ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ — педагогика

 

 

Алиева Лейла Худадат гызы

зав. кабинетом оценки студенческих достижений Азербайджанского института учителей, диссертант Институт проблем образования Азербайджанской Республики (Баку, Азербайджан) (Номер науки- 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования (по номенклатуре ВАК Азерб. Респ.)

Происходящие в современный период в общественной, политической и культурной жизни демократические перемены не обошли стороной и образования. Исследуя эти изменения, становится ясно, что построение образования именно на основании демократических принципов не только дает ему возможность внедрения в общее течение мировой цивилизации, но и становится его ежедневной потребностью.

Хотя с первого взгляда все кажется просто, однако в ходе самих демократических перемен в образовании возникает ряд трудностей. Они в первую очередь связаны с неоднозначным восприятием людьми понятия «демократия».

Несмотря на это демократия, будучи на протяжении истории популярной среди народа, являлась идеалом, основывающимся на такие вечные ценности, как свобода, равенство и уважение к человеческому достоинству. Именно признание народа источником власти, предоставление ему права участия в государственных делах и пользование гражданами реальными правами обеспечивают их свободу. В свое время Аристотель (384-322 г. до н.э.) в работе «Политика» писал: «Если… свобода и равенство — важные принципы демократии, то это должно найти свое выражение в обязательном участии всех в государственном управлении».

Демократия в образовании независимо от должности, позиции, которые занимают лица в учебных заведениях, их возраста учитывает правовое равенство людей. В широком смысле руководство создает равные отношения и возможности между педагогическим коллективом и обучающимися, принимая во внимание их интересы и желания, дает учащимся право активного участия в управлении в рамках закона, в решении связанных с организацией образования проблем, в обсуждении и принятии определенных решений, обеспечивает свободу для творчества, предприимчивости, всеторонней сформированности.

По требованиям времени термин «демократия» употребляется в нескольких значениях. Самым широкораспространенным оттенком его значения является понимание его как формы управления, основанной на народной власти, связанной с этимологией данного слова. Однако было бы ошибочным отнесении понятия демократии только лишь к управлению. Обладающая широкими границами, оттенками значения демократия также должна восприниматься и как совокупность норм и принципов регулирования межличностных отношений.

В целом, демократия обладает рядом качеств, закладывающих основу для классификации нравственных и моральных ценностей. Демократия служит студентам, создает почву для их самоутверждения, дает толчок для развития их личности и обеспечивает гармонию общественного организма. Кроме того, демократические ценности формируют у студентов таке нравственно-духовные качества, как общую веру, защиту гражданских прав, уважение к силе закона, подчинение воли большинства и т.д. Не следует забывать одного: демократия возможна только в социальной среде, где широкое место отводится равенству, свободе и гуманизму. По этой причине в образовании возникает необходимость применения демократических потенциалов.

С другой же стороны, демократия в качестве формы управления вовсе не означает участие всех студентов в жизни, управлении высших школ, так как с практической точки зрения это невозможно. В управлении должны участвовать представители, избранные студенческим коллективом, организованным в сис-теме свободы выбора. В этом плане, демократию называют властью большинства. Самое главное здесь учитываются права студентов свободно выражать свои мысли.

Это еще раз доказывает классификацию принципов демократизации по верховенству законов, познанию принципа равенства всех перед законом, уважению к правам и свободе личности.

Именно господство в обществе таких социальных качеств, как свобода, справедливость, равенство и уважение к человеческому достоинству, верховенсту законов и отражение этого в отношениях повышает действенность демократической позиции и в образовании, поскольку человек приобретает все это именно через образование. Кроме того, образование одна из самых важных сфер деятельности, способствующей становлению и развитию народа, общества. Демократизация общества, участь страны, выбор молодого поколения тех или иных моральных ценностей, то, с какими профессиональными навыками оно вступит в большой жизненный путь, — значительно зависят от осуществления принципов демократизации образования.

