обращении в Психологическую лабораторию.

При необходимости проведения повторного тестирования, получения дополнительной информацией по результатам исследования социально-психологического климата группы, статусной позиции студентов в группе, личностным особенностям студентов предлагаем обращаться к специалистам Психологической лаборатории УСПРК КемГУ.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector