ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СУЩЕСТВУЮЩЕЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

 

Абдинова Нигяр Джавад гызы

Преподаватель Азербайджанского института учителей, диссертант Института проблем образования Азербайджанской Республики

Проблема оптимизации возникла в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия, приобретая весьма важную актуальность. До тех пор термин «оптимизациия» не встречался ни в энциклопедических, ни в педагогических, ни в толковых и педагогических словарях, и, естественно, что не раскрывалась ее сущность. Этот термин впервые разрабатывается во втором издании «Большой советской энциклопедии», а также дается определение понятия «оптимальный» («наиболее благоприятный, наиболее соответствующий желательным условиям»). В третьем издании находят свое место понятия «оптимальная система», «оптимальное планирование», «оптимальное управление», «оптимальные цены» и т.д. В тоже время проявляется отношение к термину оптимизация. Понятие «оптимизация» различается как процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определенной функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных».

В энциклопедии необходимость получения оптимальных результатов относится ко всем видам человеческой деятельности. Сущность понятия «оптимизация» объясняется педагогами в различные годы по-разному. Рассмотрим их. В «Словаре иностранных слов» термин «оптимизация» употребляется в двух значениях: в значении «нахождения наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции»; и как «выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных».

Это определение совпадает с вышесказанным и отсюда становится ясно, что оптимизация требует предусмотрения конкретных условий, дающих возможность наименьшими усилиями приобретения нужных результатов.

А.И.Каценелинбойген так же проявляет свое отношение к проблеме оптимизации учебного процесса. Его книга «Методические проблемы управления сложными процессами» (1970) с этой точки зрения привлекает большое внимание. Он пишет: «В начале решения задачи оптимизации ищутся оценки ограничений между локальными комплексами. На основе полученных оценок для каждого локального комплекса формируется свой критерий оптимальности — максимум прибыли. По данному критерию локальной комплекс начинает оптимизировать свою внутреннюю структуру, т.е. внутренние возможности, ищет наиболее лучшее соотношение между имеющимися у него способами производства различных ингредиента. Чем больше разрыв между выпуском ингредиентов и затратами в оценках, тем больше прибыль. Если во всех локальных комплексах зафиксирована область их внутренних возможностей, то в конечном счете наступит состояние, когда ни один локальный комплекс не сумеет дальше увеличивать свою прибыль. Это означает, что комплекс в целом достиг своего оптимального состояния. Следовательно, оптимальное состояние — это такое состояние, когда найдены оценки, при которых каждый локальный комплекс максимально вскрывает свои внутренние возможности и в то же время оказывается сбалансированным спрос и предложение».

Идея оптимизации педагогического процесса была подробно разработана Ю.К.Бабанским и его последователями и комплексно отнесена ко всему учебно-воспитательному процессу. По мнению Ю.К.Бабанского, «оптимальный — это не наилучший вообще, т.е. не идеальный процесс обучения. Оптимальный — это наилучший для имеющихся сегодня условий, для реальных возможностей студента и педагога, ученика и учителя в данной момент».

К проблеме оптимизации обращались С.И. Архангельский, В.А.Байдак, В.П.Беспалко, М.В.Волович, В.М.Монахов, А.А.Чанцов, С.В. Васёкин и т.д.

И.П.Раченко оптимизацию учебного процесса рассматривает в качестве определенной методики реализации задач учебно-воспитательного процесса. Эта методика предусматривает достижение в течение определенного времени максимально возможных для соответствующих условий результатов.

И.И.Дьяченко соответственно определенным критериям называет оптимизацией выбор более продуктивного варианта управляемого процесса, И.Т.Огородников же уделяет внимание оптимальной согласованности различных обучающих методов. Автор считает необходимым придавать преимущество рассмотрению внутренней стороны учебного процесса, т.е. обучения, самооптимизации учащихся.

Сущность рассмотренной проблемы М.Исмиханов раскрывает следующим образом: «Говоря об оптимизации учебного процесса, предусматривается достижение наивысших результатов, выбором и применением самых подходящих вариантов обучения в зависимости от конкретных условий (от предмета, класса, цели и задачи урока, возможностей учителя и ученика)».

Надо отметить, что предложенное в определении относится к оптимизации целого процесса или же его отдельных сторон и объединяет в себе конкретную область предмета, работы методического характера.