По этой причине стоящие перед образованием как непрерывным и динамическим процессом цели и задачи время от времени меняются и превращаются в источник достоинства, права и свободы каждого человека.

Велика роль осуществления принципов демократизации образования в воспитании достойных людей, воспринимающих себя как личностей, готовых к свободной, самостоятельной деятельности, умеющих правильно оценивать свои интересы, склонности, предприимчивость и способности, формируясь, правильно определяющие свое место в обществе, добросовестно, ответственно выполняющие нравственные и правовые нормы.

Именно принцип демократизации образования позволяет студенту так построить свое поведение, чтобы его нравственные поступки, достоинство были признаны и оценены членами общества. Это необходимое условие осознания студентом своего достоинства, гражданского долга. Кроме того, это важно для того, чтобы студент мог познать себя как личность, умел найти достойное ему место в жизни. Принцип демократизации образования, формируя у студентов мышление, демократические отношения, повышает тем самым и их общественную роль. Это создает возможность для осознания каждым студентом чувтсво собственного достоинства, его неприкосновенность. Студент, осознающий чувство собственного достоинства, оказывает сопротивление любым стараниям, унижающим, оскорбляющим это чуство, клевечащим на него, вызывающим у других ложные представления о его личности, пробуждающим против него злобу. У него складывается такое впечатление, что там, где нет свободы личности, правового равенства, независимости, свободомыслия, там нет и достоинства, так как достоинство каждого человека начинается со дня его рождения и никто не может быть лишен его.

 

С другой стороны, формирование студентов свободными, независимыми согласно их склонностям, интересам и способностям помогает им в качестве квалифицированных кадров занять место в обществе.

Для того чтобы проявить свои знания, умения и навыки, каждый студент должен не только отвечать соответствующим требованиям и потребностям, но и быть подготовленными к беспрепятственной и самостоятельной деятельности. Качества типа: взаимное общение, культура поведения, уважение к законам, решительность, требование, самопознание и познание других — формируются благодаря принципу демократизации образования.

Принцип демократизации образования не ограничивается лишь этим содержанием. Он обладает более широкими возможностями внедрения в образование. Принцип демократизации проявляется как в управлении образованием и стиле работы руководства, так и в общей форме организации образования. Следовательно, образовательная демократия не может рассматриваться в отдельности от демократических ценностей и традиций. В центре внимания здесь должна находиться подготовка личности с демократическими взглядами, демократическими позициями, обладающей совершенной подготовкой, всесторонними знаниями. Значит, в высшей школе в первую очередь необходимо учитывать равные права, мысли и отзывы студентов как основных участников демократического образовательного процесса. В повседневной жизни и управлении высших школ следует создать почву для самостоятельной деятельности студентов, их самоутверждения, дать толчок их развитию. В связи с этим, нахождение студентов в духе свободного соискания является одним из важных факторов, характеризующих демократизацию образования.

Принцип демократизации образования дает горантию действия студентов в рамках закона согласно их интересам и позициям, а также пользования определенными привелегиями. Прежде всего, занятие студентами соответствующим кругу их интересов творчеством является своего рода стимулом в формировании инициативы.

Для этого в очаге образования, в первую очередь, следует создать демократическую среду. Она должна быть такой, чтобы можно было поощрить студента к участию в общественной жизни высшей школы, обеспечить ему свободу слова, обмен впечатлениями между учителями и товарищами. Самое главное нельзя ставить разницу между педагогическим коллективом и студентами, должно быть уважение к правам друг друга, преимущество отводиться справедливым отношениям.

С другой же стороны, демократизация образования развивает независимость студентов в управлении вуза, создает условие широкой очевидности, критики и самокритики, укрепляет сотруднические отношения между руководством, педагогическим коллективом и студентами.

