ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Тревожность является естественной и обязательной особенностью личности Это вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечен* безопасности субъекта на личностном уровне. У каждого человека существу с. свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожное! i Детская тревожность — явление нередкое и с возрастом, как правило, проходи: Но как показали многие исследования (МИ. Буянов, А.И.Захаров, E.H. Кравио ва, В В. Лебединский, Д.И. Лешли др.), если взрослые невнимательно относятс« к детским страхам и заботам, то в дальнейшем они не исчезают бесследно, : способствуют возникновению комплексов, препятствующих полноценному развитию личности Повышенная тревожность — это серьезный эмоциональна барьер, осложняющий жизнь ребенка. С точки зрения A M. Прихожан, Р.В. О* чаровой, А С. Спиваковской и др., существует 3 вида повышенной тревожное — младших школьников: учебная, самооценочная, межличностная. Причина- учебной 1ревожности являются школьная дезадаптация (трудности в обучени негативное или безразличное отношение педагога к ребенку и т.п.). Межличк стная тревожность возникает из-за недостатка эмоциональной поддержки, гас ви со стороны взрослых, неприятия ребенка другими детьми. Самооцсночна* тревожность развивается и укрепляется в результате заниженной самооценю неуверенности, аутическнх или афессивных тенденций поведения ребенка. Проблема преодоления повышенной тревожности, с точки зрения E.H. Рйгоиз распадается на две: 1) проблема овладения состоянием тревожности; 2) проб/к ма снятия и устранения тревожности как относительно устойчивого личностне образования

Организованное совместно со студентами НиМНО исследование а нача_1 ных классах школ г Иркутска позволило выделить 3 вида повышенной трево» ности: учебную, самооценочную и межличностную Тест тревожности Р Тэмда, М. Дорки и В. Амена использовался с целью выявления повышенной меж­личностной тревожности.

Особый интерес для исследователей представила адаптированная методика «Неоконченные предложения». Исследователь обращался к ребенку со следую­щей инструкцией: «Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предло­жения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голо­ву». Работа с каждым ребенком проводилась в быстром темпе. Испытуемый должен был закончить следующие фразы: 1. Моя мама … 2. Мой друг …. 3. Ес­ли меня наказывают, то … 4. Я играю чаще всего … 5. Мои сны … 6. Боюсь … 7. Моя мечта …. 8. Моя мама и я … 9. Сделал бы все, чтобы забыть … 10. Не люблю, когда меня … 11. Плачу, когда … 12. Когда меня спрашивают … 13. Мой папа и я … . 14. Когда смотрю «ужасы» по телевизору … 15. Когда я один дома … 16. Моя учительница … 17. Когда меня мама ругает … 18. Больше всего люблю … 19. Когда прихожу в школу … 20. Когда бывает темно… и т.д.

Все неоконченные предложения были разделены на 6 групп: 1 группа выяв­ляла отношение ребенка к отцу; 2 группа — отношение к матери; 3 группа опре­деляла отношение к себс; 4 группа — отношение к сверстникам; 5 группа — от­ношение к школе; 6 группа выявляла страхи, опасения ребенка. Данная методи­ка позволила собрать дополнительную информацию о причинах страхов и бес­покойств детей, выявить повышенный уровень учебной, самооценочной и меж­личностной тревожности.

Исследование показало, что из общего числа учащихся 1-х классов было вы­делено 25%, для которых характерна повышенная тревожность. В то же время для исследователей оказалось значимым то, что в выделенной группе младших школьников с повышенной тревожностью, учебная тревожность, как личностное образование, характерна для 35% детей, межличностная и самооценочная повы­шенная тревожность — для 65% первоклассников.

Для коррекционной работы с выявленными группами детей были разрабо­таны и внедрены 2 программы психолого-педагогической помощи, направлен­ной на устранение повышенной тревожности младших школьников. Для этого были использованы экспериментальные материалы Т.Д. Зинкевич, А.М. Михай­ловой, Н.В. Самоукиной, А С. Спиваковской, М.И. Чистяковой и др. В содержа­ние занятий входили элементы изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии, сказкотерапии, подвижные игры, пантомима и т.п.. Каждая программа состояла из 3 этапов: 1 этап — ориентировочный; 2 этап — реконструктивный; 3 этап — закрепляющий (всего 20-24 занятия). Коррекционные занятия проводились 1-2 раза в неделю. По окончании реализации программ психолого-педагогической помощи младшим школьникам с повышенной тревожностью . была проведена работа с целью выявления уровня тревожности у учащихся 1-х классов. Для этого были использованы тс же методы и методики исследования, которыми пользовались на этапе констатации Оказалось, что для первоклассников с учеб­ными проблемами на данном этапе исследования характерна адекватная учебная тревожность Что касается детей с повышенной самооценкой и межличностной тревожностью, исследователи вновь выявили проблемы детей во взаимоотноше­ниях с окружающими (выявлено 22% первоклассников от общего числа детей.

для которых характерна повышенная тревожность). Это обусловило дальней­шую коррекционную работу, направленную на оказание психолого- педагогической помощи с целью снятия повышенной самооценочной и межлич­ностной тревожности младших школьников.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основными направлениями устранения повышенной тревожности младших школьников яв­ляются:

  • гармонизация отношений между реоенком и родителями;
  • формирование эмоционально-теплых взаимоотношений между ребенком и его сверстниками в учебной группе;
  • создание и закрепление позитивных установок младшего школьника по от­ношению к школе, учебе.

Также были выработаны рекомендации учителям и родителям, направленные на оказание помощи младшим школьникам с повышенной тревожностью:

  • мягкое, тактичное, внимательное отношение к ребенку;
  • поддержание бодрого, оптимистического настроения, внушение уверенности, стимулирование смелых, решительных действий; — • —
  • поддержание во всех положительных начинаниях и инициативах;
  • помощь в принятии ответственных решений (при выборе друзей, кружка, ин­тересного дела) с помощью самоутверждения;
  • помощь в процессе подготовки и выполнения заданий, поручений (совет, ин­структаж, репетиция и т.д.);
  • «страховка» во время выступления перед своими сверстниками (словесная поддержка, наличие «шпаргалки» с ключевыми словами);
  • поощрение при всех, обсуждение неудач наедине;
  • ободрение при неудачах, предпочтение воздействий похвалой в сравнении с порицанием. Отвлечение внимания от раздражающих мыслей и переживаний;
  • обучение аутотренингу методам регуляции и саморегуляции эмоционального состояния с целью научения приемам рефлексии, владения собой, настройки на уверенность в себе.

Самым главным в общении и взаимодействии с младшим школьником с по­вышенной тревожностью является: обеспечение сферы успеха и самореализа­ции, введение максимально щадящего режима в сфере неуспеха, снижение зна­чимости сфер неуспеха, создание эмоционально-теплого характера взаимоотношений с ребенком.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h