В 80-90-х гг. прошлого столетия идею оптимизации развил М.М.Поташник. Понятие «оптимальный» он употребляет в трех взаимосвязанных между собой значениях:

1. Лучший из нескольких возможных вариантов.

2. Лучший с точки зрения заданных критериев.

3. Лучший для конкретных условий.

Ю.К.Бабанский и М.М.Поташник дают следующие определения оптимизации обучения: «…под оптимизацией учебно-воспитательного процесса … подразумевается выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителей и учащихся. Оптимизация предполагает наиболее эффективное (оптимальное) функционирование педагогического процесса с точки зрения заданных критериев на основе всестороннего учета принципов, современных форм и методов обучения и воспитания».

М.М.Поташник в своей книге под названием «Как оптимизировать процесс воспитания», наряду с оптимизацией обучения, дает свое отношение и оптимизации воспитания. Определение оптимизации воспитательного процесса в настоящей книге дается следующим образом: «Под оптимизацией процесса воспитания понимается выбор и осуществление системы мер, которая позволяет педагогу получать не любые, не просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысшие возможные для конкретных условий воспитательные результаты без перегрузки педагога и ученика за отведенный государством срок обучения и в соответствии с целями, поставленными обществом перед школой».

 

Изучая существующую педагогическую литературу становится ясно, что в осуществлении идеи оптимизации обучения важную роль играют и исследования в области научного формировании педагогического труда А.Н.Аббасова, А.А. Агаева, С.У. Батышева, Н.М. Казымова, Я.Ш.Керимова, А.О.Мехрабова, А.Г.Молибоги, А.Х.Пашаева, И.П.Раченко. В тот период поиски путей оптимального построения учебного процесса обуславливаются следующими особенностями деятельности школы:

— обеспечение единства выполняемых школой комплексных задач, а также учебы и воспитания и на его основе всестороннего развития личности учащегося;

— выдвижение задач по подготовке учащихся к труду, творческой деятельности, по повышению сознательной активности, а также координация и повышение усилий педагогических коллективов в этом направлении;

—  усовершенствование содержания образования в общеобразовательных школах (с целью отражения в содержании достижений науки).

Все это затруднило задачи школы, стало причиной увеличения числа объектов и субъектов в системе деятельности школы, потребовало выявления оптимального для конкретных условий структуры работы школы, что дало возможность преподавателям и учащимся в рамках их усилий безотлагательно решить сложный комплекс задач и их взаимосвязь. Педагогические коллективы начали целенаправленно действовать в преобразовании учебного процесса. Были отвергнуты неоптимальные, односторонние, не предусматривающие конкретные условия и возможности школой подходы (уделение особого внимания на запоминание фактов, расширение учения в одностороннем порядке, недооценка формирования фактических знаний, умений и навык, преувеличение роли запрограммированного учения, отказ от традиционного, шаблонного урока и т.д.).

В 70-80-х годах XX столетия возникли не только спрос, но и объективные возможности решения проблемы оптимизации учебно- воспитательного процесса. Роль основного первоначального условия играют идеи, взгляды и теории отдельных компонентов учебно-воспитательного процесса. С этой точки зрения появились собранные педагогической наукой знания (Н.И.Болдырев, З.И.Гаралов, И.К.Гончаров, М.А.Данилов, Л.В.Занков, Н.М.Казымов, Й.Ш.Керимов, Ф.Ф.Королёв, В.М.Коротов, И.Л.Лернер, Е.И.Моносзон, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, В.П.Стрезикозин, Г.И.Шукина и т.д.) об усовершенствовании учебно- воспитательного процесса, а также произведения (М.Бахарлы, Н.Ахмедов, И.И.Дьяченко, Т.А.Илина, Я.Кялбялиев, А.О.Мехрабов, Н.Ф.Талызина,

В.И.Черелава и др.), в которых нашли свое отражение теории оптимального управления, непосредственно примененные к анализу педагогического явления. Несмотря на это, в общеобразовательных школах формируется крайне благоприятное условие для практического осуществления идеи оптимизации учебного процесса (повышение квалификации, педагогического мастерства и методической готовности преподавателей, развитие материально-технической базы, усиление учебного и воспитательного воздействия семьи, средств массовой информации и т.д.).

На основе результатов анализа и обобщения концепции оптимизации учебного процесса, можно в нижесказанной форме охарактеризовать проявляющиеся в отдельных исследованиях характерные особенности.