В самом деле, если создано условие для реального участия студентов в управлении и его контроле, значит, в данном вузе господствует демократия. А это одна из основных функций принципа демократизации образования в высшей школе. Благодаря этому создается условие для деятельности органов студенческого самоуправления, а все содержание профессорско- преподавательского состава строится на услуге студентам. Говоря яснее, создается благоприятное условие для развития студентов.

Правда, в демократическом управлении вуза важно активное участие студентов. Однако, конкретно, это должно осуществляться непосредственно и представительно. Во время принятия каких бы то ни было решений по отношению к студентам, обязательно следует учитывать их права. Такое внимание осуществляется посредством самоуправления студентов.

Студенты участвуют здесь не непосредственно, а через избранных представителей. А это повышает права студентов участвовать в выборах как одного из важных ценностей демократии. С другой же стороны, в принятии решений обеспечиваются очевидность, слово, критика, свобода, мысль и плюрализм. С расширением возможностей выбора, реально возрастает свобода студентов. Как видно, в основе демократизации образования в вузе лежат систематическое сотрудничество между педагогическим коллективом и студентами, расширение сферы деятельности студенческого самоуправления, прекращение авторитарно-бюрократческих отношений между руководством и педагогами. Для этого следует полностью отказаться от административно-повелительного метода в отношениях преподаватель- студент, деятельности руководства, в управлении.

Принцип демократизации образования помогает студентам, пользуясь собственными возможностями, проявлять свою индивидуальную предприимчивость. Индивидуальная предприимчивость, тесно связанная с возможностями демократии, создает условия для свободного выбора студентами времени и энергии в соответствии с их интересами и возможностями. А это, в свою очередь, повышает самостоятельность и активность студента, создает веру в себя, свои силы. В самом деле, без веры, невозможно говорить ни об удаче, ни о положительных переменах. Вера дает человеку силу, вдохновляет его.

Этот факт проявляется и в отношениях студент-студент, студент- преподаватель. Трудно работать в условиях, где нет довероия между студентом и студентом, преподавателем и студентом. Недоверие, подозрения оказывают отрицательное воздействие на взаимоотношение, становятся причиной возникновения недовольства, неприятных разговоров. Если доверие, с одной стороны, способствует свободной работе студента в педагогическом процессе, то с другой стороны, не следует забывать о том, что свобода одного человека не должна мешать свободе другого.

По этой причине для общественного порядка студенты должны выполнять свои задачи перед коллективом. В общении с окружающими людьми они должны овладеть такими необходимыми нравственными качествами, как вежливость, внимательность, внутренняя дисциплина и организованность, так как без дисциплины и устойчивого общественного правила не может быть осуществлена демократия. Кроме того, дисциплина должна быть устойчивой, постоянной, не основываться ни на какие силу, принуждение или же угрозам. Каждый студент должен относиться с ответственностью к своим обязанностям и интересам коллектива. Это самое близкое полное воплощение и единственная база реальной свободы личности студента.

Самое главное, чувство ответственности студента в том случае усовершенствуется, когда они несут ответственность не только за себя, но и за общую работу всех членов коллектива. Именно открытое обсуждение, убеждение и компромисс являются основными особенностями принципа демократизации образования. Здесь должно происходить открытое обсуждение мнений каждого студента и защищаться их равноправие. Для этого различные мнения должны найти свою аудиторию, противоречия решаться путем обсуждения, компромисса и толерантности.

Умение преподавателей идти на уступки, т.е. на компромисс, студентам в учебно-воспитательном процессе, уважение к выносливости студентов, личности и достоинствам студента, мирное решение возникающих между преподавателем и студентом конфликтов являются самыми важными условиями демократизации образования. Каждое из этих условий дает возможность демократическим путем принимать решение.

Как видно, демократизация образования — это принцип общественно- педагогической, социально-культурной значимости. Основную его сущность составляют нравственно-моральные ценности. Повышение свободы, независимой склонности, интерсов и способностей провяляется именно с учетом данного принципа.

Похожие статьи

 

Добавить комментарий