В своих исследованиях Ю.К.Бабанский разработал и обосновал подход к общей теории оптимизации. По Ю.К.Бабанскому, «методологической основой оптимизации обучения являются диалектико-материалистический системный подход к управлению учебно-воспитательным процессом, выбор наилучшего варианта его в данных конкретных условиях». Продолжая свою речь, автор пишет: «Такой выбор опирается на методологическую идею конкретности истины».

Ю.К.Бабанский в нижесказанной форме вносит ясность общим приемам оптимизации учения: «-комплекс планирование задач; — конкретизации всех компонентов учебного процесса; — выделение главного, существенного; — дифференцированный подход к учащимся; — сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего для данной ситуации; — оперативная коррекция методов, средств и форм обучения; — ориентация на экономное расходование времени, условий и средств».

Из анализа существующих литератур становится ясно, что Г.А.Пабедоносцев в оптимизации учебного процесса важным считает следующее:

  • перспективное планирование программного материала;
  • расширение межпредметных связей;
  • недопустимость чрезмерного, интенсивного умственного труда младших школьников, сокращение домашнего задания;
  • ненадобность дополнительных занятий с отстающими в учебе школьниками;
  • стимулирование первоисточников эстетического, морального, трудового и физического воспитания;
  • приобретение сведений об изменениях в учебном и воспитательном уровне учащихся.

При ознакомление с исследованием М.Н.Скаткина становится ясно, что он при оптимизации учения считает целенаправленным принимать во внимание нижесказанное:

  • предусмотрение функций развития учения;
  • творчество учащихся в учебном процессе;
  • использование продуктивных методов обучения, уделение большого внимания самостоятельной работе школьников на отдельных этапах учебного процесса;
  • организация содержательной, умственной деятельности учащихся в школе и дома;
  • познание учащимися общественной значимости овладения знаниями;
  • представление учащимися возможностей применения знаний в повседневной жизни и труде;
  • зарождение эмоциональности в учебе, удовлетворение, благополучие, успехи учащихся («занимательное обучение»);
  • развитие познавательной деятельности учащихся.

М.М.Патошник особое внимание уделяет следующим основным особенностям:

  • социально важная целесообразность приобретенных результатов, связанных с образованием, поставленным перед школой обществом и государством как основной критерий оптимизации обучения;
  • разработка методики применения новшеств, основанных на инновационном подходе;
  • недопустимость противоречивости между целями и способами обучения;
  • индивидуализированность домашних заданий;
  • достижение согласования различных методов и приемов обучения на основе целей и способов обучения, особенностей учащихся;
  • снижение до минимума и устранение отрицательных проявлений во взаимоотношениях учителя и ученика;
  • новый взгляд на учебные технологии с учетом важности общения для учащегося в школе и изменения характера отношений между учениками и учителем;
  • оценка учащимися и учителем качества обучения и управление им;
  • педагогическая деятельность, как форма сотрудничества между учителем и учеником.

Проблема оптимизации обучения, как и в прежние времена, так и сегодня сохраняет свою актуальность, а также играет важную роль в развитии личности учащихся. В настоящее время эта проблема опять-таки стала объектом исследований. В последние годы были защищен ряд диссертаций, связанных с проблемой оптимизации. Обратим внимание. Ставрополе, Санкт-Петербурге и в Ульяновске соответствующим образом защитили кандидатские диссертации Е.Е.Блинова на тему «Педагогические условия оптимизации информационной подготовки студентов педагогических вузов» (2005), Т.П. Браун — «Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды» (2007), Т.А.Кондратьева — «Оптимизация профессиональной деятельности педагога- психолога по организации предпрофильной подготовки школьников» (2007) и др.

Т.П.Браун в своей кандидатской диссертации разработал педагогические принципы и условия оптимизации образовательной среды современного гуманитарного университета как ресурса и средства, способствующего адаптации студентов к обучению. Автор научно обосновал условия оптимизации образовательной среды современного гуманитарного университета, способствующие успешной адаптации студентов- первокурсников к обучению.

Т.А.Кондратьева в своих исследованиях разработал структурно- содержательную модель оптимизации профессиональной деятельности педагога-психолога. Автор в эту модель включает семь основных блоков: «структурно-функциональный,  организационно-управленческий,

содержательный, профориентационный, поэтапный, критериальный блоки и блок профессионально важных качеств личности».

Похожие статьи

 

Добавить комментарий